Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

горские евреи

Энциклопедический словарь

Го́рские евре́и (самоназвание - джухур), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Язык татский. Верующие - иудаисты.

* * *

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ - ГО́РСКИЕ ЕВРЕ́И (самоназнание - джухур), этнолингвистическая группа евреев на Восточном Кавказе. Живут в основном в Российской Федерации, Азербайджане, Израиле. Общая численность около 20 тыс человек, в Российской Федерации - 3,3 тыс человек (2002). Говорят на татском языке, говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский. Письменность на основе русского алфавита.

Община горских евреев на Восточном Кавказе формировалась в 7-13 веках за счет выходцев из Северного Ирана. Переняв татский язык, горские евреи с 11 века стали селиться в Дагестане, где ассимилировали часть хазар. Тесные контакты с еврейскими общинами арабского мира способствовали тому, что у горских евреев утвердился сефардский литургический уклад. Сплошная полоса еврейских поселений охватывала территорию между городами Дербент и Куба. Горские евреи вплоть до 1860-х гг. платили местным мусульманским правителям харадж. В 1742 году правитель Ирана Надир-шах разрушил многие поселения горских евреев. В первой трети 19 века земли, на которых жили горские евреи, вошли в состав Российской империи. В ходе Кавказской войны в 1839-1854 годах многие горские евреи были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 1860-1870-х годов горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. В это же время устанавливаются контакты кавказских евреев с евреями-ашкеназами Европейской части России, представители горских евреев начинают получать европейское образование. В начале 20 века в Баку, Дербенте, Кубе были открыты школы для горских евреев, в 1908-1909 опубликованы первые еврейские книги на татском языке с использованием еврейского алфавита. Тогда же первые несколько сотен горских евреев эмигрировали в Палестину.

Во время гражданской войны часть селений горских евреев была разрушена, их население переселилось в Дербент, Махачкалу и Буйнакск. В начале 1920-х годов около трехсот семей выехало в Палестину. В период коллективизации был организован ряд колхозов горских евреев в Дагестане, Азербайджане, Краснодарском крае и в Крыму. В 1928 письменность горских евреев была переведена на латиницу, в 1938 - на кириллицу; был начат выпуск газеты для горских евреев на татском языке. В годы Великой Отечественной войны значительное число горских евреев, оказавшихся в оккупированных нацистами Крыму и Краснодарском крае, было уничтожено. В 1948-1953 были прекращены преподавание, литературная деятельность, издание газеты на родном языке горских евреев. В прежнем объеме культурная деятельность горских евреев не была восстановлена и после 1953 года. Начиная с 1960-х годов усилился процесс перехода горских евреев на русский язык. Значительное число горских евреев стало записываться татами. В то же время выросло стремление к эмиграции в Израиль. В 1989 году 90% горских евреев свободно владели русским языком или называли его родным. Во второй половине 1980-х годов выезд горских евреев в Израиль приобрел массовые масштабы и еще более усилился после распада СССР. За период с 1989 по 2002 число горских евреев в Российской Федерации сократилось втрое.

Традиционные занятия горских евреев: земледелие и ремесло. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. К началу 20 века с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждений разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслахосновном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 века главным занятием было кожевенное ремесло. К концу 19 - началу 20 века выросло число занятых мелкой торговлей, некоторые торговцы сумели разбогатеть на торговле тканями и коврами.

Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х - начала 1930-х годов была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до середины 20 века практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме.

Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. В конце 19 века начался процесс распада большой семьи.

Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент). Традиционные жилища каменные, с восточным убранством, из двух или трeх частей: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Комнаты детей отличались лучшим убранством, украшались оружием.

От соседних народов горские евреи заимствовали языческие обряды и поверья. Мир считался населeнным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Это - Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), Земирей (дух дождя), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались празднества. Властителю растений Идору был посвящен праздник Шев-Идор. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили еe в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты калым.

В значительной мере сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). В фольклоре выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма\`ни), исполнявшиеся поэтами-певцами (ма\`ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

горские школы

горский

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова горский

Морфемно-орфографический словарь

го́р/ск/ий.

Грамматический словарь

Го́рский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова горский

Полезные сервисы

горский ал-др ал

Гуманитарный словарь

ГО́РСКИЙ Ал-др Ал. (1871-1924) - артист балета, педагог, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1889 (кл. М. Петипа). В 1889-1900 артист Мариинского т-ра. В 1896-1900 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, для выпускного спектакля к-рого поставил балет "Клоринда". С 1900 артист и режиссер, с 1902 балетмейстер моск. Большого т-ра. Здесь за 20 лет Г., помимо капитальных ред. "Лебединого озера", "Жизели", "Баядерки", "Щелкунчика" и др., осуществил ряд оригин. пост. Среди них: "Дочь Гудулы" (1902, комп. А. Симон), "Саламбо" (1910, А. Аренде), "Любовь быстра!" (1913, Э. Григ), "Евника и Петроний" (1915, Ф. Шопен), "Пятая симфония" (1916, А. Глазунов), "Вечно живые цветы" (1922, Б. Асафьев). Творчество Г., составившее целую эпоху моск. балета, было противоречивым. Стремясь преодолеть условность классич. балета, Г. придавал гл. значение сюжетной драматургии спектакля, подчиняя ей драматургию муз. и хореографическую. Даже традиц. балеты превращались у него в почти бытовые мелодрамы с возможно точным соблюдением примет изображаемой эпохи. С др. стороны, Г. старался приблизить иск-во хореографии к интересам и вкусам совр. зрителя. Оказал несомненное влияние на крупнейших мастеров моск. балета - Е. Гельцер, С. Федорову, М. Мордкина и др. С 1902 преподавал в Моск. театр. уч-ще, среди его учеников: А. Абрамова, Л. Банк, А. Мессерер, М. Габович. Созданный Г. по мотивам спектакля М. Петипа балет "Дон-Кихот" (1900) - одно из классич. творений отечеств. хореографич. театра.

Полезные сервисы

горский александр алексеевич

Энциклопедический словарь

Го́рский Александр Алексеевич (1871-1924), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорского (1915; позднее государственного академического) театров. В 1901-24 работал в Большом театре. Поставил балеты: «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900), «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Лебединое озеро» (1912), «Щелкунчик» (1919, оба - П. И. Чайковского) и др. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства.

* * *

ГОРСКИЙ Александр Алексеевич - ГО́РСКИЙ Александр Алексеевич (1871-1924), российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее - государственных академических) театров (1915). В 1901-24 работал в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

горский александр васильевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

горский иван иванович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

горский, александр алексеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы