прил., кол-во синонимов: 2
гарамавшийся (4)
цеплявшийся (35)
граба́здать
граба́стать "захватывать", граба́зда "захватчик, тот, кто незаконно присваивает".
Ср. лит. grabasčióti "хватать, воровать", grebėzdúoti - то же, grebė̃zdas "неловкий человек", grebezdúoti "хватать ощупью"; см. Буга, РФВ 70, 249; М. - Э. 1, 646. Далее, к гра́бить.
ГРАБАЛ (Hrabal) Богумил (р. 1914) - чешский писатель. В рассказах, повестях "Поезда особого назначения" (антифашистская; 1965), "Я обслуживал английского короля" (1989), трилогии "Пострижение" (1976), "Красивая скорбь" (1979), "Миллионы арлекина" (1981) - образы людей городской периферии, использование гротеска, городского анекдота и жаргона.
Гра́бал Богумил (Hrabal) (1914-1996), чешский писатель. В рассказах, повестях «Поезда особого назначения» (антифашистская; 1965), «Я обслуживал английского короля» (1989), трилогии: «Пострижение» (1976), «Красивая скорбь» (1979), «Миллионы арлекина» (1881) - образы людей городской периферии, использование гротеска, городского анекдота и жаргона.
* * *
ГРАБАЛ Богумил - ГРА́БАЛ (Hrabal) Богумил (р. 1914), чешский писатель. В рассказах, повестях «Поезда особого назначения» (антифашистская; 1965), «Я обслуживал английского короля» (1989), трилогии «Пострижение» (1976), «Красивая скорбь» (1979), «Миллионы арлекина» (1981) - образы людей городской периферии, использование гротеска, городского анекдота и жаргона.
ГРАБАНУТЬ, -ну, -нёшь; сов., кого на что, на сколько и без доп.
Ограбить, обворовать или взять много чего-л. у кого-л.
Вчера у нас сберкассу грабанули.
Слушай, дай я тебя на сотню грабану - дай сто рублей.
см. ограбить
ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬ
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник - строитель, грабарь - землекоп, грабар(бнлор.) - землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
несов. неперех. местн. 1. Выполнять различные земляные работы; быть грабарем
ГРАБА́РКА, грабарки, жен. (обл. спец.). Тачка, повозка, употр. на земляных работах для перевозки земли.
-и, род. мн. -рок, дат. -ркам, ж. обл.
Дроги с установленным на них узким ящиком для перевозки земли.
1. граба́рка, граба́рки, граба́рки, граба́рок, граба́рке, граба́ркам, граба́рку, граба́рки, граба́ркой, граба́ркою, граба́рками, граба́рке, граба́рках
2. граба́рка, граба́рки, граба́рки, граба́рок, граба́рке, граба́ркам, граба́рку, граба́рок, граба́ркой, граба́ркою, граба́рками, граба́рке, граба́рках
ГРА́БАРНЫЙ и ГРАБАРСКИЙ, грабарная, грабарное (обл. спец.). прил. к грабарь. Грабарские, грабарные работы.
ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬ
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник - строитель, грабарь - землекоп, грабар(бнлор.) - землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
граба́рский, граба́рская, граба́рское, граба́рские, граба́рского, граба́рской, граба́рских, граба́рскому, граба́рским, граба́рскую, граба́рскою, граба́рскими, граба́рском, граба́рск, граба́рска, граба́рско, граба́рски
ГРАБАРЬ - муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.
-я́ и гра́барь, -я, м. обл. Землекоп.
Вихляев был хороший прораб и среди своих грабарей и сезонников пользовался общей любовью. Гладков, Энергия.
граба́рь, грабари́, грабаря́, грабаре́й, грабарю́, грабаря́м, грабарём, грабаря́ми, грабаре́, грабаря́х
гра́ба́рь
"землекоп, могильщик", также грабар, севск. Заимств. через укр. гра́ба́р, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabære - то же; см. Преобр. 1, 153.
ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬ
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник - строитель, грабарь - землекоп, грабар(бнлор.) - землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
- Его кисти принадлежат и «Февральская лазурь», и «Мартовский снег».
- Художник, основатель реставрации в России.
Граба́рь Владимир Эммануилович (1865-1956), юрист, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
* * *
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович - ГРАБА́РЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович). Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) - российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБА́РЬ Иг. Эмм. (1871-1960) - живописец, иск-вовед, реставратор, организатор охраны памятников иск-ва и архитектуры, педагог. Нар. художник СССР (1956), д. чл. АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петерб. АХ (1894-96), в школе А. Ажбе (Мюнхен, 1896-98, по окончании там же преподавал), многократно путешествовал по Зап. Европе, США, Египту, Турции. Чл. объединений "Мир иск-ва" (1902), "Союз рус. художников" (1903), "Осенний салон" (1906, Париж). Раннее творчество обнаруживает влияние югендстиля ("Дама с собачкой", 1899); манера лирич. пейзажей и натюрмортов 1901-08 импрессионистична ("Сентябрьский снег", 1903; "Февральская лазурь", 1904; "Мартовский снег", 1904; "Хризантемы", 1905). Работал как архитектор (б-ца "Захарьино" под Москвой). В сов. время писал пейзажи, портреты деятелей культуры (С. А. Чаплыгина, 1935, и др.), историко-рев. картины ("Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина", 1938).
Проницательный и тонкий историк иск-ва и худож. критик, Г. активно выступал в печати с 1899, стремясь распространять в России науч. принципы иск-вознания. Инициатор издания, автор важных разделов и ред. первой "Истории русского искусства" (тт. 1-6, 1909-16), где впервые подробно описал творчество лучших мастеров рус. архитектуры от петровской эпохи до сер. 19 в. Многие его интуитивные предположения подтвердились позднейшими исследованиями, и труд Г. полностью сохраняет актуальность до наст. времени. Ст. "Москва и Петербург" впервые подчеркивает разницу в градостроит. подходах двух столиц России. Автор монографий о творчестве И. И. Левитана, В. А. Серова и др.; один из авторов сов. "Истории рус. иск-ва" (т. 1-13, 1953-69), дир. Ин-та истории иск-в АН СССР (с 1944), проф. МГУ (с 1921), преподавал также в Моск. худож. ин-те (дир. в 1937-43), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (дир. в 1943-46).
В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где разработал принципы создания музея нового типа. В 1913-16 благодаря деят-ности Г. коллекция галереи пополнилась многочисл. произв. совр. рус. художников, ныне считающихся классиками отечеств. иск-ва: большая серия рисунков В. Серова, новые работы М. Сарьяна и Н. Гончаровой; приобретение портретов деятелей иск-ва и культуры того времени стало началом отд. коллекции музея. Г. был не только попечителем галереи, но создал научн. экспозицию по собств. плану, в 1917 под ред. Г. издан каталог, отразивший полный состав собрания, итоги экспозиционной работы музея и атрибуцию произведений. В 1917 Г. стал инициатором создания "Союза деятелей худож. хранилищ" и его первым председателем. "Союз" ставил задачи создания всерос. профсоюза деятелей худож. музеев "для достижения условий, благоприятствующих развитию музейного дела в России". В 1918 принимал участие в музеефицировании крупнейших моск. худож. собраний. Открыл мн. произв. рус. иск-ва 11-14 вв., в исследованиях к-рых ставил вопросы их соотнесения с проблемами происхождения и развития нац. худож. школы.
Родоначальник школы реставрации иконописи (по методике Г. работают доныне); основоположник системы и методики охраны и науч. реставрации памятников иск-ва, инициатор создания и рук. Центр. реставрац. мастерских (1918-30, дир.; с 1944 - рук.), к-рым присвоено его имя.
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совм. с Глаголем); И. Е. Репин. М., 1963-64. Т. 1-2; О др.-рус. иск-ве. М., 1966; О рус. архитектуре. М., 1969; В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980; Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994, и мн. др.
Лит.: Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. Выставка / Авт. вст. ст. О. И. Подобедова. М., 1971; Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1971.
И. Э. Грабарь. "Февральская лазурь". 1904
Граба́рь Игорь Эммануилович (1871-1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член AX СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря. Писал жизнерадостные, пронизанные светом импрессионистические пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников отечественного музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
* * *
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович - , Москва), русский художник и искусствовед. Народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович).
Видный мастер позднеимпрессионистической живописной традиции, ставший в то же время и самым авторитетным в первой половине - середине 20 века историком русского искусства, выдающимся музейно-реставрационным экспертом.
Начало пути
Родился в семье Э. И. Грабаря, общественного и политического деятеля, вынужденного переселиться из Австро-Венгрии с семьей в 1876 в Россию (город Егорьевск Рязанской губернии). Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности, у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) и П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович), а также в студии А. Ажбе (см. АЖБЕ Антон) в Мюнхене (с 1896); преподавал в организованной совместно с Ажбе школе (1898-1901). Кроме Германии, побывал в Италии и Франции. Жил и работал преимущественно в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) и «Союз русских художников» (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ).
«Прирожденный жизнерадостник» (как он сам себя охарактеризовал в письме к А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич)), человек огромной деловой энергии, Грабарь постоянно сочетал искусство с культурно-организаторской работой.
Грабарь-живописец
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ). Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе - 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907; обе в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (см. КЛЮЕВ Николай Алексеевич) (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938; обе в Государственном историческом музее).
Активно выступая в качестве художественного критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы» (см. СТАРЫЕ ГОДЫ), «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)) и др., он приветствует новаторские искания.
Строительство усадьбы Захарьино
В 1909-1914 Грабарь обращается и к архитектуре. Вдова клинициста Г. А. Захарьина, потеряв сына, решила построить в его память современную больницу-памятник и передать ее в дар московскому земству. Она обратилась к Грабарю, который за короткий срок не только выполнил проект, но и собственноручно сделал рабочие чертежи и шаблоны. В архитектуре здания были использованы мотивы построек Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа), которым Грабарь в это время был увлечен. Он даже ездил в Виченцу, где по его заказу были изготовлены капители. Строительство усадьбы Захарьино под Москвой не было закончено, так как здание больницы стало использоваться под военный госпиталь.
Грабарю принадлежит честь «открытия» замечательного архитектора 19-го столетия Д. И. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович), имя которого до этого практически не было известно.
«История русского искусства»
Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Эта поездка пробудила в нем страсть к русскому искусству, которая стала основой всей его жизни. Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы, избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».
Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс (см. МАРКС Адольф Федорович) попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича (см. ГНЕДИЧ Петр Петрович). Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства».
Первый вариант программы «Истории русского искусства» был готов в январе 1907. Все издание должно было состоять из 12 томов (3000 иллюстраций); архитектуру предполагалось выделить в особые тома. В 1909-1916 годы было выпущено 5 томов, причем Грабарь был не только редактором, но и автором важнейших разделов.
Параллельно с «Историей русского искусства» Грабарь предпринимает издание новой серии монографий «Русские города - рассадники искусства». В план были включены богатые архитектурными и художественными ценностями провинциальные города: Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Старица, Торжок, Рязань, Вятка, Пермь, Полоцк и др. Осуществить удалось только один выпуск.
В мае 1915 во время немецких погромов было разгромлено издательство Кнебеля, австрийского подданного. Тысячи хранившихся там редчайших негативов, в том числе и для серии «Русские города…», были уничтожены разъяренной толпой. Продолжать издание было уже невозможно.
С 1906 совместно с Кнебелем Грабарь осуществляет уникальную для того времени серию монографий о крупнейших мастерах современного русского искусства. Сам пишет книги о И. И. Левитане (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич) (в соавторстве с С. Глаголем, 1913) и о В. А. Серове (см. СЕРОВ Валентин Александрович) (1914).
Работа в Третьяковской галерее (1913-25)
В 1913 за монографию о художнике Серове Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а вскоре назначен попечителем Третьяковской галереи, затем ее директором. Он с энтузиазмом берется за новое дело: выпускает первый научный каталог собрания галереи, занимается изменением экспозиции картин в залах. Однако реэкспозиция вызвала негативную реакцию официальной критики.
В 1925 Грабарь отказывается от директорства и сосредоточивается на преподавательской деятельности в МГУ, где в течение десяти лет читает курс «Теории и практической реставрации памятников искусства и старины».
Реставрационная работа
После 1917 научная деятельность Грабаря направляется на охрану и реставрацию памятников древнерусского искусства. Уже в ноябре 1917 при Наркомпросе создается Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в дальнейшем преобразованная в Музейный отдел. Грабарь становится руководителем Отдела по делам музеев, выделенного из Музейного отдела. Чтобы поставить регистрацию и учет памятников на научную основу, он пишет в 1919 брошюру «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины».
В первые годы Советской власти энергичные усилия Грабаря направляются на реставрацию памятников архитектуры, прежде всего Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) и Ярославля, превратившегося после революционных боев в груду развалин.
В эти годы Грабарь знакомится с П. Д. Барановским (см. БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич) и привлекает его к развернувшимся реставрационным работам в Кремле и Ярославле. Деятельность Реставрационного подотдела распространилась на всю территорию России. Были организованы экспедиции для выявления и раскрытия памятников древнерусской живописи и поисков объектов древнерусского зодчества, нуждающихся в срочных ремонтно-реставрационных работах. В 1918 Грабарь становится директором Центральных реставрационных мастерских (до 1930; с 1944 научный руководитель), которые после его кончины стали носить его имя.
Возможность проследить становление художественных школ древнерусских княжеств заставила Грабаря и его единомышленников работать с исключительным энтузиазмом (с 1918). Впервые произведения древнерусской живописи и миниатюры экспонировались еще в 1890 на выставке в Российском историческом музее. Они вызвали большой интерес в России и за границей. Важную роль в деле сохранения и изучения древнерусской иконы сыграли частные собрания известных коллекционеров, таких как Н. П. Лихачев (см. ЛИХАЧЕВ Николай Петрович), И. С. Остроухов (см. ОСТРОУХОВ Илья Семенович) и др. Последним были предприняты работы по раскрытию икон от позднейших записей и их классификации. Началось обследование живописи Кирилло-Белозерского (см. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ), Ферапонтова (см. ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ) и Андроникова (см. АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ) монастырей, а также фресок в Пскове, Новгороде, Звенигороде и других городах. Приступили к реставрационным работам в Благовещенском соборе Московского Кремля с целью выявления творчества Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) и Феофана Грека (см. ФЕОФАН Грек). Во Владимире летом 1918 стали раскрывать фрески Дмитриевского собора и фрески Рублева в Успенском соборе. В 1920-1927 было организовано 15 научно-художественных экспедиций, инициатором и душой которых был Грабарь. Вышла в свет монография Грабаря об Андрее Рублеве с подзаголовком «Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов». Именно в этой работе он изложил принципы своего реставрационного метода. Кроме того, он сумел создать коллектив энтузиастов-исследователей, занимавшихся изучением древнерусского искусства.
Значение деятельности Грабаря не ограничивается организаторской и исследовательской работой в области древнерусского искусства. Он совершает поездки с выставками произведений русского искусства за рубеж. Особый резонанс вызвала выставка русской иконы, проходившая в 1929 в Германии.
С начала 1930-х годов в связи с разработкой генеральных планов реконструкции Москвы и других городов реставрационные работы стали постепенно сворачиваться, и в 1934 Центральные реставрационные мастерские были закрыты.
Реставрационные принципы Грабаря, неразрывно сочетающие задачи расчистки, консервации и научного осмысления старинных произведений, легли в основу современного российского реставрационного дела. Однако в послереволюционных условиях эта работа была сопряжена с тяжелыми для историка компромиссами (такими, как участие в насильственном изъятии церковных ценностей, а также в разработке пропагандистских мероприятий, облегчающих вывоз значительной части национально-исторического состояния за рубеж).
В годы Великой Отечественной войны Грабарь становится членом «Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками» и возглавляет «Комиссию по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР».
Итоги жизни
Грабарь вел огромную административную работу: был директором Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937-43, Академии художеств, 1943-46, а также созданного в 1944 по его инициативе Института истории искусств АН СССР, директором которого он был до конца жизни.
Под руководством и при авторском участии Грабаря вышло 5 томов новой «Истории русского искусства» (тт.1-13, 1953-69), до сих пор не превзойденной по широте охвата. Последние месяцы жизни Грабарь работал над разделами, посвященными русской архитектуре первой четверти 19 в., из которых успел закончить только один - об архитекторе Тома де Томоне (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан).
В 1947 под руководством Грабаря вышел коллективный труд «Русская архитектура первой половины ХVIII века».
Богатый историко-стилистический материал книг о Репине (1937; Государственная премия, 1941) и Серове (1949) не заслоняет политической тенденциозности многих его суждений. Автомонография «Моя жизнь» (1937) содержит вопреки всей своей автоцензурности массу ценных сведений о культуре «серебряного века».
Непосредственно причастный к тоталитарно-бюрократическим механизмам советской культурной политики, Грабарь, тем не менее, остался в памяти потомков фигурой, внушающей глубокое уважение. Тонкий руководитель-дипломат и большой художник, связавший судьбы русского до- и постреволюционного искусства, он спасал для потомков все, что было в его силах спасти, сам став своеобразной «личностью-музеем».
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) - российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты, портреты ("Н. Д. Зелинский", 1932). Руководитель издания первой научной "Истории русского искусства" (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". 1904. Третьяковская галерея.
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 - 1960), живописец и историк искусства; один из основоположников российского музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Создал жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи ("Мартовский снег", 1904), натюрморты ("Неприбранный стол", 1907), портреты ("Н.Д. Зелинский", 1932). Руководил изданием первой научной "Истории русского искусства" (1909 - 16). "Автомонография" (1939).
прил., кол-во синонимов: 27
бравший (68)
гребший под себя (8)
забиравший (62)
завладевавший (38)
заграбастывавший (12)
загребавший (11)
зажимавший (43)
зажуливавший (20)
запускавший лапу (18)
запускавший руку (18)
захапывавший (12)
захватывавший (90)
зацапывавший (17)
клавший в карман (19)
накладывавший лапу (21)
накладывавший руку (19)
овладевавший (48)
отхватывавший (47)
прибиравший к рукам (22)
пригребавший к рукам (20)
прикарманивавший (29)
присваивавший (52)
урывавший (30)
хапавший (47)
хватавший (49)
цапавший (18)
несов. перех. разг.-сниж.
1. Хватая руками кого-либо или что-либо, притягивать к себе; загребать.
2. перен.
Брать, присваивать (деньги, имущество и т.п.).
ГРАБА́СТАТЬ -аю, -аешь; нсв. (св. заграба́стать и сграба́стать). кого-что. Разг.-сниж. Хватать, захватывать.
-аю, -аешь; несов., перех.
(сов. заграбастать и сграбастать).
прост. Хватать, захватывать.
Весь мир грабастают рабочие ручищи, Всю землю щупают, - в руках чего-то нет. Безыменский, Партбилет № 224332.
цапать, овладевать, забирать, захватывать, зажимать, присваивать, хапать, захапывать, хватать, прибирать к рукам, класть в карман, отхватывать, запускать лапу, пригребать к рукам, запускать руку, заграбастывать, накладывать руку, брать, класть себе в карман, урывать, зацапывать, завладевать, прикарманивать, зажуливать, накладывать лапу
прил., кол-во синонимов: 18
берущий (55)
забирающий (48)
завладевающий (24)
заграбастывающий (11)
загребающий (11)
зажимающий (27)
зажуливающий (12)
захапывающий (12)
захватывающий (93)
зацапывающий (17)
овладевающий (37)
отхватывающий (40)
прикарманивающий (19)
присваивающий (34)
урывающий (21)
хапающий (28)
хватающий (32)
цапающий (12)
захватывающий, завладевающий, урывающий, прикарманивающий, хватающий, зажимающий, зацапывающий, захапывающий, заграбастывающий, отхватывающий, присваивающий, забирающий, овладевающий, зажуливающий, цапающий, хапающий, берущий