ж.
1. Превращение некой понятийной категории в грамматическую категорию.
2. Утрата знаменательным словом лексической самостоятельности как результат употребления его в служебной функции (в лингвистике).
ж.
1. Превращение некой понятийной категории в грамматическую категорию.
2. Утрата знаменательным словом лексической самостоятельности как результат употребления его в служебной функции (в лингвистике).
Одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]
Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: "С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика - это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях" [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и модернистской грамматики. Возникает вопрос: "Можно ли ее вообще будет назвать грамматикой?"
Грамматикализация - одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]. Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: «С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика - это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях» [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и модернистской грамматики. Возникает вопрос: «Можно ли ее вообще будет назвать грамматикой?»
1) Утрата словом лексической самостоятельности в связи с употреблением его в служебной функции. ср. роль глагола быть в сочетаниях; быть дома - быть студентом.
2) Превращение словосочетания в аналитическую форму слова. Более интересный (то же, что интереснее).
См. grammaticalizzazione.
Грамматикализация - Утрата знаменательным словом лексической самостоятельности и его переход в разряд служебных слов или элементов аналитических грамматических форм (например, превращение деепричастия благодаря, падежной формы существительного порядка в предлоги; глагол ' быть' в составе аналитической формы будущего времени: буду писатъ)
Ср. лексикализация.
Однонаправленная эволюция от одной крайней зоны данного континуума к другой в диахроническом аспекте, постепенное развитие в направлении: сильно автономная словоформа → слабо автономная словоформа → клитика → полуклитика → формант → аффикс.
Однонаправленная эволюция от одной крайней зоны данного континуума к другой в диахроническом аспекте, постепенное развитие в направлении: сильно автономная словоформа → слабо автономная словоформа → клитика → полуклитика → формант → аффикс.
грамматикализация темы - "Подчеркивание" единства темы синтаксическими конструкциями, которые открывают сложное синтаксическое целое, занимая в нем начальную позицию:
1) именительный темы;
2) инфинитив темы: Быть поэтом...;
3) вопросительное предложение;
4) обстоятельства времени;
5) указание на появление нового лица;
6) лексические средства, подчеркивающие смену ситуации, ее неожиданное изменение, выделяющие новый этап действия. Конец сложного синтаксического целого может быть выделен лексически: глаголами, указывающими на завершение действия, уход персонажей.
грамматикализация темы - «Подчеркивание» единства темы синтаксическими конструкциями, которые открывают сложное синтаксическое целое, занимая в нем начальную позицию:
1) именительный темы;
2) инфинитив темы: Быть поэтом...;
3) вопросительное предложение;
4) обстоятельства времени;
5) указание на появление нового лица;
6) лексические средства, подчеркивающие смену ситуации, ее неожиданное изменение, выделяющие новый этап действия. Конец сложного синтаксического целого может быть выделен лексически: глаголами, указывающими на завершение действия, уход персонажей.