Григоро́вич Юрий Николаевич (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946-64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964-95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил: «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1961), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966). В балете «Спартак» А. И. Хачатуряна впервые раскрыл народно-героическую тему средствами симфонизированного классического танца (1968; Ленинская премия, 1970). Поставил также балеты: «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982). Осуществил новую редакцию классических балетов: «Лебединое озеро» (1969), «Спящая красавица» (1973, оба - Чайковского), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984), «Корсар» А. Адана - Ч. Пуни (1994) и др. Государственная премия СССР (1985).
* * *
ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич - ГРИГОРО́ВИЧ Юрий Николаевич (р. 1927), российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946-64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964-95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1961), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966). В балете «Спартак» А. И. Хачатуряна впервые раскрыл народно-героическую тему средствами симфонизированного классического танца (1968; Ленинская премия, 1970). Поставил также балеты: «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984). Государственная премия СССР (1985).
* * *
ГРИГОРО́ВИЧ Юрий Николаевич (р. 2 января 1927, Ленинград), российский балетмейстер, танцовщик, педагог. Народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской (1969) и Государственной (1977) премий.
Начало. Переход в Большой
В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище. В 1946-1961 - солист Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где исполнял характерные и гротескные партии: Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Ретиария в «Спартаке», Шурале в одноименном балете, Северьяна в «Каменном цветке», Ли шан фу в «Красном маке» и др. Обладал высоким прыжком и ярким сценическим темпераментом.
Проработал несколько лет балетмейстером в Кировском театре (1962-1964), где поставил «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) (1957) и «Легенду о любви» А. Д. Меликова (см. МЕЛИКОВ Ариф Джангирович) (1961) (позднее оба балета были перенесены им на сцену Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), где шли на протяжении нескольких лет с неизменным успехом). В 1964 был приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр, в котором проработал более 30 лет. В 1965 окончил ГИТИС (см. ГИТИС) им. А. В. Луначарского.
Шедевры Григоровича
Почти каждая его постановка становилась событием в музыкальной жизни страны. Кроме уже названных «Каменного цветка» и «Легенды о любви», с постоянными аншлагами шли спектакли: «Спартак» А. И. Хачатуряна (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич) (1968, одна из вершин творчества балетмейстера), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975; парижская редакция, 1976), «Ангара» А. Я. Эшпая (см. ЭШПАЙ Андрей Яковлевич) (1976), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) (1982). В 1978 Григорович поставил в Парижской Опере «Ромео и Джульетту» Прокофьева (1978), а год спустя (1979) - новый вариант в Большом. В 1999 осуществил третью редакцию этого балета для труппы «Кремлевский балет».
Собственное отношение к классике
Особое место в творчестве Григоровича занимает работа над произведениями классического наследия. Ему принадлежит одна из лучших версий «Щелкунчика» (1966), которую он создал для В. В. Васильева (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович) и Е. С. Максимовой (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна). Он предложил два противоположных по тенденциям варианта «Спящей красавицы» (1963, 1973). В 1969 Григорович, пытаясь приблизиться к концепции партитуры Чайковского, поставил «Лебединое озеро» с трагическим финалом - после генеральной репетиции его заставили переделать балет. Драматургически выстроены, насыщены новыми танцами его редакции «Раймонды» (1984), «Баядерки» (1991). Он также возобновлял балеты «Дон Кихот», «Жизель», «Корсар». Его балеты до сих пор составляют основу репертуара Большого театра.
Вклад балетмейстера
Неотразимым магнетизмом личности наделен этот крупнейший русский хореограф-романтик второй половины 20 в. Прекрасный драматург, он с одинаковым успехом выстраивает как общую концепцию своих масштабных спектаклей, так и психологические взаимоотношения героев. Григорович всегда тяготел к сквозной танцевальности всего спектакля, при этом использовал все виды танца, хотя предпочтение отдавал классическому. Он великолепно ставил огромные кордебалетные ансамбли (например, «Аппиева дорога» в «Спартаке»), возвышенные лирические дуэты главных героев, их индивидуализированные вариации-монологи. С тех пор, как он в возрасте 30 лет создал свой первый шедевр «Каменный цветок», открывший новую эру в советском балете, его всегда окружали мудрые советники. Среди его учителей был старейший русский балетмейстер Ф. В. Лопухов (см. ЛОПУХОВ Федор Васильевич). Ближайшим другом и духовным наставником Григоровича был художник С. Б. Вирсаладзе (см. ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратионович), создававший не только декорации и костюмы, но и сценически-пространственное решение его постановок. Григоровича поддерживала его первая жена - прекрасная балерина и одареннейшая ученица А. Я. Вагановой (см. ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна) А. Я. Шелест. А его музой, героиней многих его балетов стала Н. И. Бессмертнова (см. БЕССМЕРТНОВА Наталия Игоревна) - его вторая жена. Чуткий к таланту, Григорович всегда работал с первоклассными исполнителями, чьи имена, во многом благодаря его постановкам, вошли в легенду. Среди них Васильев, М. Л. Лавровский (см. ЛАВРОВСКИЙ Михаил Леонидович), М. Э. Лиепа (см. ЛИЕПА Марис), Ю. К. Владимиров (см. ВЛАДИМИРОВ Юрий Кузьмич), А. Б. Годунов (см. ГОДУНОВ Александр Борисович), И. Дж. Мухамедов и др. И только роковой вопрос о лидерстве и власти в Большом разлучил бывших соратников, подорвав при том фундамент «театра Григоровича». Несмотря на это, лучшие его балеты давно вошли в золотой фонд мировой хореографии 20 в.
В 1995 Григорович ушел из Большого. С тех пор он активно сотрудничает со многими балетными труппами в России (в Уфе, Краснодаре, Якутске), ставит свои сочинения за рубежом (в Польше, Чехословакии, Австрии, Италии и т.д.). Григорович - председатель жюри международных конкурсов в Москве, Осаке, конкурса имени С. Лифаря (см. ЛИФАРЬ Серж) в Киеве, комитета по присуждению ежегодной международной премии «Benois de la Danse» («Бенуа де ля Данс»). На видеокассетах записаны лучшие его балеты.