Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

губай

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Маленький раб божий; ребенок.

Полезные сервисы

губайда

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Женское имя.

Маленькая рабыня, подчиненная.

Полезные сервисы

губайдулина софия асгатовна

Энциклопедический словарь

Губайду́лина София Асгатовна (р. 1931), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в том числе тембровой, в нетрадиционных составах инструментов. Кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968), «Посвящение Марине Цветаевой» (1984), симфония «Слышу... умолкло...» (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и др. Ныне живёт в Германии.

* * *

ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна - ГУБАЙДУ́ЛИНА София Асгатовна (р. 24 октября 1931, Чистополь, Татария), российский композитор.

В 1954 окончила Казанскую консерваторию по классу фортепиано Г. Когана. В 1954-59 училась в Московской консерватории у Н. Пейко (композиция); в 1960-63 совершенствовалась в аспирантуре у В. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). В музыкальной жизни СССР 1960-1980-х гг. занимала независимую позицию. В отличие от двух других представителей «московской тройки» композиторов-нонконформистов, Э. Денисова (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич) и А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), Губайдулина не преподавала в консерватории и сравнительно мало писала для кино, впрочем, ее наиболее значительные прикладные партитуры - музыка к мультфильму Р. Давыдова «Маугли» (1971) и к фильму Р. Быкова (см. БЫКОВ Ролан Антонович) «Чучело» (1984) - отличаются высокими художественными достоинствами и во многом способствовали успеху обоих фильмов. До начала 1980-х камерная и симфоническая музыка Губайдулиной редко звучала в СССР и была почти неизвестна за границей. Мировое признание принес Губайдулиной скрипичный концерт Offertorium («Жертвоприношение»), впервые исполненный Г. Кремером в 1981 в Вене. Ее известность укрепилась после 1985, когда она начала выезжать на Запад и получать заказы из разных стран. С 1992 Губайдулина живет в Германии.

Подобно другим советским «авангардистам» ее поколения, в 1960-х гг. Губайдулина пробовала свои силы в серийной технике (кантата «Ночь в Мемфисе» для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на тексты из древнеегипетской лирики, 1968), пользовалась различными новыми методами организации звукового материала, заимствованными из опыта западных коллег. Однако уже тогда сложился ее глубоко индивидуальный стиль, не имеющий параллелей в современной музыке. В основе большинства партитур Губайдулиной лежит идея взаимодействия и столкновения антитез. Она отражена в заглавиях ряда ее произведений: «Шум и тишина» для клавесина и ударных (1974), «Светлое и темное» для органа (1976), «Сад радости и печали» для флейты, арфы и альта (1980), «Слышу... умолкло...» для большого оркестра (1986), Pro et Contra для большого оркестра (1989), «Чет и нечет» для ударных и клавесина (1991), «Два пути (посвящение Марии и Марфе)» для двух альтов и оркестра (1999) и т. д. Фундаментальное значение для Губайдулиной имеет противопоставление «земного» (развивающегося, материального) и «небесного» (статичного, идеального) начал. Воплощениями первого часто выступают вибрирующие звучания, хроматизмы (см. ХРОМАТИЗМ) (иногда также микрохроматизмы), эффекты глиссандо (см. ГЛИССАНДО), яркие, кричащие звуковые пятна, воплощениями второго - натуральные флажолеты (частичные тоны, извлекаемые на струнных щипковых и смычковых иснтурментах), мажорные трезвучия, тишина (символика тишины особенно выразительно подчеркивается в симфонии «Слышу... умолкло...», кульминационный момент которой представляет собой соло дирижера на фоне молчащего оркестра). Центральный символ, вокруг которого строится весь художественный мир Губайдулиной, - распятие, сочетающее в себе вертикаль вечного Божественного смысла и горизонталь реального времени; непосредственно образом Креста вдохновлены некоторые из ее лучших опусов, в том числе In Croce («На Кресте») для виолончели и органа (1979), Offertorium («Семь слов Спасителя на Кресте») для виолончели, баяна и струнных (1982). В поисках новых средств и форм для воплощения религиозно-мистических идей Губайдулина много экспериментирует с нетрадиционными приемами игры, необычными сочетаниями инструментов, числовыми структурами (числами Фибоначчи (см. ФИБОНАЧЧИ ЧИСЛА) и др.), в которых она также усматривает глубокий символический смысл.

В 2001 была удостоена медали Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) за сочинение «Страсти по Иоанну» (2000).

Большой энциклопедический словарь

ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (р. 1931) - российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в т. ч. нетрадиционный состав инструментов. Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), симфония "Слышу... умолкло..." (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и др.

Полезные сервисы

губайдулина, софия асгатовна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (родилась в 1931), российский композитор. В творчестве, синтезирующем музыкальные традиции "Запада" и "Востока", использует современные средства выразительности, в том числе тембровой (нетрадиционные инструментальные составы). Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), "Аллилуйя" (1990), симфония "Слышу... умолкло..." (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и др.

Полезные сервисы

губайдулины

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

ГУБАЙДУЛИНЫ

Происхождение фамилии от татаро-мусульманского имени Убайдула

Полезные сервисы

губайдулла

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Раб Аллаха. Диалектальный вариант: Абайдулла.

Полезные сервисы

губайдуллин дамир анварович

Энциклопедический словарь

ГУБАЙДУЛЛИН Дамир Анварович - ГУБАЙДУ́ЛЛИН Дамир Анварович (р. 6 декабря 1956, Казань, Татарская АССР), российский ученый-механик, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области механики многофазных сред. Директор Института механики и машиностроения КазНЦ.

Полезные сервисы

губайдуллина софия асгатовна

Гуманитарный словарь

ГУБАЙДУ́ЛЛИНА София Асгатовна (род. 1931) - композитор. Окончила Казанское муз. уч-ще по кл. фп. (1945) и Казанскую конс. (по фп. у Г. М. Коган, по композиции у А. К. Лемана), Моск. конс. по композиции у Н. И. Пейко (1959) и аспирантуру у В. Я. Шебалина (1962). В 70-х гг. наряду с А. Шнитке и Э. Денисовым - одна из видных представителей отечеств. муз. авангарда. Существенный компонент муз. языка соч. Г. - сонористика (серия соч. для ударных "Соната", "Музыка для клавесина и ударных", "Шум и тишина", "Юбиляции", "В начале был ритм"). Осн. тема творчества Г. - христианство в филос. осмыслении евангельской символики с позиций православия (Концерт для фп., флейты, фагота и камерного оркестра - Introitus, 1978), "На кресте" - для органа и виолончели (1979), "Сад радости и печали" - для флейты, альта и арфы (1979), "Радуйся" - соната для скрипки и виолончели (1981), "Семь слов" - партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982). Г. также автор Скрипичного концерта "Offetorium" (1982), написанного на тему короля Фридриха Великого из "Муз. приношения" Баха, кантаты "Perception" для сопрано, баса и семи струнных инструментов (1983) и Симфонии "Stimmen… Verstummen" (1986), включающей эл-ты сценич. действа.

Лит.: Холопова В. Н., Рестаньо Э. Софья Губайдуллина. М., 1996.

Полезные сервисы