Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гумбольдтианство

Орфографический словарь

гумбольдтиа́нство, -а

Лингвистика

Гумбольдтиа́нство -

совокупность взглядов на язык и способы его

изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы

В. Гумбольдта, основателя общего языкознания и

философии языка. Теоретико-методологическую базу

этой программы составляет антропологический подход к языку, в

соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в

тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной

жизнью.

Лингвистическая концепция Гумбольдта возникла как реакция на

антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв., а также

на логические и универсалистские концепции (см. Логическое направление, Универсальные грамматики); она опирается на идеи

И. Гердера о природе и происхождении языка, о

взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.‑В.

Шлегелей. Философские воззрения Гумбольдта сформировались в свете идей

немецкой классической философии (И. Кант, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель,

Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг, Ф. Г. Якоби и другие). Идеи Гумбольдта явились

одним из источников философской антропологии - течения

западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1‑й

половины 20 в.

Язык, по Гумбольдту, - живая деятельность человеческого духа, единая

энергия народа, исходящая из глубин человеческого существа и

пронизывающая собой все его бытие. Язык есть не оконченное дело или вещь

(Ergon - эргон»), а деятельность (Energeia - «энергейя»). В нём

сосредоточивается не свершение духовной жизни, но сама эта жизнь.

Истинное определение языка может быть только генетическим. Язык -

главнейшая деятельность человеческого духа, лежащая в основе всех

других видов человеческой деятельности. Он есть сила, делающая человека

человеком. Языки, по Гумбольдту, являются отображением изначальной

языковой способности, заложенной в человеке в виде некоторых смутно

осознаваемых принципов деятельности и актуализирующейся с помощью

субъективной активности говорящего. Человек, пробуждая в себе свою

языковую способность и развёртывая её в ходе языкового общения, всякий

раз своими собственными усилиями создаёт сам в себе язык. Язык есть не

мёртвый продукт (Erzeugtes), а созидающий

процесс, порождение (Erzeugung).

Порождение языка, по Гумбольдту, представляет собой синтетический

процесс сплавления понятия со звуком, превращающий звук в живое

выражение мысли. Синтез включает два логически последовательных, а в

реальности - одновременных момента: 1) расчленение бесформенной

субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и

языкового понятия; 2) соединение их в единое целое до чистого

проникновения друг в друга.

С понятиями языкового синтеза и порождения тесно связано понятие

формы языка, под которой Гумбольдт понимает постоянное и единообразное

начало в созидательной деятельности духа по выражению мысли с помощью

звука, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности. Форма

языка, по Гумбольдту, есть синтез отдельных языковых элементов в своём

духовном единстве. Форма каждого языка находится в неразрывной связи с

духовными задатками говорящего на нем народа и является неповторимо

индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и

одинакова для всех языков. Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка»

(innere Sprachform) как глубинный принцип его

порождения, определяющий собой всё своеобразие языковой организации, и

«внешнюю форму языка» (звуковую, грамматическую и т. д.), в которой

проявляется и воплощается внутренняя форма, не запечатлеваясь ни в одной

из частей этой формы.

Предназначение языка, по Гумбольдту, состоит в том, чтобы:

1) осуществлять «превращение мира в мысли», 2) быть посредником в

процессе взаимопонимания людей, выразителем их мыслей и чувств,

3) служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая

стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение

говорящих. Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; мышление

не просто зависит от языка вообще, а до известной степени

обусловливается каждым конкретным языком; языки - органы

оригинального мышления наций.

В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения

мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком.

Различные языки, по Гумбольдту, являются различными мировидениями. Они

представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают

различные ви́дения её. Слово - это отпечаток не

предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим

предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно

эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его

пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные

предметы, в действительности созидает; он формирует для говорящего на

нём народа картину мира. Каждый язык, по Гумбольдту, образует вокруг

народа, к которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого

можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения,

оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек

обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.

Язык, в понимании Гумбольдта, представляет собой «напряжённое» живое

целое своих противоположных и взаимно предполагаемых начал, пребывающих

в подвижном равновесии. Гумбольдт различает в языке (по интерпретации

Х. Штейнталя, А. А. Потебни, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева) следующие

антиномии: деятельности - предметности («энергейи» и «эргона»,

жизненности - вещности), индивидуума - народа (индивидуального -

коллективного), свободы - необходимости, речи - понимания, речи - языка, языка - мышления (человеческого

духа), устойчивого - подвижного, логического - стихийного,

импрессионистически-индивидуального - монументального,

континуального - дискретного, объективного - субъективного начал.

Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта

составляют:

синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка

и человека - язык трактуется им одновременно как организм духа и

самодеятельность, или деятельность, духа;

диалектический подход (антиномическая трактовка природы языка);

системно-целостный взгляд на язык;

приоритет динамического процессуально-генетического подхода над

структурно-статическим планом описания языка;

трактовка языка как порождающего себя организма;

приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над

историческом анализом движения языка в конкретно-историческом

времени;

приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков

и языку как общему достоянию человечества; попытка представить в

идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка

как такового;

отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление

языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с

искусством;

сочетание философско-отвлечённого взгляда на язык со

скрупулёзно-научным подходом к его изучению.

Грамматический словарь

гумбольдтиа́нство с 1a

Полезные сервисы