Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

декламация

Толковый словарь

I ж.

1. процесс действия по гл. декламировать I

2. Результат такого действия; декламирование 2..

II ж.

1. процесс действия по гл. декламировать II

2. Результат такого действия; неестественная приподнятость, патетичность речи; ложный пафос.

Толковый словарь Ушакова

ДЕКЛАМА́ЦИЯ, декламации, мн. нет, жен. (лат. declamatio). Действие по гл. декламировать. В концертном отделении будет пение и декламация.

|| Искусство выразительного чтения. Курс хоровой декламации.

Толковый словарь Ожегова

ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несов., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение.

Популярный словарь

Декламация

-и, ж.

1) Искусство выразительного чтения; само такое чтение.

Актер блестяще владел декламацией.

...При декламации [Демосфен] клал в рот гальку, чтобы добиться предельной подвижности артикулирующих органов и этим обеспечить хорошую дикцию... (Козаржевский).

Синонимы:

чте́ние

2) перен. Напыщенная, неестественная манера речи, изложения, ложный пафос.

Никакого содержания, одна декламация! Не деловое предложение, а сплошная декламация.

В его словах слышались напыщенность и декламация.

Родственные слова:

деклами́ровать, декламацио́нный, деклама́тор, деклама́торский

Этимология:

От немецкого Deklamation (← фр. déclamation ← лат. declamatio ‘упражнение в произнесении речей, в красноречии’).

Культура речи:

Декламация и деклами́рование совпадают в значении ‘выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов’, но различаются употребительностью: декламирование употребляется реже. Декламация (декламирование) стихов. Только декламация употребляется в значении ‘искусство выразительного чтения’. Обучать пению и декламации.

Энциклопедический комментарий:

В Древнем Риме декламацией называлось упражнение в красноречии при овладении ораторским искусством, а также произнесение учебных или парадных речей, в наше время - называют чтение стихов. Декламация является интерпретацией текста, т. е. выделением одного из многих потенциальных его осмыслений, поскольку пишущий не дает указаний на тон, тембр и силу голоса, минимально ориентирует в интонации, в длительности и месте пауз. Предметом филологического внимания декламация стала в начале XX в. Со временем словом "декламация" стала обозначаться и ложная, показная манера речи. К. С. Станиславский считал такую декламацию одним из грубейших проявлений пустоты и фальши в актерском искусстве.

Энциклопедический словарь

ДЕКЛАМА́ЦИЯ -и; ж. [лат. declamatio] Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы. // Напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи.

Декламацио́нный, -ая, -ое.

* * *

деклама́ция (от лат. declamatio - упражнение в красноречии), 1) искусство художественного чтения стихов или прозы. 2) (Перен.) напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить.

* * *

ДЕКЛАМАЦИЯ - ДЕКЛАМА́ЦИЯ (от лат. declamatio - упражнение в красноречии), искусство художественного чтения стихов или прозы.

Большой энциклопедический словарь

ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatio - упражнение в красноречии) - искусство художественного чтения стихов или прозы.

Академический словарь

-и, ж.

Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы.

Пятистопные стихи без рифм требуют совершенно новой декламации. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 4 сент. 1822.

[Артист Давыдов] заставил нас задуматься о том секрете декламации, произношения и выразительности, который был ему известен. Станиславский, Моя жизнь в искусстве.

|| перен.

Напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи.

Вообще в словах Кокошкина слышна была напыщенность, декламация, и это отнимало искренность у его речи, касающейся даже предмета, страстно им любимого. С. Аксаков, Литературные и театральные воспоминания.

Зина с удивлением слушала всю эту длинную декламацию, отлично зная, что маменька никогда не впадет в такой тон без причины. Достоевский, Дядюшкин сон.

[лат. declamatio]

Гуманитарный словарь

ДЕКЛАМА́ЦИЯ (лат. declamatio - упражнение в красноречии) - публичное произнесение стихов и прозы как иск-во, включает также жест и мимику. В Др. Риме Д. - упражнение в красноречии как элемент ораторского иск-ва. Д. условно может быть названо иск-во чтения поэтич. произв. в архаич. обществах, передававших их только или гл. обр. в устной традиции, позднее - иск-во проповеди и иной публичной речи. Изменение соотношения устной и письм. речи в Новое Время, связанное с изобретением книгопечатания и развитием письм. форм коммуникации, сформировало Д. как компонент прежде всего сценич. иск-ва.

В т-ре эпохи Классицизма, драматургия к-рого была преимуществ. стихотворной, сформировалось понятие Д. как поведения актера. Понимание Д. классицизмом обусловлено абсолютным приматом слова в театр.-драматич. иск-ве, ориентацией его на логич. структуру высказывания. В Классицизме слово было звуковым жестом, действием, синтаксис определялся логикой мысли, соответственно представлениям о разумности бытия, торжестве разума над страстью, поэтому классицистский т-р построен на соединении иск-ва Д. как красноречия и зрелищного иск-ва декораций и сценич. эффектов. Отвечавшая классицизму манера Д. как сценич. речи воспринималась описателями следующих поколений как "завывающая", распевная, условная, следующая интонацией не синтаксич. структуре и смыслу слов, а ритму стихов (прежде всего александрийского стиха, принципиально довольно монотонного и уравнивающего ритмич. вариации). Соответственно ритму стиха и логике высказываний строились также статичные мимика, жесты, позы актеров.

Принципы Классицизма, разработанные во Франции 17 в., оказали влияние на все жанры литературы в России 18 в., войдя составной частью в творчество поэтов, принадлежавших духовно Барокко, Рококо, Сентиментализму. Поэзия 18 в. принципиально ориентирована на устное воплощение, и письм. форма была технич. стороной ее существования. Ю. Н. Тынянов показал ораторский характер основного жанра поэзии 18 в. - оды, - предполагавшей торжеств. Д. ее в дворцовых интерьерах (первейшего одописца М. В. Ломоносова - в залах В. В. Растрелли), хотя реально оды обычно не читались, но подносились в письм. виде во время празднеств.

Становление Романтизма изменило принципы Д., основой к-рой стал принцип свободы актерского вдохновения и чувства, эмоциональная, а не логич. орг-ция речи. Многочисл. мемуары о Д. эпохи Романтизма указывают на высокую эмоциональность Д., с трудом поддающуюся пересказу. В эпоху Романтизма в основе Д. остается стихотв. ритм, чрезвычайно умноживший число своих форм. Важнейшей чертой Д. эпохи Романтизма было сосуществование собственно театральной Д. с салонной, исполнявшейся не столько актерами, сколько самими поэтами. Активное участие столичных поэтов в театральных постановках обеспечивало единство принципов Д.

История Д. с сер. 18 до нач. 20 вв. отражает эволюцию лит-ры и мировоззрения в целом от Классицизма к Романтизму, затем к Реализму, и далее к Символизму. Каждое новое поколение воспринимало Д. предыдущей эпохи как фальшивую, напыщенную и искало новые ее формы, отражающие, по его мнению, истинную жизнь. Слово "театральность" часто становилось ругательством у самих деятелей т-ра, и более всего было дискредитировано слово "Д.".

С развитием Реализма в драматургии и распространением прозаич. драмы как основного жанра в театральном репертуаре Д. радикально изменилась. С сер. 19 в. ее определял не поэтич. ритм, а интонация литературно преображенной разговорной речи. Термин Д. во времена А. Н. Островского означал выразит. худож. чтение, основанное на интонационной передаче высказываний, соответственно значению слов и речевым характеристикам персонажей. С 1840-х гг. устраиваются публичные лит. чтения - концерты, в которых актеры исполняли стихотворные, а позже и прозаич. произв.: на основе Д. начинает рождаться особое иск-во. В связи с широким распространением любительского исполнения поэтич. текстов появляются школы актерского иск-ва и теоретич. разработки основ выразит. речи. Начиная с педагогич. деятельности П. М. Садовского, иск-ву "выразит. слова" было посвящено множество педагогич. трудов и исследований, во многом оставшихся бесценными источниками сведений о фонетич. и парафонетич. св-вах живой речи. Они особ. распространились в связи с появлением жанра эстрадного исполнения прозы, и еще более - в лит. напряженной жизни "серебряного века", с возрождением салонов и поэзии, распространением авторского публичного исполнения стихов, появлением средств звукозаписи.

Одновременно методы обучения Д. становятся и методами обучения пониманию лит. произв. через его выразит. чтение. Среди выдающихся исследователей и педагогов Д. можно назвать В. В. Сладкопевцева, В. П. Шереметевского, В. П. Острогорского, С. М. Волконского, крупнейшими исполнителями 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. были М. С. Щепкин (инициатор публичных лит. чтений, 1843), М. Н. Ермолова, П. А. Никитин (1836-80), устраивавший лит. концерты в 1850-х гг., И. Ф. Горбунов, создавший свой репертуар из сочинявшихся им сценок быта, чтец-любитель педагог А. Ф. Бардовский (1857-1918), чтец-любитель психиатр В. В. Чехов, актеры В. И. Качалов, О. Э. Озаровская, В. Н. Андреев-Бурлак, В. В. Максимов (1880-1937), А. А. Закушняк.

В начале 20 в. поиски новых поэтич. ритмов и активность поэтов как исполнителей собств. стихов возродили отчасти понимание поэзии как принципиально устной формы словесного иск-ва, вступив в конфликт со сложившейся актерской реалистич. интерпретацией стихотворных текстов. Этот конфликт существует с тех пор 100 лет и проявляется в ритмич. чтении поэтов и демонстративно антиритмич. чтении актеров, стремящихся исполнять стихи, полностью игнорируя специфику стихотворного текста. К началу 20 в. относятся также первые экспериментально-фонетич. исследования особенностей стиховой речи, стиховой интонации (С. И. Бернштейн, "Голос Блока" и др.).

Слово "Д." стало ругательством вследствие деятельности К. С. Станиславского и ее интерпретации как "системы" в сов. время. Главное для Станиславского представление - о "подтексте", о существовании внутр. действия, лишь косв. отраженного в словах, - породило требование порождения сценич. речи не из текста, а из его интерпретации. Эта идея, вполне символистского толка, была созвучна исканиям писателей и мыслителей эпохи модерн и, в частности, А. П. Чехова, весьма односторонне интерпретированного в постановках МХТ. Во времена разработки К. С. Станиславский был одним из мэтров, но не иконой в сценич. иск-ве, и творчество многих вышеназв. исследователей, педагогов и исполнителей сосуществовало во времени с его подходом. Будучи канонизирована в сов. время, концепция сценического искусства Станиславского, чьи символистские источники игнорировались и, видимо, не осознавались, была в свою очередь интерпретирована в духе соц. реализма. Это привело в итоге к значительным утратам традиций иск-ва выразит. речи. Хотя одноврем. с 1920-х гг. активно развивалось иск-во худож. чтения, ставшее новым периодом иск-ва Д. и поддержанное задачами культ. просвещения, распространением звукозаписи и радио.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio - упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение искусством декламации составляло основу актерского мастерства; была канонизирована условная, торжественная, напевная манера сценической речи. С изменением принципов актерской игры слово "декламация" приобрело уничижительный оттенок (под ним часто подразумевается чтение стихов с ложным пафосом, "завывание"). Разновидности эстрадной декламации - мелодекламация, так называемая коллективная декламация (ритмизированное произнесение текста хором, с выделением отдельных голосов).

Орфографический словарь

деклама́ция, -и

Словарь ударений

деклама́ция, -и [не дэ]

Трудности произношения и ударения

деклама́ция. Произношение [дэклама́ция] устарело.

Формы слов для слова декламация

деклама́ция, деклама́ции, деклама́ций, деклама́циям, деклама́цию, деклама́цией, деклама́циею, деклама́циями, деклама́циях

Синонимы к слову декламация

прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение

сущ.

чтение

Морфемно-орфографический словарь

деклам/а́ци/я [й/а].

Грамматический словарь

деклама́ция ж 7a

Словарь галлицизмов русского языка

ДЕКЛАМАЦИЯ и, ж. déclamation f., <лат. declamatio.

1. Искусство выразительного чтения стихов или прозы. БАС-2. Елизавета Иванова .. столько же в своем поведении испорчена, сколько ко декламации способностей имеет. Сумароков. // Старикова Театр. 198. Государь Цесаревич учился декламации. Порошин Зап. 556. Для прекрасного выглашения (déclamation) потребны актером слова, но ежели заставляют их на театре молчать, то мудрено ли, естьли они на театре зевают. Одни телодвижения не составляют драммы, ибо в драмме не танцуют, а говорят. 1776. Объяснение. Н. П. Николев Розана и Любим. // Комедия 18 в. 171. Декламация, возглашение, сказание речи ораторское. Корифей 2 10. Неожиданно однако я нашел здесь троих весьма порядочных актеров и одну актрису, коим недостает только настоящей дикломации <так>. П. Свиньин Поездка на Нижегород. ярмарку. // Богородицкая 18. Классические пиесы Расина и Корнеля произносимые нараспев, по правилам старинной декламации. Жить прожить. Зап. неизвестной. // РВ 1881 11 240. || Способ, характер произнесения речи, стихов и т. п. Сл. 18. Я сам слышал сего славного проповедника. Красноречия много, но не понравилась мне его декламация, которую я нашел слишком театральной. Фонвизин Письма 442. В вечеру мы пошли в комедию. Кум .. поражен был неестественными движениями рук действующих и декламациею правильною и педантскою. Пельск. Кум 2 183. // Сл. 18 6 79. Не нахожу <в письме> ничего инаго, кроме декламаций о пунктах права. ПЖ 1790 380. // Сл. 18 6 79.

- Напыщенные, высокопарные слова. Нестерпимое пристрастие к декламациям. ДЖ 1816 321. Его монологи длинны, декламации и ненужныя высокопарныя выражения в слоге безчислены. ДЖ 1816 535.

2. устар. Ругательство, брань. Павел Одерборн в своей книге .. пишет больше декламацию против Царя, нежели историю сего Государя. Корифей 1 145. Я попал бы в список разных родов Refugiés: Итальянцев, Поляков, Гишпанцев, кои забавляют от времени до времени разного рода декламациями и публикациями в газетах на счет Правительств и даже иногда содействием в смешных свалках ( émeutes) на улицах. 13. 2.1832. Н. И. Тургенев - А. И. Тургеневу. // АБТ 6 411. - Лекс. Ян. 1803: декламация; САН 1847: деклама_ция.

Словарь иностранных слов

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат., от declamare - громко говорить). У древних - означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас - умение читать выразительно произведения поэзии.

Сканворды для слова декламация

- Выразительное чтение.

- Скажите по-латински «упражнение в красноречии».

Полезные сервисы