ср. разг.; = деревцо́
1. уменьш. к сущ. дерево I 1.
2. ласк. к сущ. дерево I 1.
ДЕ́РЕВЦЕ, деревца, мн. деревца, деревцов, и ДЕРЕВЦО, деревца, мн. деревца, деревцов, ср. (разг.). уменьш. к дерево в 1 знач. «Так деревцо свои листы меняет с каждою весною.» Пушкин.
ДЕ́РЕВЦЕ -а; мн. -а́, -о́в и -ве́ц; ДЕРЕВЦО́, -а́; мн. -а́, -о́в и -ве́ц; ср. Уменьш.-ласк. Небольшое или молодое дерево. Стройное д. Согнуть д.
-а и деревцо́, -а́, мн. деревца́, -ве́ц, -вца́м, ср.
уменьш. к дерево; небольшое или молодое дерево.
Поднесла молодежь Николаю Евгеньевичу --- прекраснейшее деревце в красных цветах - азалию. Лидин, Азалия.
C и B сущ; 103 иск см. Приложение II
д́е́ревца и́ деревца́
мн.
деревца́
деревцо́в́ и́ дереве́ц́
деревца́м́
деревца́
деревца́ми
о деревца́х́
Один - червонный, башенный,
разбойный, бесшабашный.
Другой - чтобы, как де́вица*,
был белогруд, высок.
А третий - точно де́ревце,
зеленый городок!
А. А. Вознесенский, Мастера
Так деревцо́ свои листы
Меняет каждою весною.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин
А рядом - глянь! - худые деревца́.
Грустна под ними скудная лужайка,
И не звенит под ними балалайка,
И не стучат влюбленные сердца.
Н. М. Рубцов, Взглянул на кустик
* Де́вица - ударение, характерное для народно-поэтической речи, см. девица.
де́ревце, род. де́ревца и деревцо́, род. деревца́; мн. деревца́, род. дереве́ц (не рекомендуется деревцо́в).
де́ревце, деревца́, де́ревца, дереве́ц, деревцо́в, де́ревцу, деревца́м, де́ревцем, деревца́ми, деревца́х
ДЕ́РЕВЦЕ ОБРЯ́ДОВОЕ - деревце, срубленное или (реже) растущее, обычно украшенное, фигурирует во многих обрядах, как календарных, так и семейных. Сюда относится прежде всего березка, которую завивают (т. е. из ее веток делают венки) в обрядах на троицкой неделе. И термины и обрядовые действия напоминают о ритуалах с др. растительными символами: последний сноп, николина (велесова и т. п.) борода. Европ. традиции "майского дерева" в России не было, но нек-рые весенние ритуалы так или иначе связаны с деревьями (напр., веснянки в нек-рых местах поют с возвышенностей, с крыш или с деревьев). Особый вариант Д. О. - срубленное и украшенное дерево, представляющее собой один из вариантов свадебной красоты. Здесь тоже обнаруживаются мотивы общие, в частности, с последним снопом (красоту могут, напр., хранить после обряда за или под образами). По крайней мере, в песнях красоту могут разбрасывать по полям - ср. календарные обряды, в к-рых деревце может выступать как простейшая форма обрядового чучела (в частности, ветка дерева - "кукушка" в обряде "похороны кукушки"), хотя обычно чучело делают более "миметическим". В конечном счете этот символ отражает мифологич. мировое дерево (так, свадебное использование деревца базируется на представлении об изоморфности или даже тождестве мирового дерева как модели вселенной - человеку, микрокосму).
Особняком стоит такое календарное дерево, как рождественская (позже - новогодняя) елка. При всем несомненном мифологизме этого обряда нужно учесть, что в России, как и в Вост. Европе, он является очень поздним заимствованием (не ранее 19 в.). При этом в России, в отличие, напр., от Словакии этот обряд остался чисто городским и не попал в деревню, где мог бы обрасти новыми мифологич. и ритуальными ассоциациями. Ср. намеренную архаизацию (или фольклоризацию) у Б. Л. Пастернака: "Надо, чтоб елкою святочной / Вечность средь комнаты стала" ("Зимние праздники"), ср. и нек-рую "ритуализацию" в назв. рассказа Ф. М. Достоевского "Елка и свадьба".