ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944) - итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс. Министр просвещения в правительстве Муссолини (1922-24); обосновывал тотальное подчинение личности государству.
джентиле да фабриано
Энциклопедия Кольера
ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО (Gentile da Fabriano)
(ок. 1370-1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики. Его настоящее имя - Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccol di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии. Джентиле работал в Венеции (1408-1414), Брешии, Флоренции (1421-1424), Сиене, Орвьето и Риме. Умер он в Риме в 1427. В искусстве художника сочетаются присущий североевропейской готике интерес к деталям, декоративность и мягкая сентиментальность, характерная для умбрийской школы. Живопись Джентиле да Фабриано, противоположная Ренессансу по своему духу, оказала решающее воздействие на искусство Северной Италии (в частности, на творчество Якопо Беллини, Пизанелло и Антонио Виварини) и многих мастеров Центральной Италии. Отзвуки стиля Джентиле да Фабриано можно обнаружить во фресках Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи во Флоренции и в батальных композициях Паоло Уччелло. Одно из самых известных произведений Джентиле - Поклонение волхвов (1423, Флоренция, галерея Уффици).
Полезные сервисы
джентиле джованни
Энциклопедический словарь
Дженти́ле Джованни (Gentile) (1875-1944), итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему так называемого актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс. Министр просвещения в правительстве Муссолини (1922-24); обосновывал тотальное подчинение личности государству.
* * *
ДЖЕНТИЛЕ Джованни - ДЖЕНТИ́ЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944), итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс. Министр просвещения в правительстве Муссолини (1922-24); обосновывал тотальное подчинение личности государству.
Энциклопедия Кольера
ДЖЕНТИЛЕ Джованни (Gentile, Giovanni) (1875-1944), итальянский философ, деятель образования и издатель. Основатель и главный представитель философии актуализма. Джентиле родился 30 мая 1875 в Кастельветрано (Сицилия). Преподавал в университетах Палермо и Пизы, в 1917 стал профессором философии Римского университета. Джентиле - основатель "актуального идеализма", "теории духа как чистого акта", ответвления неогегельянства, выросшего из неаполитанского гегельянского движения конца 19 в. С точки зрения актуализма - врага натурализма и позитивизма, акт мысли ("мысль мыслящая") является единственной реальностью, диалектика этого акта такова, что делает имманентными себе все остальные вещи. Это акт самоконституирующий и самоутверждающий, и в то же время - обнаружение Я в языке и социальном мире, определяемом через нормы и ценности. Наиболее полно "актуальная" диалектика проявляется в логике, метафизике и философии государства. Подход Джентиле наилучшим образом изложен в следующих его работах - Общая теория духа как чистого акта (Teoria generale dello spirito come atto puro, 1916); Система логики как теории познания (Sistema di logica come teoria del conoscere, v.1-2, 3 ed. 1940-1942) и Принципы философии права (I Fondamenti della filosofia del diritto, 1916). Среди других его работ - Философия Маркса (La filosofia di Marx, 1899); Истоки современной итальянской философии (Le origini della filosofia comtemporanea in Italia, 4 vol., 1917-1923); Реформа образования (La riforma dell'educazione, 1920); Философия искусства (La filosofia dell'arte, 1931); Моя религия (La mia religione, 1943). Джентиле был редактором "Итальянской энциклопедии" ("Enciclopedia Italiana") в 1925-1943. В 1903-1922 совместно с Б. Кроче издавал журнал "Критика" ("La Critica"). В октябре 1922 стал министром просвещения в правительстве Муссолини, хотя в то время и не был членом фашистской партии. Этот пост он занимал до июля 1924. Его работа Сумма педагогики (Sommario di pedagogico) представляет собой ясное изложение идеалистической философии образования. Произведения Джентиле-министра представлены в сборнике Фашизм как руководство школой (Fascismo al governo della scuola). При нем был принят новый (по сравнению с законом Казати 1859) закон об образовании. В качестве члена фашистской партии Джентиле был сенатором, председателем совета по образованию (1926-1928), членом Большого фашистского совета (1925-1929) и председателем комиссии по реформе конституции. Будучи гегельянцем, он подчеркивал значимость национальных культурных групп и необходимость связи свободы с дисциплиной, что привело его к поддержке фашизма. Во время Второй мировой войны его влияние и репутация быстро сошли на нет. Джентиле был убит на улице во Флоренции партизанами 15 апреля 1944.
Полезные сервисы
джентилески
Энциклопедия Кольера
ДЖЕНТИЛЕСКИ (Gentileschi),
семья итальянских живописцев конца 16 и 17 вв., в основном работавших в Риме. Настоящая их фамилия - Ломи (Lomi).
(Gentileschi),
(ок. 1562-1647) родился в Пизе. В молодости испытал сильное влияние Караваджо, а его зрелый стиль отражает знание современных достижений голландской живописи. В 1626 он уехал в Англию, где работал по заказам Карла I и герцога Бакингема. Умер в Лондоне в 1647. Среди наиболее значительных его работ - Отдых на пути в Египет (1626, Париж, Лувр), Мария Магдалина (1622-1623, Вена, Художественно-исторический музей), Нахождение Моисея (1630, Мадрид, Прадо) и Иосиф и жена Потифара (Хэмптон-Корт).
(Gentileschi),
(1597-1651), дочь Орацио, большую часть жизни провела в Италии. Стиль произведений художницы близок манере, в которой работал Орацио, но в них заметно также влияние Гвидо Рени и Доменикино. О брате Артемизии, Франческо Джентилески (1599-1661), который был историческим живописцем, почти ничего не известно.
Полезные сервисы
джентилески (gentileschi) орацио
Большой энциклопедический словарь
ДЖЕНТИЛЕСКИ (Gentileschi) (наст. фам. Ломи - Lomi) Орацио (1563-1638), итальянский живописец. Представитель караваджизма. Лиричные, изысканные по колориту картины на религиозные и бытовые темы ("Св. Цецилия", 1621-23; "Лютнистка").
Полезные сервисы
джентилески орацио
Энциклопедический словарь
Джентиле́ски Орацио (настоящая фамилия Ломи, Lomi) (Gentileschi) (1563-1638), итальянский живописец. Последователь М. да Караваджо, писал лиричные, изысканные по колориту картины на религиозные и бытовые темы («Св. Цецилия», 1621-1623; «Лютнистка»).
* * *
ДЖЕНТИЛЕСКИ Орацио - ДЖЕНТИЛЕ́СКИ (Gentileschi; наст. фам. Ломи, Lomi) Орацио (1563, Пиза - 1639, Лондон), итальянский живописец.
Представитель семьи выдающихся художников, один из наиболее талантливых мастеров в кругу последователей Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело). Начинал работать во Флоренции во второй половине 16 в., был учеником и помощником своего дяди-живописца; затем работал в Генуе (1621-24), где познакомился с живописью Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис). Однако решающее влияние на его живописную манеру оказали произведения Караваджо, увиденные в Риме (конец 1590-х гг.). О личном их знакомстве сведений, однако, не сохранилось. Джентилески испытал влияние ранних работ Караваджо, перейдя к масляной живописи и написанию полотен небольшого формата на сюжеты религиозного, мифологического содержания, а также полуфигур (так называемых портретов-типов). В его картинах «Мадонна с младенцем» (Флоренция, собр. Контини-Бонакосси), «Явление Ангела Св. Цецилии, Валериану и Тибурцию» (Милан, Брера), «Св. Христофор» (Берлин, Национальная галерея), «Св. Цецилия с ангелом» (Рим, Галерея Корсини) образы святых наделены лирическим, созерцательным характером, порой, изображены в пейзаже. Светотень передана значительно более мягко, чем у Караваджо, изысканна и разнообразна цветовая гамма, строящаяся на сочетании голубых, сиреневых, желто-лимонных цветов. Не холодный резкий, а более нежный серебристый свет бликует на поверхности костюмов. Жестковатый рисунок и эмалевая поверхность, порой, напоминают манеру Бронзино (см. БРОНЗИНО Анджело). Развитием реалистической традиции Караваджо явились изображения полуфигур («Лютнистка», ок. 1626, Вашингтон, Национальная галерея), «Давид» (Дублин, Национальная галерея), в написании которых в наибольшей степени проявилось самобытное дарование Джентилески. Этот новый для 17 столетия вид живописи оказал значительное влияние на развитие национальной реалистической традиции. Порой, это образы наделенные некоторой театральной холодностью («Давид»), но написанные с великолепным живописным мастерством в передаче вещественного окружения.
Джентилески посетил в 1625 Париж, а в период 1626-47 гг. работал в Англии. В поздних работах - «Отдых на пути в Египет» (Лувр; Вена, Художественно-исторический музей), «Даная» (ок. 1621, Кливленд, Музей искусств), «Благовещение» (1623, Турин, Галерея Сабауда), усиливаются классические черты: колорит становится более светлым, большую рассудочную четкость приобретает рисунок и распределение света и тени композиции - классическую ясность построения. Однако художнику удается избегать слащавости и сентиментальности. Искусство Джентилески оказало влияние на мастеров Северной Европы, в частности, художники Голландии и Фландрии, работавшие в Италии («романисты»), ценили его мастерство в передаче холодного дневного освещения, придающего особую поэтичность и элегичность пейзажу и образам.