м.
1. Рычаг, ручка управления самолетом.
2. Устройство в виде наклоняющегося рычажка, предназначенное для ручного управления движением курсора на экране дисплея при вводе данных в компьютер.
м.
1. Рычаг, ручка управления самолетом.
2. Устройство в виде наклоняющегося рычажка, предназначенное для ручного управления движением курсора на экране дисплея при вводе данных в компьютер.
ДЖО́ЙСТИК -а; м. [от англ. joy - удовольствие и stick - палка] Информ. Манипулятор в виде укреплённой на шарнире ручки с кнопкой, употребляющийся для компьютерных игр.
* * *
джо́йстик (джостик), приспособление в виде рычага (рукоятки, штурвала) для ручного управления движением курсора по экрану дисплея (монитора). Используется главным образом в компьютерных играх.
* * *
ДЖОЙСТИК - ДЖОЙСТИК (joystick) - координатное и манипуляторное устройство компьютера (см. КОМПЬЮТЕР) в виде рукоятки с кнопками. Используется в тренажерах и компьютерных играх.
Первый джойстик для ЭВМ был создан компанией Atari в 1977. Он предназначался для игровой консоли Atari 2600 и работал по тем же принципам, что и джойстики, применявшиеся в то время для управления элеронами самолётов. Джойстик состоял из стержня, закреплённого на крестовине, четырёх электрических контактов, замыкающихся при повороте джойстика в ту или иную сторону, а также кнопки «огонь». Джойстик был цифровым, дискретным, поскольку позволял совершать движения только в четырёх направлениях. Эти джойстики были очень популярны в игровых консолях первых двух поколений, вплоть до появления геймпадов для консолей NES и SMS в середине 1980-х.
В 1981 IBM вместе с первым персональным компьютером представила новый вид джойстиков, аналоговый. Была добавлена дополнительная кнопка, а вместо четырёх электрических контактов в нём использовались два потенциометра, благодаря чему стало возможным совершать плавные повороты. Аналоговый сигнал от потенциометров передавался через игровой порт в компьютер и там преобразовывался в цифровую форму.
В 1982 специально для игры Sinistar компания Williams Electronics разработала оптические джойстики, в которых вместо потенциометров использовались светодиоды и фоторезисторы. Информация в игровой порт передавалась в цифровом виде, что создавало некоторые проблемы, поскольку передача цифровых сигналов через игровой порт не была стандартизована. Вместе с тем, оптические джойстики были более износоустойчивые, чем потенциометрические. Со временем всё больше становилось потенциометрических джойстиков, которые также передавали компьютеру цифровые сигналы. Аналоговые данные от потенциометров преобразовывались в цифровые внутри джойстика, поэтому теперь они не искажались при попадании в сильно зашумлённый в электронном смысле компьютер. С появлением в 1995 цифрового порта USB, через который нельзя было передавать аналоговые сигналы, процесс перехода к цифровым джойстикам ускорился.
Современные джойстики могут сильно различаться по внешнему виду, количеству кнопок на рычаге и на базе (от одной до двух десятков), количеству осей (степеней свободы) рычага (от двух до четырёх). Джойстик - самый распространённый игровой манипулятор для персональных компьютеров; зачастую джойстиками называют все виды игровых манипуляторов (например, рули, педали, штурвалы и т.д.).
ДЖОЙСТИК [англ. joystick - ручка или рычаг управления самолетом < joy - удобство, комфорт + stick - рукоятка] - инф. в ЭВМ: устройство ручного ввода графических данных или управления курсором (КУРСОР), выполненное в виде рукоятки, связанной с датчиками напряжения. Ср. МЫШЬ.
- «Дистанционный пульт» для игрового компьютера.
- Рукоятка для компьютерных игр.
- Игровой манипулятор.
- Внешнее устройство компьютера.
- Устройство для управления курсором на экране компьютера.