м.
Двухэлектродный прибор с односторонней электрической проводимостью, используемый в электроаппаратуре и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования и т.п.
м.
Двухэлектродный прибор с односторонней электрической проводимостью, используемый в электроаппаратуре и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования и т.п.
ДИО́Д, -а, муж. (спец.). Двухэлектродный прибор с односторонней проводимостью.
| прил. диодный, -ая, -ое.
ДИО́Д -а; м. [греч. di(s) - дважды] Двухэлектродный (обычно полупроводниковый) элемент с односторонней проводимостью (используется для выпрямления переменного тока, изменения его частоты и т.п.). Лампа-диод.
◁ Дио́дный, -ая, -ое. Д. ток.
* * *
дио́д - [от ди... и (электр)од], 2-электродный электровакуумный, полупроводниковый или газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.
* * *
ДИОД - ДИО́Д [от ди... (см. ДИ... (приставка)) и (электр)од (см. ЭЛЕКТРОД)], 2-электродный электровакуумный, полупроводниковый или газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.
Диод. Высоковольтный кенотрон.
ДИОД [от греческого ди... и (электр)од], двухэлектродный электровакуумный (в том числе газоразрядный) или полупроводниковый прибор с односторонней проводимостью. Основные разновидности диода: кенотрон, газотрон, полупроводниковый. Применяется в электро- и радиоаппаратуре главным образом для выпрямления переменного тока, детектирования, переключения электрических цепей и т.д.
Диод. Полупроводниковые диоды.
сущ., кол-во синонимов: 10
варактор (1)
варикап (1)
кенотрон (2)
лампа (75)
микродиод (1)
светодиод (1)
стабилитрон (2)
стабистор (1)
фотодиод (1)
фоторезистор (1)
дио́д
(гр. di(s) дважды) двухэлектрод-ный электровакуумный, ионный (газоразрядный) или полупроводниковый прибор, обладающий свойством проводить ток преимущ. в одном направлении; примен. для выпрямления переменного тока, детектирования электрических сигналов и т. д.
ДИОД а, м. diode < di(s) + hodos дорога, путь. техн. Двухэлектродный электровакуумный, ионный или полупроводниковый прибор, обладающий свойством проводить ток преимущественно в одном направлении и применяемый для выпрямления переменного тока. Крысин 1998. - Лекс. БСЭ-1: диод; СИС 1937: дио/д.
- Двухэлектродный полупроводниковый прибор.
- На электрических схемах этот электронный прибор обозначают треугольником и палочкой.
- Мостик из них служит для выпрямления переменного тока.
- Варикап как прибор.
- Электронная лампа.
- Туннельный ...
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Диодо́рович, Диодо́ровна.
Производные: Диодо́ра; До́ра.
[От греч. Dios (род. п. от Zeus - Зевс) и dōron - дар.]
† 13 февр., 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 26 июня, 19 июля, 24 сент., 11 окт., 25 окт., 3 дек.
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Диодорович, Диодоровна.
Производные: Диодора; Дора.
Происхождение: (От греч. Dios (род. п. от Zeus - Зевс) и doron - дар.)
Именины: 13 февр., 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 26 июня, 19 июля, 24 сент., 11 окт., 25 окт., 3 дек.
Божий дар (греч.).
13 февраля (31 января), 16 (3) февраля и 23 (10) марта - мученик Диодор.
1 апреля (19 марта) - мученик Диодор пресвитер.
12 мая (29 апреля) - мученик Диодор.
26 (13) июня - мученик Диодор Емесский.
19 (6) июля - мученик Диодор.
24 (11) сентября - мученик Диодор Сирский.
11 октября (28 сентября) - мученик Диодор Антиохийский.
25 (12) октября - мученик Диодор.
3 декабря (20 ноября) - преподобный Диодор Юрьегорский (Рус.).
ДИОДОР Коринфский - ДИОДО́Р Коринфский (ум. 251 или 258), христианский мученик, ученик Кодрата (см. КОДРАТ Коринфский), пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 31 января (13 февраля) и 10 марта.
Диодо́р Сицили́йский (около 90-21 до н. э.), древнегреческий историк. Сочинение «Историческая библиотека» (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Древнего Востока, Греции и Рима с легендарных времён до середины I в. до н. э.
* * *
ДИОДОР Сицилийский - ДИОДО́Р Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.), древнегреческий историк. Сочинение «Историческая библиотека» (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Др. Востока, Греции и Рима с легендарных времен до середины 1 в. до н. э.
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90-21 до н. э.) - древнегреческий историк. Сочинение "Историческая библиотека" (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Др. Востока, Греции и Рима с легендарных времен до сер. 1 в. до н. э.
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ - греческий историк, родился в Агирии на Сицилии, до 100 до н.э. Его главное произведение - огромная Библиотека, всеобщая история в 40 книгах. Полностью сохранились лишь 15 книг (I-V и XI-XX), охватывающих период начиная с ранней, отчасти мифической, истории до эпохи эллинизма и распада империи Александра Македонского (302 до н.э.). Остальные книги дошли в извлечениях, судя по которым повествование было доведено до т.н. первого триумвирата (60 до н.э.), т.е. до эпохи самого Диодора; наиболее позднее событие, о котором говорится в тексте, относится к 36 до н.э. Собственный вклад Диодора - попытка соединить истории всех народов древности в повествование с единой хронологией. Достаточно ненадежная система хронологии, на которой базируется Диодор, исходит из последовательности римских консулов, афинских архонтов, победителей в беге на Олимпийских играх и правителей разных народов. По этой причине мы обязаны Диодору, помимо иной ценной информации, также и достаточно надежными, почти полными списками этих лиц на период с начала 5 в. до н.э. до 302 до н.э.
ЛИТЕРАТУРА
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, кн. 17. - В кн.: Арриан Флавий. Поход Александра. СПб, 1993
Диодор Сицилийский
(ок. 90-21 гг. до н.э.) историк
При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии дружбой.
Диодор Сицилийский, I в. до н. э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. Долго находился в Риме. В 60-56 гг. жил в Александрии. В течение 30 лет собирал материалы для своего исторического труда под названием «Библиофика» (Bibliotheke), в 40 книгах, посвященного всемирной истории. Заголовок произведения должен был указывать на богатство информации, в нем содержащейся, и на обилие используемых источников. Библиофика описывала всемирную историю с мифических времен до Галльской кампании Цезаря (поход против Британии в 54 г. до н. э.). Целиком сохранились кн. I-V и XI-XX, остальные же в отрывках и выдержках. Сохранившиеся книги излагают историю Египта, Месопотамии, Индии, Скифии, Аравии, Южной Африки, Греции (до IV в. до н. э.), историю походов Александра и борьбы диадохов. Повествование подчинено принципу анналов, отсчет времени ведется по датам олимпиад, спискам аттических архонтов и римских консулов, поэтому хронология событий часто ошибочна. При изложении истории Ассирии и Мидии источником для Д. служило, вероятнее всего, произведение Ктесия, для Египта - Гекатея из Абдеры, для Индии - Мегасфена, Греции - Эфора и какого-то из историков Александра; использовал он также труды Иеронима из Кардии, Полибия, Посидония, а также, возможно, работы римских анналистов, например, Фабия Пиктора. Произведение Д. особо важно в качестве источника сведений об эпохе Филиппа Македонского, периоде после смерти Александра Македонского, истории Сицилии и ранней римской истории, о которой он дает порой лучшую информацию, чем Ливий. За исключением использования множества более ранних источников, стиль произведения Д. достаточно однороден; по ходу повествования довольно редко появляются речи, охотно цитируемые другими историками. Д. писал на койне (международном греческом диалекте эпохи эллинизма). Ценность произведения Д., являющегося дополнением к другим, частично сохранившимся работам, весьма неоднозначна и зависит от источника, на который он опирается. Сам Д. не предпринимал анализа источников. Литературные достоинства произведения невелики.
Диодо́р Тарси́йский (? - около 390), христианский богослов, епископ; представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.
* * *
ДИОДОР Тарсийский - ДИОДО́Р Тарсийский (ум. ок. 390), христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского (см. ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ) и Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) .
ДИОДОР Тарсийский (ум. ок. 390) - христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.
Диодо́т (? - около 230 до н. э.), наместник Селевкидов в Средней Азии, около 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство.
ДИОДОТ (? - ок. 230 до н. э.) - наместник Селевкидов в Ср. Азии, ок. 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство.
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Диодо́тович, Диодо́товна.
Производные: Диодо́тка; До́та.
[От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и didōmi - давать.]
† 20 нояб.
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Диодотович, Диодотовна.
Производные: Диодотка; Дота.
Происхождение: (От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и didomi - давать.)
Именины: 20 нояб.
ДИОДОТ (Греко-Бактрия) - ДИОДО́Т (? - ок. 230 до н. э.), наместник Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) в Ср. Азии, ок. 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство (см. ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО).
ДИОДОТ Мелитинский - ДИОДО́Т Мелитинский (ум. 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
ДИОДОТ Мелитинский (ум. 298) - один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.