Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

донат

Орфографический словарь

Дона́т (Дона́тович, Дона́товна)

Синонимы к слову донат

сущ., кол-во синонимов: 2

геймер (10)

имя (1104)

подаренный; Донатка, Дона, Доня, Доняша, Ната

Грамматический словарь

Дона́т мо

Словарь русских имен

-а, м.

Отч.: Дона́тович, Дона́товна; разг. Дона́тыч.

Производные: Дона́тка; До́на (До́ня); Доня́ша; Даню́ша; На́та.

[Лат. donatus - подаренный.]

† 13 мая, 19 мая, 4 июня, 17 июля, 24 авг., 17 сент., 14 окт.

Словарь имён

-а, муж.

Отч.: Донатович, Донатовна; разг. Донатыч.

Производные: Донатка; Дона (Доня); Доняша; Данюша; Ната.

Происхождение: (Лат. donatus - подаренный.)

Именины: 13 мая, 19 мая, 4 июня, 17 июля, 24 авг., 17 сент., 14 окт.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Донатович, Донатовна

Именины

Дарованный (лат.).

13 мая (30 апреля) - святитель Донат, епископ Еврии.

19 (6) мая - мученик Д.

4 июня (22 мая) - священномученик Донат, епископ.

17 (4) июля - святитель Донат, епископ Ливийский.

24 (11) августа - мученик Донат.

17 (4) сентября - мученик Донат Никомпдийский.

14 (1) октября - мученик Донат.

Словарь иностранных слов

Латинская грамматика для училищ, по имени Элия Доната, знаменитого римского грамматика IV века; отсюда до XV столетия всякая элементарная грамматика.

Сканворды для слова донат

- Американский пончик.

- Киноактер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1939 году в фильме «До свидания, мистер Чиппс».

- Персонаж пьесы Максима Горького «Егор Булычов и другие».

- Святой, покровитель города Ареццо.

Полезные сервисы

донат (donatus) элий

Большой энциклопедический словарь

Дона́т (Donatus) Элий (IV в.), римский языковед. Представитель Александрийской школы. Автор «Грамматического руководства», более тысячи лет служившего основным учебником латинского языка в Европе.

Полезные сервисы

донат никомидийский

Энциклопедический словарь

ДОНАТ Никомидийский - ДОНА́Т Никомидийский (ум. между 305-311), христианский мученик, отрок, пострадавший в гонение императора Максимиана, ученик мученика Вавилы Никомидийского (см. ВАВИЛА Никомидийский) . Память в Православной церкви 4 (17) сентября.

Большой энциклопедический словарь

ДОНАТ Никомидийский (ум. между 305-311) - христианский мученик, отрок, пострадавший в гонение императора Максимиана, ученик мученика Вавилы Никомидийского. Память в Православной церкви 4 (17) сентября.

Полезные сервисы

донат элий

Энциклопедический словарь

Дона́т Элий (Donatus) (IV в.), римский языковед. Представитель Александрийской школы. Автор «Грамматического руководства», более тысячи лет служившего основным учебником латинского языка в Европе.

Полезные сервисы

донат, элий

Лингвистические термины

Донат, Элий (4 в., римский грамматик)

Им был создан учебник латинского языка "Искусство грамматики" ("Ars grammatica"). Для начальной ступени обучения он написал: "Малую грамматику" ("Ars minor"), для более высокой ступени обучения - "Большую грамматику" ("Ars major"). Оба учебника под названием "Донат" были популярны в средние века в Западной Европе. Существовали многочисленные рукописи, служившие пособием для изучения латинского языка. С 15 в. использовались печатные учебники Доната.

Понятия лингвистики

4 в., римский грамматик. Им был создан учебник латинского языка «Искусство грамматики» («Ars grammatica»). Для начальной ступени обучения он написал: «Малую грамматику» («Ars minor»), для более высокой ступени обучения - «Большую грамматику» («Ars major»). Оба учебника под названием «Донат» были популярны в средние века в Западной Европе. Существовали многочисленные рукописи, служившие пособием для изучения латинского языка. С 15 в. использовались печатные учебники Доната.

Полезные сервисы

доната

Словарь русских имен

-ы, ж. Стар. редк.

Производные: Дона́тка; До́на (До́ня); Доня́ша; На́та; Нату́ся.

[Женск. к Донат (см.).]

Словарь имён

-ы, жен. Стар. редк.

Производные: Донатка; Дона (Доня); Доняша; Ната; Натуся.

Происхождение: (Женск. к (см. Донат))

Полезные сервисы

донатас

Сканворды для слова донатас

- Имя актёра Баниониса.

Полезные сервисы

донателло

Энциклопедический словарь

Донате́лло (Donatello), настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccoló di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор флорентийской школы, один из основоположников искусства Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античности, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416; «Давид», 1430; «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27).

* * *

ДОНАТЕЛЛО - ДОНАТЕ́ЛЛО (Donatello) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386-1466), итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-1427).

* * *

ДОНАТЕ́ЛЛО (Donatello) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (1386/87, Флоренция - 13 декабря 1466, там же), итальянский скульптор, представитель флорентинской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).

Личность Донателло

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. В 1403-1407 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти (см. ГИБЕРТИ Лоренцо), где изучил технику бронзового литья. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо). Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо): «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам...».

Ранний период творчества

Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи Св. Марка (1411-1413) и Св. Георгия (1415-1417). В 1415 заканчивает статую св. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы (см. КАМПАНИЛА) заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-1435; пять статуй - в Музее Собора). Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-1432) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи - индивидуальную героическую личность (особенно - св. Марк, 1412; св. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе, и Иеремия, 1423-1426): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.

В содружестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо (см. МИКЕЛОЦЦО ди Бартоломмео) в 1425-1427 Донателло создает гробницу папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (см. БАПТИСТЕРИЙ) (Донателло выполнил лишь лежащую фигуру папы), ставшую классическим образцом для всех позднейших гробниц эпохи Возрождения, призванных увековечить славу умершего. С создания гробницы Иоанна XXIII начинается длительное сотрудничество Донателло и Микелоццо.

В начале 1420-х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. Первая его работа в этом материале - статуя св. Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле (впоследствии перенесена в Санта-Кроче, ныне хранится в музее при церкви) - один из самых прекрасных памятников, в которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига.

Вершина творчества Донателло в технике бронзы - статуя Давида (ок. 1430-1432, Музей Барджелло, Флоренция). «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. В отличие от средневековой скульптуры статуя рассчитана на круговой обход, новаторским было также обращение скульптора к теме наготы: впервые после эпохи Средневековья нагое тело было изображено в таком крупном масштабе и столь реалистично. Среди других работ Донателло 1410 - начала 1420-х годов - деревянное распятие из церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко,- эмблема Флоренции (1418-1420, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино»; ок. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия).

Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности - скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. 1417, Музей Барджелло; «Мадонна Пацци», ок. 1422, Берлин-Далем; «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. 1425; «Вознесение Марии», ок. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе; «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи; ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры - более пластичных, объемных на первом плане, и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» - на втором.

Второй флорентинский период

С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников, изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Отражением этих римских впечатлений являются: выполненный по заказу папы Евгения IV табернакль (см. ТАБЕРНАКЛЬ) для Капеллы дель Сакраменто (ныне в соборе св. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и совершенно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-1440) и наружная кафедра собора в Прато (1434-1438), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти (см. ПУТТИ), похожих на античных амуров.

Подлинной «классичности» достигает Донателло в созданном по возвращении из Рима рельефе на сюжет «Пир Ирода» (ок. 1435, Музей Викар, Лилль), где в сложном пространственном построении, в разнообразии сочетаний арок, портиков и архитектурных украшений отразились впечатления от архитектуры Брунеллески и Л. Б. Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста).

Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-1443). В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий, интерьеров и фигур людей. Сложное движение масс фигур, их глубокий взволнованный пафос, динамические, напряженные композиции, обострение психологических характеристик - вместо простых обобщенных линий, пластической ясности и чистоты рисунка - говорят о смене в 1440-е годы манеры мастера.

Падуанский период

С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. Поставленный на пересечении основных улиц, ведущих к соборной площади, памятник виден прежде всего с боковой точки зрения. С помощью диагонали, образуемой жезлом и мечом Гаттамелаты, и положением его рук Донателло объединил фигуры всадника и коня в единый цельный силуэт. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) - впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.

Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Антония Падуанского (установлен 13 июня 1450) и четыре рельефа со сценами из жизни этого святого (1446-1448). Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.; о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Рельефы из жизни св. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») - вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Фоном для чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая действие; массовые сцены полны драматизма.

В последние годы своего пребывания в Падуе Донателло мало работает и, по-видимому, тяжело болеет. В 1453 он возвращается во Флоренцию, где и живет, за исключением кратковременной поездки в Сиену в 1457, до самой своей смерти в 1466.

Поздний флорентинский период

Позднее творчество Донателло содержит немало проблем; подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. В скульптуре Донателло в 1450-х - начале 1460-х годов - в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. 1456-1457, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др.) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) - преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти.

Значение искусства Донателло

В истории ренессансной пластики Донателло был центральной фигурой. Он первым взялся за систематическое изучение механизма движений человеческого тела, первым дал изображение сложного массового действия, первым стал трактовать одеяние в тесной связи с движением и пластикой тела, первым поставил себе задачу выразить в скульптуре индивидуальный портрет, заострил внимание на психической жизни изображаемых им персонажей.

Донателло являлся смелым реформатором в технике: довел моделировку мрамора и бронзовое литье до исключительного совершенства, извлекая из камня и металла тончайшие живописные эффекты. Применяемая им раскраска легла в основу флорентийской полихромной терракотовой пластики (семья Делла Роббиа), а разработанный им живописный трехпланный рельеф, базирующийся на точном знании перспективы и на виртуозной градации объемов, указал пути дальнейшего развития не только скульптуре, но и живописи.

Энциклопедия Кольера

ДОНАТЕЛЛО (Donatello)

(ок. 1386-1466), флорентийский скульптор; его полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников итальянского Ренессанса.

Первый период. До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вероятно, ок. 1406-1408 он выполнил две фигуры молодых пророков, помещенные над северным порталом собора; впоследствии этот портал был украшен также мраморным рельефом Нанни ди Банко, одного из наиболее талантливых скульпторов, работавших с Донателло на раннем этапе его творчества. Вскоре после создания фигур пророков Донателло сделал мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая должна была стоять на одном из контрфорсов собора. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства. Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. 1412-1415; ранее находилась сбоку от главного портала, ныне - в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411-1413). Около 1417 также для Орсанмикеле скульптор создал одну из своих самых знаменитых статуй - Св. Георгий, позднее перенесенную в Барджелло. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. За ней последовали еще более индивидуализированные статуи пророков, предназначенные для украшения кампанилы, среди которых Иоанн Креститель, т.н. Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия - образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Ранее она стояла в нише на фасаде Орсанмикеле, оформленной Донателло и Микелоццо в классическом стиле. Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. В тот же период Донателло создал три "живописных" рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи, и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия.

Второй период. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. Петра и выполнения ряда других заказов, Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера. Эта статуя - первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло - бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434-1443).

Третий период. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. Вскоре по приезде он начал работу над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата. Статуя Гаттамелаты (1447-1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446-1450). Первоначально бронзовые статуи Мадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны, поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. Форма этого алтаря оказала значительное влияние на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Кривелли и Джованни Беллини. В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Франциска, Распятие, помещенное теперь высоко над алтарем, и ряд других фигур, первоначальная расстановка которых была впоследствии изменена. При работе над этим ансамблем Донателло активно прибегал к помощи своих многочисленных учеников. Многофигурные бронзовые рельефы со сценами чудес св. Антония построены с учетом законов перспективы; в невысоком рельефе мастеру удалось создать иллюзию глубины пространства.

Четвертый период. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта. Действительно, статуи Св. Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора представляют собой произведения искусства, выходящие за границы привычной нормы и достигающие высочайшего уровня драматизма. В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456-1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны, и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло - бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. Неистовые бурные сцены Страстей Христовых принадлежат к числу самых глубоких и драматичных образов во всем христианском искусстве. Среди нескольких рельефов с изображением Мадонны, приписываемых Донателло и его школе, лучшим и, вероятнее всего, подлинным является рельеф Мадонна Пацци (Берлин). ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе.

Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе.

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор флорентийской школы Раннего Возрождения. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип статуи и скульптурной группы ("Давид", 1430), монументального конного памятника ("Гаттамелата" в Падуе, 1447 - 53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446 - 50), величественные надгробия.

Донателло. Давид. Бpонза.

Донателло. "Давид". Бpонза.

Грамматический словарь

Донате́лло мо 0

Сканворды для слова донателло

- Итальянский скульптор, автор бронзового «Давида».

- Один из Черепашек-ниндзя, ходящий в фиолетовой повязке с шестом бо.

- Итальянский скульптор XV века.

Полезные сервисы

донателло (donatello)

Большой энциклопедический словарь

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди - Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386-1466), итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы ("Св. Георгий", 1416, "Давид", 1430, "Юдифь и Олоферн", 1456-57), монументального конного памятника ("Гаттамелата" в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27).

Полезные сервисы

донати

Сканворды для слова донати

- Итальянский астроном, первым указавший на связь полярных сияний с Солнцем.

- Возлюбленная флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

- Флорентийское семейство во главе «чёрных гвельфов».

- Итальянский астроном, пионер спектроскопии небесных тел.

Полезные сервисы

донати (donati) джованни

Большой энциклопедический словарь

ДОНАТИ (Donati) Джованни (1826-73) - итальянский астроном. Открыл ряд комет, в т. ч. комету 1858 (комета Донати), пионер спектроскопии небесных тел, в т. ч. комет (1864). Первым указал на связь полярных сияний с Солнцем.

Полезные сервисы

донати джованни

Энциклопедический словарь

Дона́ти Джованни (Donati) (1826-1873), итальянский астроном. Открыл ряд комет, в том числе комету 1858 (комета Донати), пионер спектроскопии небесных тел, в том числе комет (1864). Первым указал на связь полярных сияний с Солнцем.

* * *

ДОНАТИ Джованни - ДОНА́ТИ (Donati) Джованни (1826-73), итальянский астроном. Открыл ряд комет, в т. ч. комету 1858 (комета Донати), пионер спектроскопии небесных тел, в т. ч. комет (1864). Первым указал на связь полярных сияний с Солнцем.

Полезные сервисы

донатиан

Словарь русских имен

-а, м. Стар. редк.

Отч.: Донатиа́нович, Донатиа́новна.

[От лат. donatus - подаренный.]

Словарь имён

-а, муж. Стар. редк.

Отч.: Донатианович, Донатиановна.

Происхождение: (От лат. donatus - подаренный.)

Полезные сервисы

донативные монеты

Гуманитарный словарь

ДОНАТИ́ВНЫЕ МОНЕ́ТЫ (лат. dono - дарю) - подарочные монеты. В России чеканились для раздачи их чл. имп. фамилии лицам в виде поощрения или в связи с к.-л. событием. Таковыми были рубли 1762, чеканились из золота по весовой норме серебр. монет, к-рые раздавались гвард. офицерам - участникам дворцового переворота 1762. К Д. относятся монеты достоинством в полтора руб. - 10 злотых, чекан. в 1835-36 из серебра и золота по случаю 10-летия царствования Николая I; зол. монеты достоинством в 25 руб., чекан. в 1876, 96 и 1908, а также монеты достоинством в 37 руб. 50 коп. - 100 франков, чекан. в 1902 из золота. Все Д. М. выполнены на высоком худ. уровне.

Полезные сервисы

донатизм

Энциклопедия Кольера

ДОНАТИЗМ - схизма, а впоследствии - ересь, вызывавшая раздоры в церкви Северной Африки начиная с правления императора Диоклетиана (284-305) и до мусульманского завоевания. Название ереси происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран на Карфагенскую епископскую кафедру в 312 поборниками чистоты христианства в обход законного епископа Цецилиана. Последние утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку было осуществлено епископом, проявившим слабость во время Диоклетиановых гонений. Поводом к расколу послужил императорский эдикт 303, в котором, в частности, христианам предписывалось отдавать священные книги, которые затем должны были сжигаться. Некоторые христиане в Нумидии (прибрежная область современного Алжира) заявили, что пресвитеры и епископы, совершившие это отступничество, отныне не вправе совершать таинства. Феликс, епископ Аптунги, был обвинен как один из подобных "предателей" (traditores), вследствие чего осуществленное им посвящение Цецилиана было объявлено не имеющим силы. Христиане, избравшие вместо Цецилиана другого епископа, назвали себя "церковью мучеников" и провозгласили отлучение от церкви всех, кто находится в евхаристическом общении с такими отступниками, как Феликс и Цецилиан. В результате во многих городах оказалось по два епископа, один из которых подчинялся Цецилиану, а другой - Майорину. По просьбе раскольников император Константин представил этот спор на рассмотрение папе Мильтиаду. Папа созвал собор в Риме, на который Цецилиану было приказано явиться вместе с десятью епископами, поддерживавшими его, и десятью епископами, не признававшими его. Делегацию противников Цецилиана возглавлял Донат. Папа Мильтиад принял решение в пользу епископа Цецилиана, но Донат отказался подчиниться этому решению и потребовал созвать новый собор, который состоялся в Арле в 314. Решения этого собора также не удовлетворили Доната, и он обратился к императору. На протяжении нескольких лет император Константин пытался подавить схизму, но затем ослабил гонения и призвал христиан, состоящих в общецерковном общении, к терпимости по отношению к донатистам. Незадолго до смерти Константина (337) донатисты получили поддержку в лице т.н. циркумцеллионов - участников повстанческого движения лишившихся собственности земледельцев (circumcelliones - буквально "бродящие вокруг селений", circum cellas). Бездомные и безработные, они промышляли разбоем в сельской местности, нападая на богатых землевладельцев с дубинами и мечами. Циркумцеллионы не доверяли и отказывались повиноваться властям, которые подвергали их пыткам и казнили. Чтобы не попасть им в руки, некоторые циркумцеллионы совершали самоубийство, бросаясь в пропасть. В 347 император Констант возвратился к политике преследований донатистов, которой держался его отец, но император Юлиан Отступник (361-363) восстановил веротерпимость, в результате чего конфликт между христианами вспыхнул с новой силой. Лишь в 412 император Гонорий издал эдикт, который привел к практически полному исчезновению секты. Гонорий обложил донатистов тяжелыми податями, ссылал их епископов и пресвитеров и в судебном порядке преследовал циркумцеллионов. Однако донатистская схизма, хотя и утратившая остроту, продолжалась до завоевания арабами Северной Африки (7 в.). Влиятельность донатизма отчасти объясняется его мощной организационной структурой, а в еще большей степени - простотой его догматической позиции, сводящейся к двум положениям: 1) церковь есть сообщество святых, из которого должны исключаться грешники; 2) таинства имеют силу лишь тогда, когда совершаются священниками, принадлежащими к этой святой церкви. Фактически, донатисты пытались исключить из церкви состоятельных людей, которые, чтобы сохранить свои привилегии, во время гонений пошли на сотрудничество с чиновниками Диоклетиана. Оптат и Августин посвятили многие годы полемике, направленной на опровержение этого учения. Донатизм сыграл не последнюю роль и в том, что отцы церкви (прежде всего - Августин) были вынуждены обратиться к решению вопроса о границах вмешательства светских властей в религиозные дела. Первоначально Августин был против применения к "еретикам" гражданских законов, но впоследствии, когда циркумцеллионы превратились в серьезную угрозу для состоятельных слоев общества, он приветствовал политику государства, призванную защитить граждан от насилия со стороны неимущего класса.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Словарь иностранных слов

Раскол в западной церкви Доната.

Сканворды для слова донатизм

- Церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века и сохранившийся до мусульманского завоевания.

Полезные сервисы

донатист

Орфографический словарь

донати́ст, -а

Полезные сервисы

донатисты

Энциклопедический словарь

Донати́сты (от имени епископа Доната, Donatus, руководителя Донатисты), участники религиозного движения в римской Северной Африке IV-V вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном - колоны, рабы, городская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики.

* * *

ДОНАТИСТЫ - ДОНАТИ́СТЫ (от имени епископа Доната, Donatus, руководителя донатистов), участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4-5 вв., возникшего во время гонений императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН). Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей (совершенством признавалась главным образом готовность претерпеть мученичество за веру). Донатисты отличались крайней нетерпимостью к своим противникам, а после гонений, предпринятых против них императором Константином (см. КОНСТАНТИН I Великий), сомкнулись с циркумцеллионами («вокруг сельских жилищ бродящими») - членами крайнего аскетического движения, практиковавшего убийства богатых и высокопоставленных людей. Юлиан Отступник (см. ЮЛИАН Отступник) поощрял донатистов, но они разбились на несколько враждующих между собой толков и сект. Сильным противником донатистов был блаженный Августин (см. АВГУСТИН Блаженный). После его победы в прениях на соборе в Карфагене (411) император Гонорий призвал донатистов к подчинению господствующей церкви.

Большой энциклопедический словарь

ДОНАТИСТЫ (от имени епископа Доната - Donatus, руководителя донатистов), участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4-5 вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном - колоны, рабы, городская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики.

Орфографический словарь

донати́сты, -ов, ед. ч. -и́ст, -а

Словарь иностранных слов

Последователи секты IV в., главой который был карфагенский епископ Донат.

Полезные сервисы

донатит

Синонимы к слову донатит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

донатка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

донатор

Энциклопедический словарь

ДОНА́ТОР -а; м. [от лат. donator - даритель]

1. В средневековом искусстве: изображение строителя храма (с моделью здания в руках) или заказчика какого-л. скульптурного, живописного произведения

2. Книжн. Тот, кто бескорыстно вкладывает деньги в культуру. Реклама донаторов. Деньги донаторов.

Дона́торский, -ая, -ое. Д-ие деньги.

* * *

дона́тор (лат. donator, буквально - даритель), в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) - изображение строителя храма (в этом значении то же, что ктитор) или заказчика произведения живописи или скульптуры.

* * *

ДОНАТОР - ДОНА́ТОР (лат. donator, букв. - даритель), в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) - изображение строителя храма (в этом значении то же, что ктитор) или заказчика произведения живописи или скульптуры.

Большой энциклопедический словарь

ДОНАТОР (лат. donator - букв. - даритель), в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) - изображение строителя храма (в этом значении то же, что ктитор) или заказчика произведения живописи или скульптуры.

Орфографический словарь

дона́тор, -а

Синонимы к слову донатор

сущ., кол-во синонимов: 5

заказчик, строитель

Новый словарь иностранных слов

дона́тор

(лат. donator даритель) в искусстве средневековья и Возрождения - изображение строителя храма (с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства) .

Словарь галлицизмов русского языка

ДОНАТОР а, м. donateur m. Донатор водорода. Природа 1933 5-6 78.

Сканворды для слова донатор

- Изображение строителя храма с моделью здания в руках.

Полезные сервисы

донаторный

Синонимы к слову донаторный

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

донаторский

Синонимы к слову донаторский

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы