Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эфиопия

Энциклопедия Кольера

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, государство в Северо-Восточной Африке. В прошлом страну нередко называли Абиссинией. Эфиопия состоит из нескольких бывших полунезависимых областей-государств, крупнейшими из которых были Амхара, Годжам, Шоа и Тигре, а также из районов с населением, говорящим на языках оромо, гураге, сидамо, сомали, афар и тигринья. После провозглашения в мае 1993 независимости Эритреи Эфиопия оказалась отрезанной от моря. На севере страна граничит с Эритреей, на западе - с Суданом, на юге - с Кенией, на востоке - с Джибути и Сомали. Граница с Сомали до сих пор окончательно не демаркирована.

кв. км. Городское население - 20%, сельское - 80%. Площадь - 1,13 млн. кв. км. Самая высокая точка - гора Рас-Дашэн (4620 м), самая низкая - впадина Афар (116 м ниже у.м.). Основные языки - амхарский (официальный), оромо, тигринья. Основные религии - христианство монофизитского толка, ислам. Административно-территориальное деление - 9 штатов. Денежная единица: 1 бырр = 100 сантимам. Государственный гимн: Эфиопия, Эфиопия, шагай вперед." alt="Эфиопия. Столица - Аддис-Абеба. Население - 62,1 млн. человек (1998). Плотность населения - 55 человек на 1 кв. км. Городское население - 20%, сельское - 80%. Площадь - 1,13 млн. кв. км. Самая высокая точка - гора Рас-Дашэн (4620 м), самая низкая - впадина Афар (116 м ниже у.м.). Основные языки - амхарский (официальный), оромо, тигринья. Основные религии - христианство монофизитского толка, ислам. Административно-территориальное деление - 9 штатов. Денежная единица: 1 бырр = 100 сантимам. Государственный гимн: Эфиопия, Эфиопия, шагай вперед." border="0">

Эфиопия. Столица - Аддис-Абеба. Население - 62,1 млн. человек (1998). Плотность населения - 55 человек на 1 кв. км. Городское население - 20%, сельское - 80%. Площадь - 1,13 млн. кв. км. Самая высокая точка - гора Рас-Дашэн (4620 м), самая низкая - впадина Афар (116 м ниже у.м.). Основные языки - амхарский (официальный), оромо, тигринья. Основные религии - христианство монофизитского толка, ислам. Административно-территориальное деление - 9 штатов. Денежная единица: 1 бырр = 100 сантимам. Государственный гимн: "Эфиопия, Эфиопия, шагай вперед".

<a href='/dict/флаг' class='wordLink' target='_blank'>Флаг</a> <a href='/dict/эфиопии' class='wordLink' target='_blank'>Эфиопии</a>

Флаг Эфиопии

На <a href='/dict/карте' class='wordLink' target='_blank'>карте</a> <a href='/dict/африки' class='wordLink' target='_blank'>Африки</a>

На карте Африки

<a href='/dict/гондэр' class='wordLink' target='_blank'>ГОНДЭР</a> - <a href='/dict/первая' class='wordLink' target='_blank'>первая</a> <a href='/dict/столица' class='wordLink' target='_blank'>столица</a> <a href='/dict/эфиопии' class='wordLink' target='_blank'>Эфиопии</a>

ГОНДЭР - первая столица Эфиопии

ПРИРОДА

Рельеф. Эфиопия - наиболее высокогорная страна Африканского материка. Более половины ее территории расположено на абсолютных высотах, превышающих 1500 м, и составляет Эфиопское нагорье, простирающееся от района Тыграй на севере до района Гамо-Гофа на юге. В его пределах выделяют северо-западный, центральный и юго-западный районы. В северо-западном районе находятся вершины, превышающие 4000 м над у.м. Самые высокие из них - гора Рас-Дашэн (4620 м) и гора Тало (4413 м), расположенные соответственно к северо-востоку и востоку от оз. Тана. Кроме того, в рельефе выражены многочисленные столовые возвышенности-останцы, имеющие местное название "амба". Эфиопское нагорье на востоке резко обрывается к впадине Афар в виде уступа с абсолютными высотами 2100-2400 м. Западный борт Великой рифтовой зоны несколько понижается на юго-западе, где средние высоты достигают 1500-1800 м над у.м. Западные склоны нагорья более пологие, чем восточные, и ограничиваются на западе уступами высотой 1200-1500 м над у.м. Северо-западные части нагорья расчленены V-образными долинами, днища которых находятся на высоте ок. 600 м над у.м.

Горные хребты, окруженные обширными равнинами, - характерная особенность ландшафта юго-восточной части Эфиопского нагорья, где расположены административные районы Сидамо, Арси, Бале и Харэрге. Только восточный борт Великой рифтовой зоны является четкой границей этой территории, поскольку ее южный и восточный края находятся на территории соседних государств Кении и Сомали. Здесь встречаются еще более глубокие каньоны, чем на северо-западе нагорья. Уступы, окаймляющие Великую рифтовую зону, имеют абсолютные высоты от 1800 м на юго-западе до 1200 м на северо-востоке, а в центре превышают 2700 м, там находятся горы Чилало высотой более 3000 м.

Равнины, окружающие Эфиопское нагорье, составляют значительную часть территории страны и местами переходят в плато высотой до 1500 м над у.м. Однако отдельные котловины расположены ниже уровня моря. В пределах северо-восточной равнины, отчасти заходящей на территорию Эритреи и составляющей северную оконечность рифтовой зоны в Эфиопии, находится глубочайшая в Африке впадина Афар (116 м ниже у.м.). Иногда ее рассматривают как связующее звено между собственно африканской Великой рифтовой зоной и грабеном Красного моря. Равнины, образующие узкую полосу к западу от Эфиопского нагорья, простираются вдоль судано-эфиопской границы от района Гондэр на севере до района Иллубабор на юге. Обычно абсолютные высоты в этой полосе не превышают 1000 м.

Реки и озера. Поскольку в Эфиопии выпадает значительное количество осадков, реки полноводны, и воды хватает для орошения полей. В западной части Эфиопского нагорья поверхность имеет общий уклон к северо-западу, и большинство крупных рек там относится к обширному водосборному бассейну Нила. Самая большая из этих рек Аббай, в нижнем течении именуемая Голубым Нилом, берет начало в виде небольшой речушки Малый Аббай, которая впадает в оз. Тана, а выходя из него, постепенно превращается в полноводную реку. Значительными водными артериями являются также реки Тэкэзе на севере и Баро и Гило - на юге. Две последние принадлежат бассейну р.Собат, притока Белого Нила. Из крупных постоянных водотоков только две реки не имеют стока в бассейн Нила. Река Аваш выходит на области Данакиль и, не достигнув Аденского залива, заканчивается в озерах Гамарри, Барио и Аббе. Другая река - Омо - впадает в оз. Рудольф на границе с Кенией.

Поскольку на юго-востоке Эфиопского нагорья поверхность имеет общий уклон к юго-востоку, речной сток направлен в Индийский океан. Крупнейшие реки этой части страны - Уаби-Шэбэлле и притоки основной водной артерии западного Сомали р.Джуббы. Наряду с постоянными водотоками существуют также многочисленные короткие реки и ручьи, наполняющиеся водой лишь в сезон дождей, когда происходит размыв рыхлых отложений. Поскольку в такие периоды извилистые русла постоянных рек получают дополнительное питание, обширные территории бывают затоплены, и тонны плодородных почв смываются с нагорий и переотлагаются на нижележащих равнинах.

Для гидрографической сети Эфиопии характерно наличие озер в Великой рифтовой зоне. Они различаются по размерам - от 1300 кв. км (оз. Абая) до 150 кв. км (оз. Ауаса). Некоторые из них пресноводные, другие - соленые. Самое большое озеро страны - Тана площадью 3150 кв. км - не связано с рифтовой зоной и находится на северо-западе Эфиопского нагорья. Оно образовалось в тектонической котловине в результате подпруживания лавовых потоков.

Климат. Эфиопия расположена в экваториальной и субэкваториальной зонах, но благодаря тому, что большую часть ее территории занимает нагорье, климат там более умеренный и более влажный, чем в соседних странах, находящихся на тех же широтах. Несмотря на отсутствие многолетних точных наблюдений для всей страны, имеющиеся данные свидетельствуют, что в горных районах количество атмосферных осадков колеблется от 1000 мм на севере до 2000 мм на юго-западе, причем максимальное количество осадков выпадает в летние месяцы. В более низких районах юго-восточной части Эфиопского нагорья, находящихся в зоне влияния муссонов, в годовом ходе осадков четко различают два влажных периода, разделенных сухим летним сезоном. Среднее годовое количество осадков здесь составляет 500-750 мм. Как правило, равнинные районы страны получают менее 500 мм осадков в год, за исключением долины Баро на юго-западе, которая находится на пути летних ветров, приносящих влагу со стороны Атлантического океана. Среднее годовое количество осадков в наиболее аридных внутренних районах страны, включающих впадины Данакиль и Афар, не превышает 250 мм в годотдельные годы не более 50 мм).

Температуры воздуха зависят от высотного положения, которое вносит изменения в зональные климатические характеристики, но одновременно находятся в тесной связи с распределением атмосферных осадков. Так, например, в западных районах Эфиопского нагорья минимальные температуры приходятся на пасмурные и дождливые месяцы, тогда как максимальные, как правило, сопряжены с ясной солнечной погодой. Средняя температура влажного сезона 16° С, сухого - 21° С. Для Эфиопии не характерны резкие перепады температур. С уменьшением высоты температуры повышаются, и столбик термометра обычно поднимается в дождливый сезон до 27° С и в сухой - до 35° С. Рекордно высокая температура (49° С) была зарегистрирована во впадине Данакиль.

Флора и фауна. Наиболее увлажненным районам присущ самый густой растительный покров. На юго-западе Эфиопии в условиях сочетания обильных осадков и высоких температур имеются крупные массивы влажных тропических лесов с богатой и разнообразной флорой. В результате многовекового сельскохозяйственного использования земель леса на северо-западе Эфиопского нагорья были сведены. В 1900 леса покрывали 40% территории страны, а в начале 1990-х годов их площадь сократилась до 4%. Более 2/3 сохранившихся лесов сосредоточено в районах Уоллега, Иллубабор и Кэфа, остальная часть находится в районах Арси, Бале, Сидамо и Гамо-Гофа. Вместе с тем в условиях значительного роста численности населения страны приходится отводить все больше лесных угодий под пашни и строительство новых поселений. На внутренних равнинах с жарким климатом и малым количеством осадков распространена разреженная травянистая растительность, а на юге и юго-востоке страны, в областях Борэна и Огаден, - акациевые саванны.

Фауна меняется в зависимости от характера растительности. Сведение лесов и браконьерство привели к значительному сокращению обилия и видового разнообразия диких животных. Кое-где еще встречаются львы, леопарды, гепарды и слоны; повсеместно обитают шакалы, гиены и лисицы. В небольших количествах в Эфиопии сохранились бегемоты, носороги, жирафы, зебры, антилопы, обезьяны, в т.ч. бабуины, и крокодилы. В отдаленных северо-западных и северо-восточных горных районах водятся некоторые редкие виды животных, например эфиопский козел и антилопа-ньяла.

НАСЕЛЕНИЕ

Размещение населения и этногенез. Христиане амхара и тиграи, в прошлом игравшие доминирующую роль в истории страны, говорят на семитских языках, в основе которых лежит древнеэфиопский язык, или гыыз, который по сей день используется в церковных богослужениях. Вероятно, семитские народы через Красное море переселились в Эфиопию из центров цивилизации в плодородной юго-западной Аравии (т.н. "Счастливой Аравии"). В Африке пришельцы-семиты подчинили себе местное хамитоязычное население, а затем постепенно слились с ним.

Амхара и тиграи, составляющие соответственно треть и десятую часть населения Эфиопии, населяют северо-западные горные и возвышенные районы, расположенные главным образом севернее 10° с.ш. и к западу от 40° в.д. Они живут также на территории центрального административного района Шоа вплоть до широты Аддис-Абебы на юге. Амхарский язык распространен на большей, южной части Эфиопского нагорья, а язык тигринья - в северной его части.

К хамитоязычным народам относятся оромо (вплоть до недавнего времени их называли галла), сомали, афары (или данакиль), сидамо и другие более мелкие этнические группы. Оромо, самая многочисленная хамитоязычная группа, составляет примерно 40% населения Эфиопии. Отдельные группы оромо различаются по уровню экономического развития, общественной и политической организации и вероисповеданию. В далеком прошлом это были кочевники, обитавшие на равнинах с жарким климатом на юго-востоке страны. В 16 в. оромо вторглись во многие районы Эфиопского нагорья, вытеснив оттуда христиан-амхара и мусульманское население восточных провинций. Позднее многие оромо приняли ислам, несколько меньшая часть обратилась в христианство, однако остается немало приверженцев традиционных верований. Значительная часть оромо-христиан добилась высоких постов на государственной службе. Оромо составляют большинство населения на восточной окраине Эфиопского нагорья, обширном плато в районе Уолло, в районах Уоллега и Кэфа на юго-западе и в Харэрге на юго-востоке. На юге оромо-скотоводы рассредоточены на аридных склонах Эфиопского нагорья.

Другая хамитоязычная группа, сомали, населяет жаркие и сухие восточные и юго-восточные районы Эфиопии. Эти скотоводы-кочевники, исповедующее ислам, составляют единую этническую группу с населением пограничных с Эфиопией областей Сомали, Джибути и Кении.

Родственные им афары (данакиль), по вероисповеданию мусульмане-сунниты, живут на полупустынных равнинах северо-восточной Эфиопии и в северных районах Джибути. Культурный центр и резиденция султана афаров находятся во впадине Афар, там, где р.Аваш вливается в систему озер Гамарра, Барио и Аббе.

Народы, говорящие на языках группы сидамо, живут в южных районах в долине р.Омо и вокруг бессточных озер на юге Великой рифтовой зоны в пределах Эфиопии. Оставаясь изолированными от амхара в результате вторжения оромо, эти народы развивались самостоятельно до тех пор, пока в конце 19 в. не были покорены императором Менеликом II и их земли не вошли в состав Эфиопского государства. На протяжении двух предшествующих веков они сумели создать несколько небольших государств, наиболее развитым из которых была Кэфа.

Гураге, говорящие на семитском языке, близком к амхарскому и гыызу, образуют как бы связующее звено между оромо и сидамо, живущими к югу от них, и амхара, живущими севернее. Они занимаются примитивным земледелием и пастбищным скотоводством, и вплоть до конца 19 в. лишь часть их территории входила в состав Эфиопии.

Многочисленные негроидные племена обитают на западе и юге страны, от южной границы района Гондэр до оз. Рудольф, в холмистых районах, простирающихся от западной окраины Эфиопского нагорья до знойных равнин Судана. В прошлом их, как оромо и гураге, часто продавали в рабство. Много невольников из этих местностей было вывезено в Аравию, Египет и Судан.

Демографические данные. По данным переписи 1984, в Эфиопии проживали 41 млн. человек, а в 1998 численность населения возросла до 62,1 млн. человек. По оценке ООН, в 1995-2000 среднегодовой прирост населения составлял 3,2%. В 1996 ок. 46% жителей страны были моложе 14 лет. Плотность населения неравномерна. Наиболее густо заселены районы Эфиопского нагорья с мягким климатом, плодородными почвами и обильными осадками, тогда как аридные равнины на востоке страны редко заселены.

При отсутствии точных статистических данных предположительно ок. 40% эфиопов исповедует христианство, 45% - ислам, остальные - иудаисты, индуисты и др. Традиционно подавляющая часть государственных чиновников назначалась из христиан, хотя в истории страны были и министры-мусульмане.

В городах проживает относительно небольшая часть населения. В 1994 в Аддис-Абебе, столице и крупнейшем городе страны, насчитывалось 2,1 млн. жителей - почти треть городского населения Эфиопии. Аддис-Абеба - город общеафриканского значения, поскольку там находятся резиденции Организации африканского единства (OAE) и Экономической комиссии ООН для Африки. Среди других городов, численность населения которых по данным переписи 1994, превышала 50 тыс. человек, выделяютсятыс. человек): Дыре-Дауа (164,8), Назрет (127,8), Гондэр (112,2), Дэссе (97,3), Харэр (131,1), Мэкэле (96,9), Джимма (88,9), Бахр-Дар (96,1), Акаки (54,1) и Дэбрэ-Зэйт (Бишофту) (51,1).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

На протяжении многих веков Эфиопия была феодальной монархией. Ее последний император Хайле Селассие I (1892-1975) в период с 1930 по 1974 сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Выступление армии в начале 1974 привело к отставке правительства, а в сентябре 1974 Хайле Селассие был низложен. Страну возглавила армейская группировка, учредившая Временный военный административный совет, или Дэрг. Новое руководство объявило о намерении создать однопартийную систему и передать под контроль государства собственность, "необходимую для экономического развития". В 1975 декретом правительства была упразднена монархия. В 1977, после чисток в военном руководстве страну возглавил подполковник Мэнгысту Хайле Мариам.

Мэнгысту удерживал власть вплоть до разгрома правительственных войск вооруженными отрядами оппозиции в 1991. Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ) установил контроль над всей территорией Эритреи. В мае 1991 отряды Революционно-демократического фронта народов Эфиопии (РДФНЭ) заняли Аддис-Абебу. По решению РДФНЭ было создано Переходное правительство, а временным президентом Эфиопии стал руководитель тыграйских повстанцев Мэлес Зенави.

Период монархии. Высшей властью в Эфиопии обладал император, или ныгусэ-нэгэст (царь царей). Легенда о прямом происхождении императора от царя Соломона и царицы Савской способствовала сохранению доминирующей роли монархии в стране. Власть на местах принадлежала губернаторам, которые назначались и смещались по желанию монарха.

Губернатор не получал жалованья и военной помощи от императора. Он содержал собственную армию и осуществлял все назначения в административный аппарат своей провинции, ежегодно отправляя в центр часть собранных налогов. Особенно высокие налоги и подати взимались с преимущественно оромского населения области Огаден, захваченной в конце 19 в. амхарскими и тыграйскими воинами императора Менелика II. Большая часть самых плодородных земель была распределена среди завоевателей. Местное население было вынуждено, помимо налогов, выплачивать арендную плату новым землевладельцам.

Поскольку сложившуюся на севере систему феодального управления нельзя было механически перенести в южные области, где жило враждебно настроенное население с другим общественным укладом, процесс политического реформирования на юге был ускорен в первой половине 20 в. при императоре Хайле Селассие I. Став в 1916 регентом, он превратился в ключевую фигуру эфиопской политики. В 1928 Хайле Селассие стал негусом, а в 1930 был возведен на императорский престол. В стране были учреждены сенат, члены которого назначались из числа знати (членов императорского рода, министров, судей и военачальников), а также палата депутатов, отбор в которую осуществляли знать и местные вожди "до тех пор, пока население не сможет самостоятельно избирать своих представителей". Этот двухпалатный парламент являлся преимущественно совещательным органом, а также служил каналом информации, поступавшей сверху от правительства в адрес местной знати. В 1955, спустя 25 лет после коронации, император ввел в действие новую конституцию. Облеченная в современные формулировки, она ничего не меняла в системе государственного управления, и до 1974 страна оставалась абсолютной монархией, подданные которой были лишены основных политических и гражданских прав. В 20 в. Эфиопия оставалась уникальной страной, где отсутствовала политическая жизнь в ее современных проявлениях: не было политических партий, негосударственной прессы, местного самоуправления.

Важным новшеством стало создание кабинета министров. Система новых министерств создавалась в соответствии с приложением к императорскому указу от 1943. В 1967 в Эфиопии функционировали 18 министерств. Все министры, включая премьер-министра, назначались императором. В период после Второй мировой войны быстро развивалась система современного образования. В учебных заведениях готовились квалифицированные кадры для управленческого аппарата и модернизированных вооруженных сил.

Революционный режим. После Второй мировой войны со стороны недовольных этнических групп и различных слоев общества усилилась критика монархического режима. Сомали, населявшие юго-восточную область Огаден, оказывали сопротивление эфиопским властям, и с 1960 эту борьбу стала поддерживать молодая независимая Республика Сомали.

Сходная угроза возникла и на севере страны в Эритрее. После ликвидации там итальянского колониального режима в 1941 Эритрея на 10 лет попала под управление британской военной администрации, а затем в качестве самоуправляемой единицы вошла в состав федерации с Эфиопией. В 1962 император ликвидировал федерацию, превратив Эритрею в одну из эфиопских провинций. В том же году сформировалось национально-освободительное движение, развернувшее вооруженную борьбу за независимость Эритреи.

Социально-экономические перемены привели к появлению в Эфиопии новых группировок, недовольных политикой монархического режима. Образованная часть общества отвергала политическую вседозволенность императора и его окружения и выступала с резкой критикой медленных темпов развития Эфиопии, которая по уровню жизни населения занимала одно из последних мест в мире. Среди крестьян южных областей росло сопротивление эксплуатации со стороны помещиков-землевладельцев. Лишенный какой-либо юридической защиты и социального обеспечения, немногочисленный городской пролетариат трудился на предприятиях, которые принадлежали иностранцам и управлялись ими. Многочисленное мусульманское население было недовольно тем, что ислам не был официально признан в качестве одной из государственных религий и что мусульмане редко назначались на высокие государственные посты.

Недовольство зрело годами. Внутриполитическая обстановка в стране резко обострилась в 1974 на фоне роста инфляции и безработицы вкупе с ужасающим голодом, который в 1972-1974 унес жизни ок. 200 тыс. человек. Правительство оказалось не в состоянии предотвратить катастрофу: заботясь прежде всего о собственной репутации, оно любыми способами пыталось скрыть от внешнего мира сам факт голода, бросив умирающих от голода людей на произвол судьбы. В воинских частях, измотанных многолетними безрезультатными боевыми действиями в Огадене и Эритрее, вспыхнуло восстание. Утратив поддержку армии, императорский режим рухнул, не оказав сопротивления. 12 сентября 1974 Хайле Селассие был низложен, взят под арест и скончался 27 августа 1975. Власть в стране перешла к Временному военному административному совету (ВВАС), или Дэргу.

Этот совет первоначально состоял из 120 военнослужащих в звании от рядового до майора. В 1974 и 1977 Дэрг подвергся чисткам, в результате чего его значительно поредевший состав возглавил Мэнгысту Хайле Мариам.

Военное руководство приступило к реализации революционной социалистической программы, которая радикальным образом трансформировала эфиопское общество. Национализация промышленных предприятий, банков, финансовых и страховых компаний и других секторов экономики привела к ликвидации частного капитала. Национализация и перераспределение земли в сельской местности подорвали экономическое положение старой аристократии. Национализация земли и доходных домов в городах лишила их бывших владельцев возможности обогащаться за счет арендной платы. Военное руководство развернуло общенациональную кампанию по пропаганде идей "эфиопского социализма" и соответствующим образом изменило программы обучения в государственных школах (после национализации частных школ в стране остались только государственные).

В наследство от прежнего режима военным досталась проблема эритрейцев и сомалийцев, которые усилили борьбу за независимость. За оружие взялись представители и других национальностей, так что по крайней мере пять освободительных фронтов, созданных на этнической основе, выступили против центрального правительства. В результате военный режим был втянут в боевые действия на всей территории страны. Кроме того, нежелание военного руководства разделить власть с гражданскими политиками привело к возникновению подпольных оппозиционных движений. Режим Мэнгысту уничтожил тысячи своих противников, многие из них были вынуждены бежать из страны.

Вооруженные силы. По давней традиции большую часть эфиопской армии составляли провинциальные формирования, содержавшиеся губернаторами. Для укрепления своего положения и координации действий провинциальных армий император стремился иметь под своим началом собственную сильную армию. После реставрации императорского режима в 1941 Хайле Селассие создал армию, которая обеспечила ему неоспоримое превосходство над потенциальными соперниками. Это позволило императору осуществить ряд успешных реформ, направленных на значительное ограничение власти губернаторов. Ядром новых вооруженных сил стала регулярная армия, подготовленная англичанами по соглашению с Эфиопией 1942. Кроме того, император создал личную гвардию по французскому образцу, которую возглавил шведский генерал Э.Вирьин.

В начале 1950-х годов США стали главным союзником и основным источником финансовой помощи Эфиопии. В обмен на военную помощь, позволившую сформировать армию численностью в 60 тыс. человек, США получили право на создание вблизи главного города Эритреи Асмэры крупной военно-воздушной базы Кагнью. Эфиопская армия оснащалась американским оружием, а многие ее офицеры, в их числе подполковник Мэнгысту, прошли курс военной подготовки в США. В 1960 преданные режиму воинские подразделения решительно подавили попытку свержения Хайле Селассие, которую возглавили офицеры императорской гвардии. Однако затянувшаяся на долгие годы бесперспективная война с партизанскими отрядами в Эритрее и Огадене подорвала боевой дух рядовых военнослужащих, условия жизни которых ухудшились. Младший офицерский состав, выпускники военной академии в Харэре, разделяли недовольство эфиопской интеллигенции авторитарной политической системой. В 1974 рядовые военнослужащие и младшие офицеры объединились для свержения монархического режима.

Радикализм новой власти и национализация американских инвестиций без компенсации вынудили США прекратить оказание военной и экономической помощи Эфиопии. Столкнувшись с одновременным наступлением сепаратистов в Эритрее и Огадене и ростом внутриполитической нестабильности на всей территории Эфиопии, Мэнгысту обратился за помощью к СССР и его союзникам. В 1977-1978 СССР направил в Эфиопию крупные партии оружия, а также прислал военных советников и технический персонал. С Кубы прибыла тактическая боевая группа численностью в несколько тысяч человек, различная помощь поступила из других стран социалистического лагеря. Все эти меры позволили военному режиму отразить полномасштабное наступление сомалийской армии в 1978 и восстановить контроль над всеми крупными городами Эритреи. Успехи на фронтах позволили Мэнгысту укрепить свое положение путем ликвидации основных группировок гражданской оппозиции и значительного увеличения численности вооруженных сил. Тем не менее на протяжении 1980-х годов эритрейские повстанцы неуклонно наращивали свою боевую мощь, а поначалу незначительные выступления против военного режима в провинции Тыграй переросли в полномасштабную гражданскую войну. К середине 1990 Эфиопия фактически утратила Эритрею, а военные успехи тыграйцев привели к свержению Мэнгысту в 1991.

Политические организации. Хотя созданный в 1974 Дэрг неоднократно заявлял (особенно после начала поступления крупномасштабной военной помощи из СССР и с Кубы в 1977), что осуществляет социалистические преобразования, на самом деле он был далек от марксистской идеологии. В 1979 была сформирована Комиссия по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ). Председателем Комиссии стал Мэнгысту, а другие члены Дэрга вошли в состав ее руководящих органов. По указанию и под контролем военных были созданы ассоциации, объединяющие в своих рядах крестьян, рабочих, горожан, женщин и молодежь. В сентябре 1984 КОПТЭ объявила о создании в стране марксистско-ленинской партии, получившей название Рабочая партия Эфиопии (РПЭ). Генеральным секретарем партии стал Мэнгысту. По официальным данным, в 1989 ее численность достигла 50 тыс. человек.

Дэрг беспощадно боролся с любой оппозицией, однако постепенно инициатива в стране стала переходить к вооруженным формированиям, созданным эритрейцами, тыграйцами, оромо и сомалийцами. Наиболее мощными повстанческими движениями были не скрывавшие своей приверженности марксизму Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ), стремившийся добиться независимости Эритреи, и Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ), способствовавший свержению Дэрга. Первоначально идеологией НФОТ был маоизм, но с начала 1990-х годов он выступил за плюрализм и парламентскую демократию. В 1989 по инициативе НФОТ был создан Революционно-демократический фронт народов Эфиопии (РДФНЭ), в состав которого вместе с тыграйцами вошли более мелкие вооруженные группировки, созданные на этнической основе, - такие, как Фронт освобождения оромо, пользовавшийся поддержкой населения юго-западных районов страны. В мае 1991, когда вооруженные отряды РДФНЭ приблизились к Аддис-Абебе, Мэнгысту бежал из страны. РДФНЭ взял под контроль столицу и назначил лидера НФОТ Мэлеса Зенави временным президентом. К этому времени НФОЭ контролировал всю территорию Эритреи, и РДФНЭ пришлось признать ее независимость.

Церковь. Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. Пользуясь огромным влиянием, сравнимым лишь с авторитетом католической церкви в средневековой Европе, Эфиопская церковь консолидировала общество. Объединяющей роли церкви способствовали не только общая вера, но и особенности церковной иерархии. На самой вершине находился абуна (митрополит), единственный в стране епископ, которого назначал патриарх Коптской православной церкви в Александрии. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна. Сам император часто проявлял интерес к делам церкви.

В политической жизни церковь была мощной консервативной силой, что было вполне объяснимо, учитывая, что содержание ее многочисленного клира зависело от сохранения крупной церковной собственности. В 1990 в стране насчитывалось 20 тыс. церквей и монастырей, их прихожанами являлись примерно 45% населения. Даже небольшая община порой имела более одной церкви, в каждой из которых проводили службу три священника и несколько юношей-диаконов. При кафедральном соборе могло состоять несколько сотен священнослужителей.

Одним из результатов роста национального самосознания эфиопов стало стремление ослабить зависимость своей церкви от александрийского патриарха. В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа. В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна-эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

С приходом в 1974 к власти военного руководства для церкви настали тяжелые времена. Национализация земли лишила духовенство обширных земельных владений, которые церковь собирала веками. Церковь утратила финансовую поддержку государства, а ее содержание стало уделом самого духовенства. В 1976 действующий абуна был обвинен в коррупции и лишен своего поста, а его место занял неизвестный монах, угодный властям. Христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

Внешняя политика. Распространение ислама отрезало от внешнего мира и без того труднодоступное Эфиопское нагорье. Изоляции способствовали колониальный раздел Африки между европейскими державами в конце 19 в., создавший угрозу независимости Эфиопии. За исключением Либерии, созданной усилиями США, Эфиопия оставалась единственным независимым государством в Африке к югу от Сахары. Угроза иностранного вторжения полностью подтвердилась, когда Эфиопия стала объектом итальянской агрессии. В 1896 в битве при Адуа страна сумела отстоять свою независимость. Наступившая передышка дала возможность модернизировать страну и завершить территориальную экспансию в южном направлении. Однако угроза расчленения страны продолжала существовать. Например, в 1906 было подписано тройственное соглашение между Великобританией, Францией и Италией, в котором эти державы, обеспокоенные ухудшением состояния здоровья Менелика II и опасностью междоусобной войны, выразили намерение уважать территориальную целостность Эфиопии, но в случае ее развала заявили о взаимном уважении интересов каждой из сторон в этом регионе. Сферой интересов Франции была французская железная дорога из Джибути, Великобританиилице Египта) - установление контроля над оз. Тана и Голубым Нилом, Италии - строительство железной дороги через территорию Эфиопии, которая связала бы две итальянские колонии на побережье. В 1925 Великобритания признала сферу влияния Италии в Эфиопии и обещала поддержать идею сооружения железной дороги от Эритреи в Итальянское Сомали. Италия обещала поддержать британский проект строительства плотины на оз. Тана. После того как Эфиопия выступила с протестом против обоих соглашений, западные дипломаты заверили ее правительство в том, что соглашения не содержат угрозы для суверенитета и территориальной целостности страны. В 1919, чтобы обезопасить свою независимость, Эфиопия обратилась с просьбой о принятии страны в Лигу наций и в 1923 стала членом этой организации. Когда в 1935 Италия начала завоевание Эфиопии, даже историческое личное обращение находившегося тогда в изгнании императора Хайле Селассие к Лиге наций не убедило ее членов в необходимости принятия эффективных мер против Италии.

После восстановления монархического режима с помощью британского оружия в 1941 наступил недолгий период тесного британско-эфиопского сотрудничества. В 1945 Эфиопия стала членом ООН.

В первые послевоенные годы главной целью эфиопской внешней политики было предотвращение передачи Италии ее бывших колоний Эритреи и Сомали и возвращение этих территорий Эфиопии. Великобритания и США предоставляли Эфиопии военную и экономическую помощь, и во время войны в Корее эфиопский воинский контингент вместе с американскими частями сражался там под флагом ООН. В 1952 Эритрея была объединена с Эфиопией в рамках федерации, а с 1962 стала провинцией Эфиопии. В ходе многолетней национально-освободительной борьбы в 1991 Эритрея одержала победу и обрела независимость.

С середины 1950-х годов Эфиопия начала устанавливать контакты с другими странами Африки. В 1955 она приняла участие в Конференции стран Азии и Африки в Бандунге, а в 1958 - в Конференции независимых государств Африки в Аккре. На последней конференции представитель Эфиопии заявил о предоставлении его страной 200 стипендий Хайле Селассие африканцам для обучения в Эфиопии. В 1958 в Аддис-Абебе была размещена штаб-квартира Экономической африканской комиссии ООН, в 1960 там проходила вторая Конференция независимых государств Африки, а в 1962 - заседание Панафриканского освободительного движения Восточной, Центральной и Южной Африки. В мае 1963 в Аддис-Абебе была создана Организация африканского единства (ОАЕ), и с тех пор там размещена ее штаб-квартира.

Во время правления Хайле Селассие Эфиопия поддерживала тесные политические и экономические связи с США, хотя император не хотел зависеть от одной великой державы и старался получать помощь от возможно большего числа стран. Американская помощь направлялась главным образом на развитие народного образования, здравоохранения и сельского хозяйства, а т

Полезные сервисы

философия и письмо

Грамматологический словарь

Философия и письмо - Их взаимодействие есть следствие развития человеческой культуры, происходящее на стыке таких точных наук, как математика, физика и таких трансцидентальных дисциплин, как богословие и мифология. Философские проблемы письма - это, в первую очередь, его связь с мышлением, языком, обществом, а также рассмотрение системы и структуры письма, его знакового характера, происхождения, эволюции и истории, идиоэтнического и универсального в письме.

<a href='/dict/философия' class='wordLink' target='_blank'>Философия</a> и <a href='/dict/письмо' class='wordLink' target='_blank'>письмо</a>

С точки зрения современной науки, любой алфавит может быть описан как вероятностная модель (фрактальная структура, система дифференциальных уравнений) в которой контуры знаков заняли свое место благодаря стечению некоего множества обстоятельств. Алфавитные знаки представляются не застывшей, а постоянно меняющейся системой.

На связи письменных систем с природными явлениями указывают естественные узоры камней (например, т.н. «еврейский камень»), деревьев (сравните с руническим алфавитом), животных, насекомых и т.д. Науке известны случаи «гиперсемитической оценки» случайных (эвентуальных) конфигураций в мифах как неких письмен.

Буквам придавалось множество значений: от сложных религиозных до философских, поэтических образов и числовых соответствий. С буквами связан ряд гносеологических концепций и мифологем:

а. Натурфилософский аспект.

В мифологическом сознании разных народов человек и все окружающее его пространство представлялись двумя взаимопроникающими живыми организмами. Два этих, кажущихся самодостаточными, мира - Макрокосм и Микрокосм устроены по единому образцу, однотипны и пронизаны общим законом - упорядоченным набором знаков (элементов)

Т.о. письмо - есть связующее звено между космосом и внутренним миром человека. Украинский философ и гуманист Г.С. Сковорода рассматривал все мироздание, как взаимосвязь трех миров: Микрокосма (человека) Макрокосма (природы) и мира символов» (Библии) Вместе с тем письмо представляется как одна из моделей мироздания (другими словами, познавая письмо, человек познает мир)

Индийским грамматикам буквы алфавита виделись, как прообраз живых существ. Верхняя часть буквы (матрика) называлась голова», нижняя - ноги. Отсюда название тибетской скорописи у-мэд (безголовое) название непальского письма бхуджимол (голова мухи), чамского почерка акхар-гармин (паучьи ножки). См. Суфизм.

С египетской традиции берет начало процесс мистификации атрибутов письма. Тростниковое письмо египтян - это клюв священного ибиса (воплощение бога Тота) это палец писца. Повреждение письменных принадлежностей приравнивалось к членовредительству. В иудаизме считается, что десять заповедей Иегова начертал собственным пальцем.

Китайская традиция знает сравнения кисти с оружием. В 4 в. Ван-Сичжи сравнивал письмо на бумаге с действиями полководца на поле битвы (бумага - поле, кисть - оружие, тушь - броня, камень для растирания туши - преграда). В этой связи на память приходят стихи В. Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». («Домой»). Кроме того, китайцы сравнивали каллиграфию с искусством танца, где по бумаге как бы танцует кисть.

Суфий 15 в. Азиз Насафи сравнивает природу с Кораном т.о., что каждому биологическому роду соответствует определенная сура (глава, всего в Коране 114 глав), каждому виду - определенный аят (стих, из которых состоят суры), а каждому отдельному существу - определенная буква Корана («Кашф-ул-хакоик»).

б. Связь системы письма с религией.

В древнекитайском иероглифическом письме отсутствует деление слов на фонемы (элементарные звуки) Мир мыслится в образах, как набор криптотипов (скрытых категорий) постигать которые можно бесконечно, всякий раз по-иному интерпретируя смысл. Философ Чжуан-цзы выразил, например, такую мысль: {{}}Человек произносит слова, но то, что он говорит совершенно не определено». В комментариях к «И-Цзин» сказано: «Иероглиф не полностью выражает слово, слово не полностью выражает мысль». В Древнем Китае также интересовались причинами, порождающими знаки: «Порожденная цветом окраска всегда видна, то же, что порождает цвет, никогда не заметно». (Ян Чжу «Ле-цзы»).

В индийском письме слово делится исключительно на слоги. Причем, гласные как бы включены в согласные подобно тому, как менее значимое подчинено более существенному. Гласные и согласные - две противоположные категории языка и могут быть рассмотрены, как философские антитезы (жизнь и смерть, добро и зло, мужчина и женщина).

Буква на санскрите акшара (нетленное) состоит из соединения согласной и гласной («основы» и «одежд») Название индийского алфавита (ка-кхаг) нередко произносится как мантра (заклинание) или а-ха (первая и последняя буквы алфавита, вдох и выдох). К слову, мандейский алфавит абага начинается буквой «а», похожей на круг и заканчивается «ха», похожей на каплю. Тем самым лишний раз подчеркивается равнозначность начала и конца. Например, в мандейском алфавите А (Совершенство превыше всего, Свет и Жизнь), Ba (Великий отец), Ga (Архангел Гавриил), Da (Путь закона), Ha (Великая жизнь), Wa (Горе тому, кто слышит не Язык света), Za (Сияние), Eh (Глаз бога) и т.д.

Иногда название священных алфавитов переводится просто: n'ko мандеязычных народов (буквально «я говорю»), adinra народов ашанти Африки - «до свидания» (ткань с изображением ритуальных узоров заменял саван).

Индийская традиция изучает мир путем включения малого в большее. Один элемент слога качественно противопоставленный, подавляет другой. Структура индийского письма отражает строение индийского общества (кастовое деление, главенство мужчины и т.д.) В частности, деление знаков алфавита на варны совпадает с аналогичным членением общества (варна - разряд, цвет, варнамала - индийский алфавит)

В семитском консонантном письме налицо приоритет согласных и явное игнорирование гласных. Гласные могут быть обозначены только через согласные (т.н. матрес лекционес). Слово выражается посредством консонантной сетки, которая заполняется меняющимся набором гласных. Семитское слово - это жесткий скелет (согласные) и обволакивающий покров (гласные) Мир изучается по опорным точкам (предначертанным богом) пространство между которыми заполняются человеком произвольно. Это обуславливает некоторый схематизм семитических философий.

Семитским письменностям знакома турбулизация графического потока (диффузия направления строк) Под воздействием чужеродных влиянием (греческого, китайского письмен) семитские письменности могут менять свою направленность.

Левосторонность письма, по-видимому, является наиболее древним из всех известных и связано как с семито-хамитскими (афразийскими) языками, так и с такими психотипами, как традиционность, религиозность, немногословие.

В греческом письме впервые четко было обозначено равноправие гласных и согласных, которые графически стали неотличимы друг от друга. Слово членится на звуки и наиболее точно передает речь. В греческой традиции познание мира происходит путем дробления сложного целого на части. Болезненная доскональность проявлялась в учете мелочей, без которых, как считалось, мир будет не полным.

Правосторонность письма, вероятно, связана с греческой культурой (или шире: с индоевропейскими языками) и с такими психотипами как прогрессивность, рационализм, риторизм.

В последнее время с учетом развития цивилизации широкое распространение получил такой вид искусственного письма, как код. Код как крайнее проявление греческого письма состоит всего из 2 или 5 знаков. Один звук мог передаваться двумя или пятью знаками разной комбинации. Появление кода свидетельствует о разуплотнении философской мысли и оскудении средств выражения.

в. Буквы - элементы мира.

В мифах многих народов знаки алфавита осмыслены, как первичные элементы мира, из которых складываются все формы живой и неживой природы. Причем, число этих элементов имеет сакральный подтекст и для некоторых алфавитов это число неизменно.

Минимальным сакральным числом является 22. Именно столько букв содержат еврейский и бугийский алфавиты, в которых буквы соотносятся с 22 изначальными элементами мира. 22 буквы содержал классический латинский алфавит (абецедарий) Весьма интересно описывается число 22 в бесписьменной культуре бамбара (Западная Африка) В их мифах мир произошел из пустоты, наделенной» движением «гла». «Гла» породило звучащий двойник «гла-гла» и произвело субстанцию «зо-сумале» (холодную ржавчину) образовавшую твердые и блестящие вещества. Между двумя «гла» произошел взрыв, создавший мощное вещество, которое, вибрируя, спускалось вниз. Благодаря этой вибрации возникли знаки. Они расположились на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить. В ходе этого процесса появился дух Йо, 22 элемента мира и 22 витка спирали. Эти витки размешали Йо и появился звук, свет и все вокруг.

Этот миф находит соответствия в современной наукет.н. пребиологической химии) которая утверждает, что все «живые» белки состоят из 22 основных аминокислот. Носитель генетической наследственности человека - ДНК представляет собой двойную спираль. Нормальный хромосомный набор человеческой клетки (кариотип) состоит из 23 пар хромосом, в которых запечатлена информация о прошлом и будущем человека.

Из 24 букв состоят греческий и рунический алфавиты. По скандинавскому эпосу «Эдда» бог Один измыслил руны из влаги, которая вытекла из черепа некоего мифического существа. Из 24 фонетических знаков состоял египетский алфавит (внутри египетской иероглифики) 24 знака содержит алфавит туарегов тифинаг и мальдивский алфавит тана, а также древнеэфиопский алфавит. В нумерологии число 24, как повторение 12, связывается с временным (годичным) циклом Земли и считается священным. (24=12+12)

Позднелатинский алфавит и ирландский огам состояли из 25 знаков. Это число связано с пятеричной системой счета и носит отпечаток антропоморфизма. (25 ч. - период обращения Солнца вокруг оси).

Однако, наиболее распространенное число элементов, из которого состоит большинство алфавитов и из которого конструируется все многообразие мира - это 33.

33 буквы насчитывают русский, грузинский, древнеанглийский рунический, кхмерский, тибетский, коптский и тамильский алфавиты. Число 33 очень популярно в буддийской и шаманской (тюркской, монгольской, тибетской) мифологиях, где его считают, как дополнительное к удвоенной семерке (3+7=10). Кроме того, в человеческом скелете - 33 позвонка. Часто прослеживается мифологема о 33 небесных слоях или божествах (т.н. «траянтриса») и 77 подземных слоях. Помимо всего прочего, 33 - это одна треть от ста (100:3=33,333...) В суфизме 33 - это часть целого, равная самому целому. Масоны помещали число 33 в центр пентаграммы (звезды). Е. Федоров и А. Гадолин доказали, что кристаллы могут существовать только в 32 видах симметрии идеальных форм.

Замыкает череду сакральных чисел число 52. Именно столько знаков в санскритском алфавите (36 для согласных и 16 для гласных) а также в авестийском, агванском и древнеяпонском силлабарии («годзюоне»). В ведийском языке букв было еще больше − 80.

г. Алфавит, как прообраз мирового дерева.

Во многих мифологических системах буквы алфавита располагаются в виде мирового дерева (первичной структуры мироздания, архетипа общечеловеческого сознания) Связанные с деревом понятия (такие как «ветвление», «дериват», «дендроидность») составляют часть философской терминологии. Сама, буква нередко видится, как древовидная структура (сравните: ствол, ветви буквы, а также лист бумаги, буква - дерево бук, английское название книги Воок) Рунические знаки в скандинавской мифологии - это повторение Форм дерева. Первые люди. появившиеся на Земле - Аск и Эмбля - буквально «ясень и ива» - персонификация двух священных рун, которые вырезал бог Один и окрасил своей кровью. Постижение Одином рун также увязано с мировым деревом Иггдрасиль, в ветвях которого он был повешен.

Китайского мудреца Фу-Си навело на мысль о создании знаменитых триграмм ба-гуа созерцание следов птиц и теней деревьев. Огамическое письмо кельтов тоже связано с деревьями: каждая буква носит название какого-либо дерева, само название «буква» звучит, как fid (дерево), буквы огама образуют 5 групп или aicme (растений).

<a href='/dict/философия' class='wordLink' target='_blank'>Философия</a> и <a href='/dict/письмо' class='wordLink' target='_blank'>письмо</a>

Вид дерева могут принимать не только отдельные буквы, но и алфавит в целом (сравните руническое и огамическое алфавитные деревья). В индийском тантризме мир - это аморфное бытие, данное нам в единицах измерениячислах и буквах). Мировое дерево Липи-Тару состоит из взаимопереплетенных букв. Физическая вселенная, выраженная метафорой дерева, сложена из 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир) и представлена набором звуковых комбинаций на разных ветвях мирового дерева. («Сардатилака-Тантра»). Санскритские буквы делятся на 5 классов, каждый из которых является одним из первоэлементов: 1 − точка (бинду) - эфирсемя, 2 - круг, пятиугольник (чакра) - воздухсоцветия, 3 - треугольникогонь - почки, 4 - полумесяц - вода - листья, 5 - квадратземляветви.

Буквы индийского алфавита - отражение универсальной энергии, бесконечной Мантрика-Шакти (Силы Заклинания). Буквосочетания представляют аспект физической вселенной (Макрокосма), которая отражается в «тонком теле» человека (речь идет о ритуале Мантрика-ньяса - проекции божества на различные части человеческого тела). Трактат «Тантрасара» делит буквы индийского алфавита на комбинации из двух, трех и четырех элементов и сравнивает с двенадцатью знаками Зодиака (Раши-чакра).

В индобуддийском регионе распространены мотивы священного дерева, листья которого покрыты письменами (молитв или имен бога). В Тибете такое дерево наз. Ку-бум. Изображение Шивы иногда помещается на фоне древесного листа. В батакской мифологии зафиксирован образ дерева Джамбубарус, которое произрастает в царстве мертвых Бегу на вершине седьмого неба, где обитает верховное божество Мула-Джади. На листьях этого дерева записана судьба людей давно умерших, ныне живущих и еще не родившихся.

Мусульманские поэты сравнивали Коран (книгу, описывающую мир) с мировым деревом. Буквы Корана уподобляются листьям, а перевязи слов - ветвям, усыпанным листьями.

В целом, наиболее часто в мировой культуре знаки письма отождествляются с двумя абстрактными образами - древом и спиралью (последний особо популярен у маори). Отсюда вытекают и два основных принципа генерации знаков - ветвление и вихрение.

Древовидные и спиралеобразные структуры букв известны современной науке как дендроидные кристаллы и фракталы, описанные Мандельбротом. Фрактал (разлом) - нечто среднее между линией и поверхностью, объект с нечеткой, неупорядоченной структурой. Границы фрактала не линия, а размытая область, состоящая из завитков и разных ответвлений, повторяющих в малом масштабе саму фигуру. Форму фракталов имеют рунические знаки.

Связь творения знаков с растительным кодом прослеживается в индейской культуре. Так в Древнем Перу индейцы мочика наносили узоры на фасолинах, т.н. пальерография (от исп. pallares фасоль). Неизвестно являются эти знаки аналогом азильских галек и австралийских чуринг, неких мантических (сравните русский фразеологизм "гадание на бобах" и древнегреческие представления о бобах, как о "головах предков") или счетно-мнемонических систем типа узелкового кипу. На мочикской керамике сохранились изображения бегущих антропоморфных фасолин. Ларко Ойле, открывший пальерографию, утверждал, что нечто похожее было в культуре майя архаичного периода. На языке майя «письмо» звучит tzib/dzib, где tz − «гравировать» и ib «фасоль», есть изображение человека-птицы, наносящего знаки на фасолины.

д. Концепция «скрижалей судеб».

Известна по библейской традиции. Скрижали судеб (или закона) упоминаются там, как две каменные доски, на которых рукою Яхве были написаны слова откровения (10 заповедей?) Алфавит считался божественной благодатью, в которой заключен закон не только, как нравственный принцип, но и, как некая универсальна гармония. Нарушение этого закона (мена букв алфавита местами, искажение формы, забвение некоторых букв и появление новых) приближало «конец света» и было чревато катаклизмами. Концепция «скрижалей судеб» восходит к шумерской мифологеме о т.н. «ме» (сущностях) - всемогущие таинственные силы, управляющие судьбами мира, богов и людей, которые нельзя изменить и которым все должны подчиняться. Понятие «ме» в аккадском мифе трансформировалось в «таблицы судеб», определяющие ход истории и обеспечивающие господство над миром тому, кто ими владеет. «Ме» изначально владели архаичные боги с чертами демонизма (Тиамат, Энмешарр, Кингу) которые отвоевываются поколением новых богов и иногда похищаются у них птицей или женским божеством.

Бог Грозы и Тасмису говорят «В Апсу пойдем и предстанеи пред Эа. Там мы спросим таблички древних слов». (Хеттская «Песнь об Улликуми»).

В скандинавском эпосе рунические знаки отождествляются с хмельным напитком - «Медом поэзии», замешанном на слюне, крови и пчелином меду. (Сравните аналогичные мотивы «средоточия культурных ценностей» в Соме индийских мифов, Амброзии, Нектаре, Небесном огне греческих мифов и последующее их похищение).

е. «Письмена ада».

Шумеро-аккадские мифы повествуют о том, что письмена были известны не только верхнему, но» и подземному (загробному) миру, образуя своеобразный грамматогонический параллелизм. В стране мертвых богиня Гештинана (Белет-Цери, т.е. «владычица степи») записывала в особую книгу имена умерших и смертные приговоры. Гештинана - женщина-писец, знающая тайны письмен и умеющая толковать сны. Можно также упомянуть грузинское божество Бедис-Мцерлеби (буквально «судьбу пишущее»).

Пример грамматогонического параллелизма приведен в «Старшей Эдде», где говорится, что рунический алфавит независимо и по-разному проявился в мире богов, людей, великанов, карликов и духов.

Письмена, как и человеческие тела, связываются в шумеро-аккадской мифологии с зернами, которые, попадая в подземные глуби, вновь прорастают на поверхности.

Некоторые письмена определенным образом были связаны с культом мертвых (клинопись, батакское письмо), другие приобретали такую связь большей частью из-за того, что сохранились преимущественно на предметах погребения (этрусское, египетское, огамическое письмена)

Алфавит - метафора колосящейся, умирающей и воскресающей нивы человеческих душ или как выразился Г.С. Сковорода «Сад божественных песен, прозябши из зерен священного писания».

Знаки алфавита или сочетание названий букв могут составлять связанную единым смыслом картину, развертывающуюся во времени. Алфавит может интерпретироваться, как молитва или заклинание (буквы японской каны и яванского чаракана располагались так, что получалось связное стихотворение) либо рассматриваться, как путешествие по дороге жизни: от рождения (А) к смерти (Я) Неблагоприятные качества букв обычно усиливаются к концу алфавита. Вообще в алфавитном ряду существуют 3 сакральные точки: начало, конец и середина, относительно которой обе половины алфавита либо противопоставляются, либо отождествляются.

У многих народов мира любые начертанные знаки внушают или благоговейный трепет (например, у арабов) или мистический страх, связанный с колдовством и наведением порчи (например, у негров Западной Африки). Однако истории известен лишь один случай, когда письменность была запрещена из-за якобы связанных с ней отрицательных последствий - это империя инков в Южной Америке. В других странах, не смотря на сжигание книг и гонения, ученых, письменность продолжала оставаться неотъемлемой частью человеческой культуры.

Полезные сервисы