что [для кого]
Нечто неясное, совершенно непонятное, запутанное.
Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) смысл, содержание чего-л., чьи-л. мысли, намерения и т. п. (Р) являются слишком сложными и непостижимыми. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ [Р для Х-а] - тёмный <дремучий> лес.
Глагол-связка не употр. в буд. вр.
В роли именной части сказ. или гл. члена односоставного предлож.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
- Чёрт знает что!.. Ты сказал, двадцать лет!.. - Не огорчайся, папа. Жизнь - тёмный лес. А. Вампилов, Старший сын.[Мещеряков] о себе подумал, что он тоже далеко не все теперешние названия знает и понимает. И для всех тут - лес тёмный. С. Залыгин, Солёная Падь.
- Чужие дела - тёмный лес, сказал дед, - нам путаться ни к чему. Н. Дубов, Беглец.
Погибли боевые группы Красникова <...>. Многие судьбы до сих пор остались невыясненными. Кончились биографии почти ста тридцати человек, но конкретно, как она оборвалась у каждого, - тёмный лес. И. Верасов, Крымские тетради.
- Работал в уголовном розыске в Ленинграде. <...> Имел дело с блатниками, ворами и прочей швалью. Для тебя это тёмный лес. Ю. Бондарев, Горячий снег.
Те, кто учится получше, что-то, разумеется, получили, а такие, как Сорокин, Бублик, для которых математика - тёмный лес, весь урок "отсутствовали". В. Петрова, Нет, не случайны неудачи.
Возвращаясь же к проблемам, затронутым в книге Хернстейна и Муррея, можно сказать, что для нас они пока дремучий лес. Ведь в структуре нашего общества уровень интеллекта по-прежнему не является приоритетной ценностью. Vesti.ru, 2002.
Мы не хотим развлекать себя прогулкой в "лесу символов", потому что у нас есть более девственный, более дремучий лес - божественная физиология, бесконечная сложность нашего тёмного организма. О. Мандельштам, Утро акмеизма.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, в котором природные объекты наделяются значимыми для культуры смыслами. Лес обладает многозначной символикой, в образе фразеол. он выступает как "чужое" пространство, противопоставленное тому, которое освоено человеком, прежде всего - пространству дома. В лесу легко заблудиться, в нём обитает нечистая сила, он подвластен духам, демонам, враждебен человеку.
Образ фразеол. восходит к архетипическому (характерному для древнейших форм коллективно-родового осознания мира) противопоставлению "света" и "тьмы", на которое указывает прилагательное тёмный. Обладая многозначной символикой, тьма может связываться с представлениями о таинственном, загадочном, могущем быть опасным (ср. ТЁМНАЯ ЛОШАДКА, а также тёмная личность).
фразеол. в целом выступает как эталон, т. е. мера, непонятности, непостижимости чего-л. для человека.
автор:
Д. Б. Гудков