I м.
Старинная серебряная, позднее - золотая монета, впервые выпущенная в Италии, а затем бывшая в обращении в ряде стран Западной Европы.
II м.
Украшение в виде медали или медальона, которое носят на шнурке у самого горла.
I м.
Старинная серебряная, позднее - золотая монета, впервые выпущенная в Италии, а затем бывшая в обращении в ряде стран Западной Европы.
II м.
Украшение в виде медали или медальона, которое носят на шнурке у самого горла.
ДУКА́Т -а; м. [итал. ducato] Старинная серебряная, а затем золотая монета, имевшая хождение в ряде западноевропейских стран.
* * *
дукат - I
(от итал. ducato), старинная серебряная, затем золотая (3,4 г) монета; появилась в Венеции (1140). Позже чеканилась во многих западноевропейских странах (иногда под названием цехина или флорина). В допетровской России называлась червонец.
II
см. Фемы.
* * *
ДУКАТ - ДУКА́Т (от итал. ducato), старинная серебряная, затем золотая (3,4 г) монета; появилась в Венеции (1140). Позже чеканилась во многих западно-европейских странах (иногда под названием цехина (см. ЦЕХИН) или флорина (см. ФЛОРИН)). В допетровской России называлась червонец.
ДУКАТ (от итал. ducato) - старинная серебряная, затем золотая (3,4 г) монета; появилась в Венеции (1140). Позже чеканилась во многих западно-европейских странах (иногда под названием цехина или флорина). В допетровской России называлась червонец.
-----------------------------------
ДУКАТ - см. в ст. Фемы.
-а, м.
Старинная серебряная, а затем золотая монета, имевшая хождение в ряде западноевропейских стран.
[итал. ducato]
ДУКА́Т (от итал. ducato) - назв. старинной серебр., затем зол. монеты весом 3,4 г. Впервые появилась в Венеции в 1140. Позднее Д. чеканились во мн. странах Зап. Европы (иногда под назв. цехина или флорина). Назв. Д. закрепилось почти во всей Европе как синоним золотой монеты, вытеснив со временем назв. "флорин". В России Д. чеканились на Петерб. монетном дворе в 1768-1869 без ведома пр-ва Нидерландов и предназначались для использования их рус. казной для финансирования рус. заграничных воен. экспедиций и отд. лиц, находившихся за рубежом, для разл. рода загран. платежей, а также для выплаты жалования рус. войскам в приграничных гарнизонах. Д. рус. чеканки образца 1817-49 постепенно стали играть довольно заметную роль во внутр. ден. обращении России (до кон. 19 в.).
ДУКАТ (от итальянского ducato), старинная серебряная, затем золотая (3,4 г) монета; появилась в Венеции (1140). Позднее чеканилась во многих западноевропейских странах (иногда под названием цехина или флорина). В России с 15 в. все золотые монеты весом 3,4 г носили название угорский (венгерское) дукат, а со 2-й половины 17 века - червонец.
Дукат, а, м.
Название старинной серебряной, а позже золотой монеты, имевшей хождение почти во всех европейских странах; украшение из монет.
► Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь [на Сечи] себе работу. // Гоголь. Тарас Бульба //; Девчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //
Дукат фирменный. Жарг. угол. Девушка (обычно - девственница), в отношении которой заключается пари о совращении. ТСУЖ, 51; СВЯ, 30; УМК, 79.
дука́т
"старая, вначале ит. монета", впервые см. Дракула 655. Из ит. ducato, возм., через ранне-нов.-в.-н. Dukat: см Клюге-Гётце 116.
ДУКАТ (средн.-век.-лат. dicatos, от лат. dux - герцог, благодаря тому, что дукаты впервые стали чеканить по повелению феррарского герцога в VI в. 1) золотая монета в Германии, Италии и Испании = 3 р. 2) область, управляемая герцогом или дуком.
- Старинная золотая монета.
- Эта старинная золотая монета, появившаяся в Венеции, в допетровской России называлась червонец.
- В 1284 году в Венеции впервые отлили из золота эту монету, и на пять веков она стала самой популярной в мире.
- Монета времён дожей.
ДУКАТИ - ДУКА́ТИ (полн. Ducati Motorcycles) - итальянская фирма по производству мотоциклов. Головной офис находится в Болонье. Компания Ducati, начавшая свою деятельность в 1926 с производства радиоприемников, после Второй мировой войны занялась выпуском силовых агрегатов для мотовелосипедов.
Первый мотоцикл Ducati с форсированным мотором объемом 60 куб. см появился в 1950. С 1954 начал выпускаться спектр одноцилиндровых 100-кубовых мотоциклов на основе проекта инженера Фабио Тальони. Изобретенный Тальони десмодромный привод клапанов двигателя (1956) с их принудительным открыванием и закрыванием, а также двухцилиндровый четырехтактный V-образный двигатель с цилиндрами, расположенными под углом 90 градусов друг к другу (1970) десятилетиями использовались в моделях Ducati. В 1964 появился тяжелый мотоцикл модели Ароllо, оснащенный V-образным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1260 куб. см и мощностью 80 л.с. В 1970 двухцилиндровый L-образный двигатель дебютировал на модели 750 GL. В 1983-1996 гг. компания входила в состав итальянского концерна Cagiva, позднее самый большой пакет ее акций (33,2%) стал принадлежать американской корпорации Texas Pacific Group.
В 1987 начался выпуск модели 851 Superbyke, модификации которого пять раз становились чемпионами мира среди супербайков. В 1989 появилась серия моделей Supersport. Первым в этой серии стал 900-кубовый вариант, затем рабочий объем был уменьшен до 750 и 600 куб. см - все с двухцилиндровыми V-образными двигателями с воздушно-масляным охлаждением и двумя карбюраторами и рамой из хром-молибденовых стальных труб. В 1992 начала выпускаться серия моделей Monster M600/M750/M900 в стиле «muscle-byke»; в 1993 - серия Desmoquattro, имеющая жидкостное охлаждение, четырехклапанные головки цилиндров и автовпрыск. Модели отличаются выдающимися ходовыми качествами и эффектным внешним видом, благодаря чему часто признаются лучшими в мире.
Для всех современных мотоциклов Ducati характерен двухцилиндровый L-образный двигатель (угол развала цилиндров 90°, при этом передний цилиндр расположен практически горизонтально). Привод клапанов - десмодромный: клапаны не только открываются, но и закрываются принудительно, что обеспечивается специальной конструкцией коромысел привода клапанов. Диагональные элементы рамы представляют собой фермы, образованные переплетением стальных труб - это не только увеличивает прочность рамы, но и придает эстетическое своеобразие мотоциклов Ducati.