м.
1. Священник, который постоянно принимает исповедь у исповедующегося лица (в православной церкви).
2. Духовный наставник.
м.
1. Священник, который постоянно принимает исповедь у исповедующегося лица (в православной церкви).
2. Духовный наставник.
ДУХОВНИ́К, духовника, муж. (церк.). Священник, который принимает исповедь (по отношению к исповедующемуся лицу).
ДУХОВНИ́К, -а́, м, чей или кого. Священнослужитель, у которого верующий бывает на исповеди, духовный отец, который принимает исповедь у кого-либо постоянно, помогает советами и наставлениями своим духовным детям.
Прежде руководство его [преподобного Сергия] было только духовным - иноки шли к нему как к духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением (Б. Зайцев).
-а́, м.
Священник, принимающий исповедь у кого-л. постоянно.
Валерия на исповеди все рассказала своему духовнику. Тургенев, Песнь торжествующей любви.
ДУХОВНИ́К (или дух. о., калька с греч.) - в правосл. церкви - свящ. (монашествующий или женатый), проводящий исповедь и совершающий таинство покаяния. Под угрозой потери священного сана Д. запрещается разглашать грехи исповедующегося или укорять его за них (после исповеди они должны быть им "забыты"). Термин Д. встречается в творениях Иоанна Экзарха (10 в.), но в др.-рус. источниках употребляется лишь с начала 15 в. В Византийской церкви духовниками были почти исключительно монашествующие свящ., имеющие специальное поручение на исповедь от епископа. В рус. церкви никогда не было такой зависимости духовничества от монашества: с самого начала духовниками были только рукоположенные лица, как монашествующие (приходские духовники-иеромонахи, наз. "игуменами"), так и женатые. К сер. 12 в. перестал существовать и сам отд. класс Д., и право на совершение исповеди стало даваться каждому белому свящ. вместе с его посвящением, в то время как иеромонах должен был доп. получить его от архиерея. Взаимоотношения между Д. и его "дух. детьми" и объем самого понятия "духовничество" определяется как генезисом самосознания христианства в истории, так и положением Церкви внутри гос-ва, претерпевая изменения по мере дух. и юридич. эмансипации об-ва, выразившейся в закономерном отделении Церкви от гос-ва. В средневековье власть Д. над человеком была почти абсолютна. Для совр. чел. христианской ориентации Д. является опытным консультантом, помогающим преодолеть стрессовые состояния и обрести душевное равновесие. В Др. Руси система отношений Д. и его "детей" (и круга понятий, им внушаемых) получила классич. выражение в "Вопрошании" Кирика Новгородца (12 в.), пытавшегося создать тотальную норму церк. требований, распространяющуюся на всю религиозно-нравственную жизнь чел. и регламентирующую ее до последних мелочей. В то же время, руководствуясь принципом "покаяние вольно есть", верующий в Древней Руси сам выбирал себе для исповеди священника, вне зависимости от места его проживания и служения, и нарекал его своим дух. отцом (существовали даже особые наставления о выборе Д.). Существенно изменилось положение Д. в связи с расколом старообрядчества 17 в., к-рому сочувствовала большая ч. духовенства. Ответные меры церк. властей выразились в усилении контроля за деят-ностью приходского духовенства и зафиксированы появлением в Требниках "Сказания к Д.", к-рое запрещает совершение исповеди без "повелительной грамоты местного епископа", под угрозой в противном случае "правильной казни". С др. стороны, новый жизненный уклад формирующегося на европейских основах светского об-ва делал невозможным сохранение старой покаянной системы. Кардинальные изменения в практику рус. духовничества внесли реформы Петра I, зафиксированные "Дух. Регламентом". Указом Синода 1722 предписывалась обязательная исповедь у своего приходского свящ., чем фактически уничтожалась свобода выбора Д., священник мог налагать епитимьи только с "благословения" правящего архиерея, одновременно излагая последнему существо дела. Наконец, свящ., узнавший на исповеди "об умысле на честь и здоровье государя" или о распространении ложных слухов о небывалых чудесах, обязывался немедленно донести на виновного. "Дух. отец превращался этим требованием в полицейского агента, патриархальность отношений между ним и детьми исчезла, межу духовенством и народом становится гос-венная власть, к-рая берет на себя исключительное руководство народной мыслью" (Смирнов С. Др.-рус. духовник. Исслед. по ист. церк. быта. М., 1913. С. 239-240). Эти реформы не только в корне подорвали основы др.-рус. духовничества, но поставили рус. церковь на путь необратимо возрастающего размежевания между ней и народом, достигшего апогея в трагич. событиях начала 20 в. Попытки восстановления в наст. время ин-та духовничества неизбежно носят индивидуальный характер, что в свою очередь определяет свободный и честный характер отношений между Д. и его дух. детьми.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Д. великих князей и царей Моск. и всея Руси // Чтения в Об-ве истории и древностей рос. 1876. Ч. 1. С. 216-219; Смирнов С. Духовный отец в др. Вост. Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906.
B́ сущ; 37 иск, 208 см. Приложение II
(священник, который постоянно принимает исповедь у кого-н., духовный отец, наставник)
духовника́
мн.
духовники́
духовнико́в́
Послушай муз невинных
Лукавый духовни́к:
Жилец полей пустынных,
Поэтов грешный лик
Умножил я собою.
А. С. Пушкин, К Дельвигу
Один
За лекарем!
Другой
Скорее к патриарху!
Третий
Царевича, царевича зовет!
Четвертый
Духовника́!
Басманов
Что сделалось такое?
А. С. Пушкин, Борис Годунов
"Узелок на память":
Вы не сделаете ошибку в ударении, если, произнося слово духовни́к, будете мысленно ориентироваться на слово учени́к: учени́к - духовни́к, ученика́ - духовника́ и т. д.
духовни́к, духовники́, духовника́, духовнико́в, духовнику́, духовника́м, духовнико́м, духовника́ми, духовнике́, духовника́х