Духо́вно-ры́царские ордена́ - военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, создававшиеся под руководством Католической церкви в XII-XIII вв. во время крестовых походов. Имели целью защиту и расширение владений крестоносцев на Восток, а также территориальные захваты в Европе. Наиболее значительные ордена: иоаннитов, тамплиеров, тевтонский.
* * *
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА - ДУХО́ВНО-РЫ́ЦАРСКИЕ ОРДЕНА́, военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в 12 в. в эпоху крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Позднее сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень, борьбе с «неверными» в Испании и Прибалтике, подавлении еретических движений. Идеологом «воинства Христова» (лат. militia Christi) выступил св. Бернард Клервоский: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!» В отличие от просто монашества, которое еще в уставе св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ) именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, рыцари к последнему присоединили и меч материальный. Значение «нового воинства» св. Бернард видел также в нравственном перерождении рыцарства.
Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов (см. ИОАННИТЫ) и тамплиеров (см. ТАМПЛИЕРЫ), возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в. возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например, первоначально палестинский Тевтонский орден (см. ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН) или ордена в Испании (Алькантары (см. АЛЬКАНТАРА), Калатравы (см. КАЛАТРАВА), Сантьяго (см. САНТЬЯГО (орден))) и Португалии (Ависский орден (см. АВИССКИЙ ОРДЕН)), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты (см. РЕКОНКИСТА).
Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти. Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а орден меченосцев (см. МЕЧЕНОСЦЫ (орден)) - и с епископом.
Владения орденов были объединены в провинции и округа - комтурии во главе с комтурами и капитулами (см. КАПИТУЛ). Каждый орден возглавлял великий магистр (см. МАГИСТР (историческое должностное лицо)), у иоаннитов, тамплиеров и тевтонов его резиденция находилась в 12-13 вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль. Обширные владения и многочисленные привилегии позволили иоаннитам и тевтонам создать собственные орденские государства.