Ева́нгелия (от греч. euangélion - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включённые церковью в состав Нового Завета) и апокрифические. В христианской традиции авторами Евангелий считаются ученики Иисуса Христа Матфей и Иоанн, спутник апостола Петра Марк и спутник апостола Павла Лука. Вероятно, Евангелия складывались в конце I - начале II вв.
* * *
ЕВАНГЕЛИЯ - ЕВА́НГЕЛИЯ (греч. euaggelion, букв. - благая весть), общее название первых четырех книг Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ) в Библии.
В Новом Завете слово евангелие стало употребляться в особом смысле, связанном с христианской миссионерской деятельностью, - «христианское провозвестие», то есть благовествование о Царствии Божием, о воплотившемся Сыне Божием Иисусе Христе (см. ИИСУС ХРИСТОС), о его жизни, смерти и воскресении.
Первоначально проповедь Евангелия осуществлялась только устно. Время написания Евангелий должно быть отнесено ко второй половине 1 в. Полагают, что апостол Матфей (см. МАТФЕЙ (евангелист)) написал свое евангелие около 50-60 гг., Марк (см. МАРК (евангелист)) и Лука (см. ЛУКА (евангелист)) - несколько позже, а Иоанн (см. ИОАНН Богослов) - в конце 1 века. Из авторов Евангелий Матфей и Иоанн были апостолами и очевидцами служения Христа, св. Марк был учеником апостола Петра, а св. Лука - Павла. Оба они принадлежали к числу 70 апостолов.
Три первые Евангелия обыкновенно называются синоптическими (от греч. synopsis - вместе смотрящие), потому что они весьма близки между собою, хотя и содержат некоторые расхождения по плану и по содержанию. Они повествуют, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях жизни Иисуса Христа, а в Евангелии от Иоанна больше внимания уделяется духовному смыслу происходившего. Это Евангелие писалось, вероятно, позже других, поэтому оно содержит ряд повествовательных моментов, специально дополняющих другие Евангелия.
В Евангелиях христианская традиция видит знак твердого основания и незыблемости веры и Церкви, придавая им различные символические значения. Кроме того, древняя иконографическая традиция закрепила за четырьмя Евангелистами символы, заимствованные из видений Иоанна Богослова (см. ИОАНН Богослов) и пророка Иезекииля (см. ИЕЗЕКИИЛЬ): ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн); иногда эти символы сочетаются с евангелистами в другом порядке.
Кроме четырех канонических Евангелий, существуют многочисленные апокрифические, то есть отвергнутые (около 50 книг), содержащие в себе искаженные и сомнительные повествования, уделяющие большое внимание деталям, о которых не говорится в канонических Евангелиях. К таким апокрифическим евангелиям относятся «Первоевангелие Иакова», «История Иосифа плотника», «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и другие. Хотя они никогда не признавались Церковью священными и не принимались в канон, многие сюжеты средневекового европейского, византийского и древнерусского искусства взяты именно оттуда.