Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ермолов

Грамматический словарь

Ермо́лов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЕРМИЛИН ЕРМИЛОВ ЕРМИШЕВ ЕРМОЛАЕВ ЕРМОЛИН ЕРМОЛОВ ЕРМОХИН ЕРМОШИН ЕРМОШКИН ЯРМОЛЕНКО ЯРМОЛЬНИК ЕРМИЧЕВ ЕРМОДЕНКО ЯРМИШКО ЕРМИХИН ЕРМИШИН ЕРМИШКИН ЕРМОЛИНСКИЙ ЕРМОЛКЕВИЧ ЕРМУШИН ЕРМИН ЕРМУШОВ ЕРМИН ЕРМУШОВ

От производных форм различных крестильных имен на Ерм-: Ермолай (из греч. - "вестник народа), Еремей ( с греч. - "дающий богатство), Ермил (из греч. - "из гермесова леса), Ерм, Ермий (т греч. Гермес) (Ф). Ярмоленко, Ярмолюк - украинского происхождения, Ярмошевич, Ярмолович - белорусского, отчество от формы Ярмола из церковного имени Ермолай. (Н). Ермилин, Ермилов - от имени Ермил. (У)

Сканворды для слова ермолов

- «Смирись, Кавказ: идёт ...!».

- Генерал от инфантерии, начальник штаба первой армии, командир дивизии и корпуса, отличившийся в сражениях при Бородино, Бауцене, Кульме, Лейпциге, командир Отдельного Грузинского корпуса во время Кавказской войны.

- Он был сослан в Кострому по подозрению в заговоре против Павла I, и, вернувшись в армию через 4 года, получил всего лишь роту конной артиллерии.

Полезные сервисы

ермолов ал. петр

Гуманитарный словарь

ЕРМО́ЛОВ Ал. Петр. (1777-1861) - воен. и гос. деятель, ген. от инфантерии и артиллерии. Из старинного дворянского рода. По материнской линии состоял в родстве с Д. В. Давыдовым и Н. Н. Раевским. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те. Еще ребенком записан в Преображенский полк. Службу начал в 1791, участвовал в Польской кампании (1794), в Персидском походе (1796). В 1798 арестован как один из создателей и участников Смоленского политич. кружка, провел нек-рое время в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, был исключен из службы и сослан в Кострому. После смерти имп. Павла I помилован указом его преемника. Продолжил военную карьеру, отличился в сражениях против войск Наполеона (1805-07), зарекомендовал себя храбрым и искусным артиллерийским офицером. В период Отеч. войны 1812 занимал ряд высоких постов в рус. армии, участвовал в Бородинском сражении (лично возглавил штыковую атаку на Курганную высоту, отбил ее у неприятеля), в сражении при Малоярославце (здесь Е. вновь продемонстрировал личную храбрость - водил войска в атаку), в ряде др. боев. Во время Заграничных походов 1813-14 командовал артиллерией союзных армий, дивизией, корпусом. С 1816 - ком. Отдельного Грузинского (с 1820 - Кавказского) корпуса, главнокомандующий Грузией, посол в Персии. Осуществлял колонизацию Кавказа, способствовал организационному включению горного Дагестана, Чечни, др. р-нов Кавказа в состав империи. Основал крепость Грозный. С 1827 - в отставке. С 1831 жил в Москве, стал чл. Гос. совета.

А. П. Ермолов

А. П. Ермолов

Полезные сервисы

ермолов алексей петрович

Энциклопедический словарь

Ермо́лов Алексей Петрович (1777-1861), российский военачальник и государственный деятель, генерал от инфантерии (1818; с 1837 генерал от артиллерии). Участник войны с Францией в 1805-07. В Отечественную войну 1812 начальник штаба 1-й армии, отличился под Бородино, при Бауцене, Кульме, Лейпциге; в 1813-14 командир дивизии и корпуса. В 1816-27 командир Отдельного Грузинского, позднее - Кавказского корпуса и главноуправляющий в Грузии во время Кавказской войны, проводил жёсткую политику в отношениях с горскими народами. Покровительствовал сосланным на Кавказ декабристам, в 1827 уволен в отставку. Автор «Записок» (последнее изд. - 1991).

* * *

ЕРМОЛОВ Алексей Петрович - ЕРМО́ЛОВ Алексей Петрович (1772-1861), российский генерал от инфантерии (1818; с 1831 - генерал от артиллерии). Участник войны с Францией в 1805-1807. В Отечественную войну 1812 начальник штаба 1-й армии, в 1813-14 командир дивизии и корпуса. В 1816-27 командир Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющий в Грузии во время Кавказской войны. За покровительство декабристам в 1827 уволен в отставку.

* * *

ЕРМО́ЛОВ Алексей Петрович (24 мая 1772, Москва - 11 апреля 1861, там же), российский генерал от артиллерии (1831), знаменитый покоритель Кавказа.

Из дворян Орловской губернии. Образование получил в Московском университетском пансионе. Записанный на службу в гвардию с 1787, был выпущен капитаном в полевые полки в 1791. Особо отличился в боевых действиях против поляков в 1794 при штурме Праги (предместья Варшавы), в 1795 находился на театре военных действий австрийской армии с войсками революционной Франции, затем участвовал в Персидском походе 1796 (см. ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД 1796). При Павле I по доносу был арестован и отправлен в ссылку в Кострому. Возвратившись на службу в 1801, командовал конно-артиллерийскими ротами. В 1805 получил чин полковника и участвовал в кампаниях 1805-07, особо отличился при Гутштадте в 1807, за что был награжден орденом Св. Георгия 3-го класса и произведен в генерал-майоры (1808).

В 1812 получил назначение на должность начальника штаба 1-й Западной армии, имел большую популярность в офицерской среде, стал одним из лидеров «русской партии», выступавшей против засилья «немцев» в высших военных эшелонах власти и проводимой тогда его непосредственным начальником М. Б. Барклаем де Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) тактики отступления вглубь страны. Во время Бородинского сражения (см. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ) руководил контратакой на занятую французами «батарею Раевского» и был ранен. Отличился в боях под Малоярославцем, Вязьмой и на Березине. Произведенный за 1812 в генерал-лейтенанты, в кампаниях 1813-14 командовал всей артиллерией, авангардным корпусом, отличился в сражении под Кульмом (см. КУЛЬМ), а за взятие Парижа был награжден орденом Св. Георгия 2-го класса. В 1816 назначен командиром Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса, управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии. В 1817 для уточнения границ отправился в Тегеран в качестве чрезвычайного и полномочного посла; за успешные переговоры с персами в 1818 произведен в генералы от инфантерии.

С именем Ермолова также связывают начало Кавказской войны 1818-64 (см. КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА). Его деятельность на Кавказе вызывает до сих пор противоречивые оценки: от главного вдохновителя колониального завоевания, использовавшего крайне жесткие меры против непокорных горцев, до инициативного и талантливого государственного мужа, отстаивавшего интересы России в этом регионе. Возрастающая среди войск популярность «проконсула Кавказа» вызывала опасения со стороны правительственных кругов, и в разгар русско-персидской войны 1826-27 (см. РУССКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ) Ермолов был отрешен от командования в 1827 и заменен любимцем императора Николая I И. Ф. Паскевичем (см. ПАСКЕВИЧ Иван Федорович). С 1831 по 1839 состоял членом Государственного совета. Во время Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА) 1853-56 был избран в 1855 начальником ополчения в семи губерниях. Считался одним из самых известных острословов своего времени, оставил после себя мемуары с детальным описанием военных событий. Похоронен в Орле в Троицкой церкви.

Большой энциклопедический словарь

ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777-1861) - российский генерал от инфантерии (1818; с 1837 - генерал от артиллерии). Участник войны с Францией в 1805-1807. В Отечественную войну 1812 начальник штаба 1-й армии, в 1813-14 командир дивизии и корпуса. В 1816-27 командир Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющий в Грузии во время Кавказской войны. За покровительство декабристам в 1827 уволен в отставку.

Полезные сервисы

ермолов алексей сергеевич

Энциклопедический словарь

Ермо́лов Алексей Сергеевич (1847-1917), государственный и общественный деятель, учёный-агроном, почётный член Петербургской АН (1899). В 1892-93 товарищ министра финансов, в 1893 управляющий Министерством государственных имуществ, в 1894-1905 министр земледелия и государственных имуществ, член Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-05). Член Государственного совета с 1905 (лидер группы центра), сторонник столыпинской аграрной реформы. С 1912 председатель Всероссийской сельскохозяйственной палаты. Труды по агрономии, агрохимии, полеводству, аграрному вопросу и др.

Полезные сервисы

ермолов, алексей петрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), генерал от инфантерии (1818; с 1837 генерал от артиллерии). В Отечественную войну 1812 начальник штаба 1-й Западной армии. Участник заграничных походов русской армии 1813 - 14. В 1816 - 27, во время Кавказской войны, командир Отдельного Грузинского (с 1820 - Кавказского) корпуса, руководил завоеванием Северного Кавказа. Обладал всей полнотой власти на Кавказе. Воспоминания: "Записки" (части 1-2, 1865 - 68).

Полезные сервисы

ермолова

Сканворды для слова ермолова

- Мария, в чью честь назван столичный театр.

- Русская актриса, заслуженная артистка императорских театров.

- Российская актриса, исполнившая роль Ирины в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

- Первая народная артистка СССР.

Полезные сервисы

ермолова map. ник

Гуманитарный словарь

ЕРМО́ЛОВА Map. Ник. (1853-1928) - актриса. Дочь суфлера Малого т-ра, она рано определила свое призвание. В 1862 поступила в балетный класс Моск. театр. уч-ща, но способностей к балету не обнаружила. Драматич. таланта педагоги в ней тоже не находили. 30 янв. 1870 произошло событие, определившее всю дальнейшую судьбу актрисы: она заменила заболевшую Г. Н. Федотову и сыграла в бенефис Н. М. Медведевой заглавную роль в трагедии Лессинга "Эмилия Галотти". Юная исполнительница имела оглушит. успех и в 1871 по окончании уч-ща была зачислена в труппу Малого т-ра. В первые годы Е. выступала в ролях инженю, абсолютно не соответствовавших ее мощному трагич. дарованию. В 1873 сыграла Катерину в "Грозе". Е. показала вольнолюбивые устремления своей героини, цельность ее характера, сумела придать личной драме широкий обществ. смысл. Для своего первого бенефиса Е. взяла драму Лопе де Веги "Овечий источник" в пер. С. Юрьева. С роли Лауренсии началось развитие народно-героич. темы в ее творчестве. За силу героич. звучания роли "Овечий источник" был снят с репертуара, Е. становилась кумиром революционно настроенной молодежи. В 1884 Е. удалось добиться отмены цензурного запрета пьесы Ф. Шиллера "Орлеанская дева". Е. сыграла в свой бенефис Иоанну - роль, о к-рой мечтала с детства. Тема подвига, самопожертвования стала гл. в трактовке Е. Ее исполнение поражало сочетанием героич. мощи, поэтич. обобщенности и худож. простоты. Постановка "Орлеанской девы" стала вершиной героико-романтич. репертуара Малого т-ра. Спектакль шел в течение 18 лет и был снят, когда Е. по состоянию здоровья не смогла играть Иоанну. Еще одной прославленной ролью Е. в пьесе Шиллера была Мария Стюарт, к-рую Е. играла с лирич. теплотой, эмоциональной наполненностью.

Трагич. темперамент Е. наиб. полно реализовался в шекспир. ролях. Она сыграла в разное время Офелию ("Гамлет"), Изабеллу ("Мера за меру"), Гермиону ("Зимняя сказка"), леди Макбет ("Макбет") и др. В совр. пьесах ("Симфония" М. Чайковского, "Татьяна Репина" А. Суворина, "Цена жизни" В. Немировича-Данченко) Е. стремилась воплотить высокие нравств. идеалы. Огромное значение имел для Е. А. Н. Островский. Она сыграла в его пьесах Ларису ("Бесприданница"), Евлалию ("Невольницы"), Юлию Тугину ("Последняя жертва"), Олечку ("Воевода") и др. В "Талантах и поклонниках" (Негина) и "Без вины виноватые" (Кручинина) Е. создавала близкие ей характеры талантливых актрис, видевших в творчестве весь смысл своей жизни. Е. никогда не стремилась к внешней характерности, мало пользовалась гримом, париками. Она безупречно владела своим низким, грудным, "виолончельным" голосом, до кон. творч. жизни сохраняла легкую, "летящую" походку. Одной из сильных сторон ее дарования было "иск-во сценич. молчания" - знаменитые ермоловские паузы, наполненные глубоким чувством. В 1920 Е., первой из драм. актеров, было присвоено звание нар. арт. Республики. В 1923 Е. по состоянию здоровья оставила сцену. Роли: Юдифь ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова), Эстрелья ("Звезда Севильи" К. Лопе де Вега), Клерхен ("Эгмонт" И. Гете), Федра ("Федра" Ж. Расина), Сафо ("Сафо" И. Грильпарцера), Надя Муранова ("Не ко двору" В. Крылова), Купавина ("Волки и овцы" А. Островского), фру Альвинг ("Привидения" Г. Ибсена) и др.

М. Н. Ермолова

М. Н. Ермолова

Полезные сервисы

ермолова м.н

Афоризмы

Ермолова Мария Николаевна (1853 - 1928)

Афоризмы, цитаты

Ермолова М.Н. - биография

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.

Полезные сервисы

ермолова м.н. - биография

Афоризмы

Ермолова Мария Николаевна (1853 - 1928)

Ермолова М.Н.

Биография

Русская актриса. Родилась в Москве 3 июля 1853, в семье, несколько поколений которой служили при театре. Отец был суфлером московского Малого театра. Детство Марии прошло в бедности. В 1862 поступила на балетное отделение театральной школы, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы "Машеньки", как звали ее подруги, были, довольно серьезны. Сама Ермолова потом говорила: "Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой". Тем не менее, актер Самарин, давший Ермоловой несколько уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что ее настоящее дело - "плясать у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. В 16 лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". Несмотря на успех, ответственных ролей ей не давали, но через несколько лет упорным трудом и настойчивостью она завоевала себе положение. Когда она в 1896 праздновала свой 25-летний юбилей, то считалась уже одной из первых актрис не только в России, но и в Европе. Ермолова давно имеет звание заслуженной артистки Императорских театров и продолжает играть в Москве с той же силой, с какой она выступала впервые в 1870 г. В молодости ей ставили в вину некоторую угловатость манер и пренебрежение сценической пластикой. В 1920, первой в СССР, получила звание народной артистки Республики. С 1870 по 1921 Ермолова являлась актрисой Малого театра, сыграв более 200 ролей, среди которых - героини Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского.

Полезные сервисы

ермолова мария николаевна

Энциклопедический словарь

Ермо́лова Мария Николаевна (1853-1928), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях Марии Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д’Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» - Негина, «Без вины виноватые» - Кручинина).

* * *

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна - ЕРМО́ЛОВА Мария Николаевна (1853-1928), русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре (см. МАЛЫЙ ТЕАТР). Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д"Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» - Негина, «Без вины виноватые» - Кручинина).

* * *

ЕРМО́ЛОВА Мария Николаевна [3 (15) июля 1853, Москва - 12 марта 1928, там же], русская актриса, заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920), Герой труда (1924).

Годы учения. Первый серьезный успех

Родилась в семье суфлера Малого театра. В 1863 поступила в Московское императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф. Н. Манохина, но занятия балетом не удовлетворяли молодую Ермолову. Учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли и отрывки ролей из драматических произведений, водевилей и мелодрам и в свободные вечера разыгрывала их вместе со своими подругами. В 1866 отец Ермоловой, знавший о страстном стремлении дочери к драматической сцене, выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением Д. Т. Ленского (см. ЛЕНСКИЙ Дмитрий Тимофеевич) «Жених нарасхват» в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты.

Но эта роль не стала поворотной в судьбе юной Ермоловой. Она была рождена для формирования трагедийного театра. Это сразу же обнаружила ее первая настоящая роль - роль Эмилии Галотти, которая выявила коренные особенности ее художественной натуры. В 1870 известная артистка Малого театра (см. МАЛЫЙ ТЕАТР) Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Г. Лессинга (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), предложила ученице Ермоловой главную роль в этом спектакле (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой (см. ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна)). Спектакль состоялся 30 января 1870, и Ермолова, сумевшая раскрыть трагизм своей героини, проявить мощный сценический темперамент, удивительную искренность, имела огромный успех.

В труппе Малого театра

В 1871 Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Однако еще до официального зачисления в Малый театр Ермолова получает роли и не без успеха исполняет их: Машенька («Рабство мужей», перевод-переделка А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), 1870), Марфа («Царская невеста» Л. А. Мея (см. МЕЙ Лев Александрович), 1870), Луиза («Ветерок» Г. Мельяка и Л. Галеви, 1870), Эмма («Семья преступника» П. Джакометти, 1871) и др.

По зачислении в труппу театра Ермолова получает роли классического репертуара: Лидочка («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (см. СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич), 1871), Марианна («Тартюф» Мольера (см. МОЛЬЕР), 1971), Бьянка («Укрощение строптивой» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), 1871), Любовь Гордеевна («Бедность не порок» Островского, 1873), Катерина («Гроза» А. Н. Островского, 1873), Софья («Горе от ума» Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич), 1874) и др.; но много играет и в бытовых мелодрамах и комедиях современных русских драматургов - Виктора Александрова (Крылова), Николая Куликова, Виктора Дьяченко, Владимира Бегичева, Константина Тарновского, Николая Потехина и др. Роли комедийных героинь не подходили Ермоловой по характеру дарования, и она невольно переводила свое исполнение в иной жанровый регистр, играла их слишком сильно, и изображаемая персона обретала несвойственную ей мощь и характер. Тем не менее многие роли в современных бытовых пьесах Ермолова играла прекрасно: Надя («Закинутые тенета» Дьяченко, 1874), Леля («Блуждающие огни», Л. Антропова, 1874), Елена («Злоба дня» Потехина, 1875), Мария («Богатырь века» Потехина, 1876) и др.

Свою неконтактность с современным драматургическим материалом Ермолова передавала как отторжение своих героинь от окружающей их реальности, грязной и искаженной. Ее героини сопротивлялись грубости и пошлости, оставаясь симпатичными в любых ситуациях. По этому поводу критик С. В. Флеров писал, что «область г-жи Ермоловой составляют «светлые» образы», чистые, облагороженные героини - в этом проявлялось качество, которое потом назовут сценическим оптимизмом актрисы.

Первый бенефис. Трагическое дарование

В 1876 Ермолова получает первый бенефис и ставит пьесу испанского драматурга Лопе де Вега (см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА) «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии становится триумфом Ермоловой, и открывает целое направление в репертуаре Малого театра - «эпоху романтики», которое привнесла на сцену актриса. Обладая исключительным сценическим темпераментом и фантазией, Ермолова легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей. В то же время вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, необыкновенной искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии (1878), Юдифи («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Гюго (см. ГЮГО Виктор), 1889), Клерхен («Эгмонте» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих), 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), 1888) и др. утвердили замечательное трагическое дарование актрисы.

Сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного начала наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д"Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. В этой роли глубоко раскрылись основные черты искусства Ермоловой: огромная трагедийная сила, героический пафос, патетика, сочетающаяся с лирической тихой задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886), Федра («Федра» Ж. Расина (см. РАСИН Жан), 1890), Сафо («Сафо» Грильпарцера, 1892), Гермиона («Зимняя сказка» Шекспира, 1887), леди Макбет («Макбет» Шекспира, 1896) и др.

Из современного репертуара

В 1880-90-х гг., когда сценическое мастерство Ермоловой достигает полноты, законченности и совершенства, «героическое», воплощаемое Ермоловой, сочетается в ее творчестве с бытовым. Актриса создает галерею своих современниц. Эти образы она находит в пьесах А. Н. Островского, Александрова, И. В. Шпажинского, М. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич), А. И. Сумбатова-Южина (см. СУМБАТОВ-ЮЖИН Александр Иванович), В. И. Немировича-Данченко (см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович), которые будут писать роли специально для ее данных и сценической манеры, создавать героинь определенного психологического склада, характера и темперамента. К ее лучшим достижениям относятся: Негина («Таланты и поклонники» Островского, 1881), Марина («Темный бор» Немировича-Данченко, 1884), Репина («Татьяна Репина» А. С. Суворина (см. СУВОРИН Алексей Сергеевич), 1889), Елена Протич («Симфония» М. Чайковского, 1890), Зейнаб («Измена» Сумбатова-Южина, 1904) и др.

В эти годы Ермолова играет не только светлые образы, героинь чистых и душевных, но и создает цикл ролей грешниц, злодеек и мятежниц, которые так привлекали ее. Ермолову интересовали роли, где преступление оправдывалось бурными страстями: Степанида («Около денег» В. Александрова, 1883), Долорес («Граф де Ризоор» В. Сарду (см. САРДУ Викторьен), 1892) и др.

В последние годы

В 1910-х гг. Ермолова переходит на возрастные роли и исполняет образы матерей, пожилых женщин, старух. К этому циклу ролей относятся: Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1908), фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена (см. ИБСЕН Генрик), 1909), царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1909) и др. В 1918 Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича (см. ГНЕДИЧ Петр Петрович) «Декабрист», позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович). Оставила сцену в 1921.

Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Никитина, Полонского и др.

Значение Ермоловой в истории русского театра исключительно велико. Спектакли с участием Ермоловой стали значительными вехами в истории русского театра. Празднование 50-летнего юбилея ее сценической деятельности (1920) приобрело характер грандиозного события. В связи с этим юбилеем Ермоловой первой было присвоено звание народной артистки Республики.

Большой энциклопедический словарь

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853-1928) - российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера), Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Веги), Иоанны д Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), в драмах А. Н. Островского ("Таланты и поклонники" - Негина, "Без вины виноватые" - Кручинина).

Полезные сервисы

ермолова, мария николаевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

М.Н. Ермолова. Портрет (фрагмент) работы В.А. Серова, 1905, Третьяковская галерея.

М.Н. Ермолова. Портрет (фрагмент) работы В.А. Серова, 1905, Третьяковская галерея.

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853 - 1928), актриса. С 1871 в Малом театре. Искусство Ермоловой, актрисы трагедийного дарования, наделенной мощным сценическим темпераментом, проникнуто героико-романтическим пафосом, ее героиням присущи нравственная чистота и бескомпромиссность, готовность к самопожертвованию: Лауренсия ("Овечий источник" Лопе де Веги, 1876), Иоанна д'Арк ("Орлеанская дева", 1884) и Мария Стюарт ("Мария Стюарт", 1886) Ф. Шиллера, и др. Основное место в русском репертуаре Ермоловой занимали пьесы А.Н. Островского: Негина ("Таланты и поклонники", 1881) и др.

Полезные сервисы

ермоловец

Орфографический словарь

ермо́ловец, -вца, твор. п. -вцем, род. п. мн. ч. -вцев

Полезные сервисы

ермоловск

Синонимы к слову ермоловск

сущ., кол-во синонимов: 1

Леселидзе

Полезные сервисы

ермоловский

Орфографический словарь

ермо́ловский (от Ермо́лов, Ермо́лова)

Полезные сервисы

ермолову

Сканворды для слова ермолову

- Стихотворение русского поэта Вильгельма Кюхельбекера.

Полезные сервисы

ермоловы

Гуманитарный словарь

ЕРМО́ЛОВЫ - фамилию Е. носят неск. родов, происходящих от разных лиц, принадлежащих к разл. сословиям и по-разному проявивших себя в истории России. Наиб. известен род Е., к-рый согласно семейной легенде, включенной в Общий Гербовник Дворянских родов и тем самым официально признанной, начинается от Араслана-Мурзы-Ермолы (в крещении Иоанна), выехавшего из Зол. Орды к вел. кн. Моск. Василию Иоанновичу в 1506. Первые документиров. сведения о Е. относятся к 1611, когда правнук Араслана Трофим Ив. был внесен по Москве в Боярскую книгу. В 17 в. представители рода служили дворянскую службу в провинции и в столице, мн. из них получили моск. чины (были жильцами, стряпчими, стольниками), несли воеводскую службу, участвовали в многочисл. воен. походах (в т. ч. Чигиринском 1677, Крымском 1687-89). Наиб. выдающимися представителями рода Е. в эту пору были: Фед. Ром., дворянин моск. (1671-77), в 1673 голова моск. стрельцов; стольник Лев Ром.; стольник Фед. Ром. и стольник Дм. Мих., участвовавшие в Крым. походе 1687-89, и Петр Мих., воевода в г. Яранске, брат последнего. В 17 в. Е. владели поместьями и вотчинами в Арзамасском и Алаторском у., к началу 18 в. расселились также в Кинешемском, Шацком, Муромском, Саранском, Курмышском, Нижегородском у. В 18 в. представители рода по-прежнему занимают посты на воен. и статской службе. Леонт. Петр. (ум. 1739) - стольник и воевода в Елатьме, его брат капитан Мих. Петр. (род. 1691) участвовал в Крым. кампании 1730-х гг. (в частности, при взятии Перекопа, Бахчисарая, Очакова), в Днепровском и Хотинском походах. Влад. Леонт. (род. 1704) - полк., затем статский советник, исполнял должность Белгородского вице-губернатора. Его брат Ал. Леонт. (род. 1714) - полк., деп. комиссии о соч. проекта Нового Уложения в 1769, в 1778 - представитель палаты уголовного суда в Новг. наместничестве, действит. статский советник. Их брат Петр Леонт. - надворный советник, в 1765 - прокурор в Вологде. С кон. 18 в. и на протяжении всего 19 в. род Е. выдвинул целую плеяду военачальников рус. армии. Среди них - ген.-майор Ник. Ал. (род. 1756), участник воен. кампании, завершившейся покорением Крыма 1782-83, и швед. похода 1790, и его брат ген.-майор Сер. Ал. (1763-1818), участник походов в Финляндию, Молдавию и Бессарабию 1806-11; майор Дм. Ал. (1765-1809) и полк. Ал.-др Ал. (род. 1766), отличившиеся храбростью при взятии Очакова в 1788. Наиб. известен Ал. Петр. (см. отд. статью). Военными были и его сыновья от браков с черкешенками, возведенные за выдающиеся заслуги в дворянское достоинство. Ген.-майор Петр Ник. (1787-1844), участник Отеч. войны 1812 и воен. операций рус. армии в 1818 и 1822 в Дагестане, в 1818 бьш послом в Персии. Его брат ген.-лейт. Сер. Ник. (1798-1856) принимал участие в кавк. кампаниях 1822-25, войне против Персии 1826-29, в 1847 был назначен Тифлисским воен. губернатором, а в 1849 - Витебским воен., а затем и гражд. губернатором. Третий брат ген.-майор Дм. Ник. (1805-72). Ген.-майор Мих. Ал-др. (1794 - ум. в 1850-х), сын ген.-майора Ал-дра Петр. (1754-1834), участник Отеч. войны 1812 и загран. походов, автор ряда науч. трудов на франц. яз. и переводчик пов. "Выстрел" А. С. Пушкина на франц. яз., женившись на дочери франц. ген. графа де Лассаля, переселился во Францию и стал родонач. франц. ветви Е. Ген.-лейт. Григ. Петр. (род. 1834) известен как участник войны 1853-56. Ген.-лейт. Ник. Сер. (род. 1853) участвовал в турецкой кампании 1877, во время Испано-амер. войны был командирован в США, затем был воен. агентом России в Великобритании. С кон. 18 в. представители рода Е. играют видную роль в губ. дворянских корпорациях. Породнившись с влият. дворянскими фамилиями (в первую очередь с Языковыми), составляли губернскую элиту. Мн. из них занимали дожности уездных предводителей дворянства, а нек-рые - губернских. Наиб. активна в этом отношении симбирская ветвь Е. Действительный статский советник Ал-др Фед. (род. 1743) с 1802 на протяжении 18 лет был Симбирским губ. предводителем дворянства. Его двоюродный брат Петр Ал. (род. 1746), женатый на Марии Денисовне Давыдовой, состоял предводителем дворянства Мценского у., затем пред. палаты Гражд. суда Орловского наместничества. Ал-др Ив. (род. 1810), действит. статский советник, состоял предводителем дворянства Симбирской губ. (1858-70). Ал. Мих. (1837-1911) был пионером земского дела в Нижегор. губ., в 1867-72 занимал должность пред. губ. земской управы. Статский советник Петр Ал-др. (1839-87) и его двоюродный брат, гофмейстер Высочайшего Двора Дм. Фед. (род. 1855) были предводителями дворянства Сенгилеевского у. Ал. Сер. (род. 1847), изв. автор многочисл. работ по экономике с. х. и капит. труда "Народная мудрость в пословицах, поговорках и приметах", с 1894 по 1905 был первым мин. земледелия и гос. имуществ, с 1905 - чл. Гос. совета. Своей благотворительной и обществ. деят-ностью приобрела известность камер-фрейлина Ек. Петр. (1829-1910). Состояла попечительницей Моск. гор. жен. Арбатского уч-ща и гор. сиротского Мазуринского приюта, основала приют-ясли для рабочих в Москве. Во время рус.-япон. войны (1904) была помощницей вел. кн. Елизаветы Федоровны в дамском к-те Рос. об-ва Кр. Креста и в об-ве помощи погорельцам Москвы и Моск. губ. Была награждена орд. Св. Екатерины меньшего креста. В поколенной росписи, составленной Ал-дром Е. в нач. 20 в., зафиксированы 222 мужчины и 113 женщин в 16 поколениях. Род Е. был внесен в родословные книги дворян Воронеж., Каз., Калуж., Костр., Моск., Нижегор., Пенз., Ряз., Санкт-Петерб., Симб. и Тульск. губ. Существуют еще неск. ветвей дворян Е., возможно, нек-рые из них принадлежат роду, происходящему от Араслана-Мурзы. Одну из них образует потомство Сем. Степ. Е. (род. 1761), помещика Изюмского у., участника тур. войны 1788-91 и взятия Измаила, родонач. харьковской ветви дворян Е. Его сын ген.-лейт. Ник. Сем. (1800-64) был в походах против горцев (1830-е). К однофамильному роду принадлежит актриса Map. Ник. Е.

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

ЕРМОЛОВЫ

В ОГДР (V, с. 44) сообщается: "Предок рода Ермоловых Арслан мурза Ермола, а по крещении названный Иоаном ... в 7014 (1506) году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды. Правнук сего Арслана Трости Иванов сын Ермолов в 7119 (1611) году написан по Москве в боярской книге". Фамилия (Ермола) и имя (Арслан) первопредка имеют несомненно тюркское происхождение (Баскаков 1979, с. 174 - 175). В последующем - генералы, учёные, артисты, в том числе: Ермолов Александр Петрович (1777 - 1861 гг.) - русский генерал, герой войны 1812 года, завоеватель Кавказа; Ермолова Мария Николаевна (1853 - 1928 гг.) - знаменитая российская актриса ОС, 1987, с. 438).

Сканворды для слова ермоловы

- Российский драматический телесериал, с элементами мелодрамы и мистики, снятый в 2008 году.

Полезные сервисы