ЖЕСТЫ (Chansons de Geste, франц. "песни о деяниях"),
жанровое обозначение примерно 85 средневековых эпических поэм об исторических или легендарных героях Франции. Все поэмы принято делить на три цикла: "королевская жеста", куда входят Песнь о Роланде, бурлескное Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь, Фьерабрас и Аспремон; "жеста" мятежных вассалов - Рауль де Камбре, Жирар де Руссильон, Гормон и Изембар, Рено де Монтобан (Четыре сына Эмона); "жеста" Гильома Оранжского - Песнь о Гильоме, Коронование Людовика, Алисканс, Жирар Вьеннский, Эмери Нарбоннский. Первый цикл проникнут христианским духом эпохи крестовых походов и нарождающимся французским патриотизмом; главная тема второго цикла - оправданный или беззаконный мятеж феодальных баронов против сюзерена; в третьем цикле прославляется доблестный род, снискавший славу великими подвигами.
ЛИТЕРАТУРА
Песнь о Роланде; Коронование Людовика; Нимская телега; Песнь о Сиде; Романсеро. М., 1976 Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985
Жесты - это воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму.
Понятие Ж. включает, таким образом, как значимые движения рук и головы, так и телодвижения, выполняющие коммуникативную функцию.
Выделяются следующие группы Ж.:
1) коммуникативные Ж., т. е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это приветствия и прощания, Ж. угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные Ж. и телодвижения дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также Ж., встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контакта и имеют собственное значение в общении;
2) описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;
3) модальные Ж.: Ж. одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Ж. по своим характеристикам являются самостоятельной знаковой системой, так же необходимой для нормальной коммуникации, как и язык. Регулярно сосуществуя со звуковым языком, Ж. сопровождают, дополняют, подкрепляют его, в ряде случаев заменяют, автономно выражая смысл сообщений. Ж. могут заменять любой член предложения, целые высказывания, а также нести сквозь текст самостоятельную тему, и в этом смысле следует думать о текстовой детерминированности появления Ж.
Лит.: Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знаковых средств общения в соотношении с языком // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. - М., 1984. - С. 77-87; Русская разговорная речь: фонетика, лексика, морфология, жест. - М., 1983.
Н.В. Федорова, Л.Е. Тумина