- Курорт в Казахстане.
жоскен депре
Энциклопедический словарь
Жоске́н Депре́ (Josquin Després) (около 1440 - 1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Крупнейший полифонист эпохи Возрождения, представитель нидерландской школы. Выдвинул на первый план эстетическое начало в музыкальном искусстве, оказал большое влияние на развитие западноевропейской музыки. Мессы, мотеты, светские песни и иностранные сочинения.
* * *
ЖОСКЕН ДЕПРЕ - ЖОСКЕ́Н ДЕПРЕ́ (Жоскен де Пре; Josquin Despres) (около 1440-1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА). Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.
Большой энциклопедический словарь
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок. 1440-1521 или 1524) - франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.
Энциклопедия Кольера
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin des Prez) (ок. 1440 - ок. 1521), выдающийся композитор эпохи раннего Возрождения, один из величайших мастеров мирового музыкального искусства. Родился между 1440 и 1450, предположительно в графстве Бургундском или во французской провинции Пикардия. Его имя употребляется в разных формах: Жоскинус, Жодокус, Жускиньо; Депре, Пратенсис, а Прато и т.п. Из биографии композитора достоверными можно считать немногие факты, хотя известно, что он много путешествовал и был благосклонно принят при разных европейских дворах. Предполагают, что Жоскен мальчиком пел в хоре коллегиатской церкви св. Квентина. С 1459 по 1472 он служил в хоре миланского кафедрального собора, а с 1474 по 1479 - при дворе герцога Миланского. С 1486 по 1494 его имя встречается в платежных ведомостях папской капеллы в Риме. В 1499 и потом вновь в 1503 мы находим его при дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре; Жоскен посещал Францию, а после 1503, по-видимому, оставался в Ферраре до кончины герцога (1505). Некоторое время спустя вернулся во Францию, где был руководителем королевской капеллы (matre de chapelle) вплоть до кончины короля Людовика XII (1515). В конце жизни был одновременно каноником церкви св. Гудулы в Брюсселе и настоятелем собора Богоматери в Конде. Предполагается, что умер он в Конде в 1521, но, может быть, это случилось тремя-четырьмя годами позже. Современники описывают Жоскена как человека с открытым лицом и лукавыми глазами, остроумного, склонного к шутке, но прилежного в своем ремесле и строгого в оценках собственной работы. Неизвестно, где и у кого он учился. Вполне возможно, что Жоскен не имел среди своих учителей известных музыкантов. Искусство, которое он унаследовал от предшественников, и прежде всего от Йоханнеса (Жана) Окегема, было продолжением средневекового мастерства контрапункта, которое (подобно позднеготической архитектуре) начало вырождаться в самодовлеющую виртуозность. Неоценимая заслуга Жоскена - очищение и совершенствование старой контрапунктической техники, которая в его творчестве становится фундаментом нового, содержательного и возвышенного стиля. Наиболее поразительное качество его музыки - непосредственность и сила выражения. Его понимание задач музыки было глубоко гуманистическим, и потому Жоскена можно считать первым композитором, ставшим вровень с великими поэтами, художниками и архитекторами Возрождения. В 1567 флорентийский гуманист Козимо Бартоли говорил о Жоскене и Микеланджело как о двух художниках, которые "открыли глаза всем, кто ценит эти искусства". Когда в 1868 историк музыки А.В. Амброс объявил Жоскена первым гением в европейской музыке, он только повторил то, что утверждалось тремя столетиями ранее. Здесь невозможно проанализировать многочисленные новации, внесенные Жоскеном в музыкальный язык его времени; отметим лишь некоторые: его замечательное истолкование церковных ладов, часто внутри уже классической гармонической структуры; его предпочтение двудольных метров вместо старых, так называемых "совершенных" трехдольников; его изощренное мастерство в построении полифонической композиции на основе ранее существовавшей темы (или вокруг нее - композиция на cantus firmus); развитие новой техники фугированного, имитационного контрапункта; смелое применение секвенций, ведущих к моментам наивысшего драматического напряжения; наконец, экономное использование возможностей хора, при котором совместное звучание всех голосов (tutti) сберегается для кульминаций. Многие из этих новаций предвосхищают крупнейшие достижения искусства 16 в. Шансоны Жоскена - то веселые, то нежные, задумчивые, грустные, даже душераздирающие - вызывают непосредственную реакцию слушателя, так же, как и его мотеты, в которых содержится немало наиболее впечатляющих художественных высказываний мастера. Мессы Жоскена, ввиду их размеров, возможно, труднее воспринимаются с первого прослушивания, однако и здесь усилия слушателя будут щедро вознаграждены. В качестве примеров можно назвать следующие произведения: Bergerette Savoysienne, Baisiez moi, Parfons regretz, Tu solus qui facis mirabilia, De profundis, Ave Maria; мессы De Beata Virgine и Pange lingua. Среди сочинений других жанров - пользующаяся известностью Stabat Mater и потрясающее Miserere. Наследие Жоскена состоит из 20 месс и ряда отдельных песнопений из этой службы, около сотни мотетов, псалмов и гимнов, 52 светских произведений на французские и 3 на итальянские тексты. Широкому распространению произведений Жоскена способствовало изобретение О. Петруччи нового способа печатания нот. Начиная с 1501 и до конца века Петруччи и другие издатели опубликовали значительную часть наследия композитора, причем многие произведения неоднократно переиздавались. Научная публикация полного собрания сочинений композитора была начата в 1921 доктором А.Смиджерсом (Голландия) и завершена в 1969.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (около 1440 - 1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Обобщив ее достижения, отказался от чрезмерных усложнений музыкальной ткани, способствовал прояснению полифонического стиля. Автор месс, мотетов, светских песен, инструментальных пьес.
Полезные сервисы
жоскен депре (josquin desprÉs)
Большой энциклопедический словарь
Жоске́н Депре́ (Josquin Després) (около 14401521 или 1524), франко-фламандский композитор. Крупнейший полифонист эпохи Возрождения, представитель нидерландской школы. Выдвинул на первый план эстетическое начало в музыкальном искусстве, оказал большое влияние на развитие западно-европейской музыки. Мессы, мотеты, светские песни и инструментальные сочинения.
Полезные сервисы
жоспеновцы
Словарь галлицизмов русского языка
ЖОСПЕНОВЦЫ ев, мн. Jospin, L. Сторонники Лионеля Жоспена, лидера французских социалистов и бывшего премьер-министра Франции. Идейная основа течения Жоспена-Моруа .. заключается в сохранении постоянства принципов, которые позволяют социализму эволюционировать, не теряя при этом своей сути. Жоспеновцы отказываются подыгрывать модернизму. НИНИ 1999 1 174.
Полезные сервисы
жостер
жостер и жестер
жостово
жостовская роспись
Энциклопедический словарь
Жо́стовская ро́спись - русский народный художественный промысел; возник в начале XIX в. в деревне Жостово (ныне Мытищинский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками энергичным и упругим мазком на чёрном или цветном фоне. В 1928 основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи): художники А. И. Лёзнов, И. С. Леонтьев, А. П. Гогин, Д. С. Клёдов.
* * *
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Возникновение промысла
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра (см. ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА)). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в село Осташково.
Организация артелей
В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком - «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.
Формирование жостовской манеры росписи
К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Особенности производства
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
Особенности росписи
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
Старейшие мастера
Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
Большой энциклопедический словарь
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.
Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
Гуманитарный словарь
ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ - рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения - д. Жостово Моск. обл. (1-я пол. 19 в.); тогда же промысел развивается рядом в дер. Троицкое, Новосильцево и др. Для произ-ва используется тонкая кровельная сталь, из к-рой штампуют нужные формы (круглые, овальные, прямоугольные), вальцуют для придания жесткости, грунтуют и трижды покрывают лаком, каждый раз просушивая в печах, затем расписывают масляными красками. Изделия уральских мастеров разнообразны по ассортименту (подносы, шкатулки, картины и т. п.), отличались богатством мотивов; на технику и мотивы подмосковных мастеров оказали влияние мастера лукутинских миниатюр. Роспись производится обычно в энергичной, свободной живописной манере по черному, реже красному, синему, зеленому, белому или серебристому фону; после росписи изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют. Наиб. распространены цветочные мотивы - букеты, натюрморты, гирлянды и т. д., заметна связь с характером рисунков набивных ситцев ивановских фабрик. Родоначальниками лакового дела на Урале были отец и сыновья Худояровы, знавшие секрет "хрустального" лака, крепостные горнозаводчиков Демидовых (18 - 1-я пол. 19 в.). Первые изделия Ж. Р. датируются 1870-80 (О. Ф. Вишняков, Е. Ф. Беляев и др.). На базе частных артелей образовалась Жостовская фабрика декор. росписи (1928), где сосредоточилось развитие промысла (мастера И. С. Леоньтьев, А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, Н. С. и Д. С. Кледовы, П. С. Курзин и др.). В 1940-50-х гг. иск-во Ж. Р. испытывает значит. трудности, пагубное для ее специфики влияние станковизма и натурализма. Возвращение к исконным нар. традициям начинается с кон. 1950-х гг. (В. П. Градов, М. П. Савельев и др.).
Лит.: Коромыслов Б. И. Букет цветов. М., 1962; Его же. Жостовская роспись. М., 1977.
Жостовская роспись. Н. П. Антипов. Поднос "Букет на белом фоне"
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Жостовская роспись. З.А. Кледова. Поднос "Весна". 1976. Русский музей.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в начале 19 в. в деревне Жостово Московской области. Декоративная живопись на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи).