Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

заболоцкий

Грамматический словарь

Заболо́цкий ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ЗАБОЛОЦКИЙ

Происхождение фамилий Заблоцкий, Заболотный, Заболотников, Заболотский, Заболоцкий очевидно. За болотом, должно быть, располагалась усадьба или избенка основателя рода (в зависимости от материального и сословного положения в обществе). Подобным образом оформлены фамилии Заборовский, Заборский (либо за бором, либо за каким-то большим ограждением); Забудкин, Забудский ( будка - маленькая отдаленная постройка); Завадовский, Завадский (вадья, водья - озеро, колодец в болоте); Загряжский, Залеский, Залесский, Заозерский, Запольский, Зарецкий, Заречкинp (за рекой), Застолбский, Зачесломский (за рекой Чеслома).

ЗАБЛОЦКИЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

Фамилии первоначально могла означать "живущий за болотом".(Н) В книге Унбегауна эта фамилия приводится как польская. Фамилия старая. В "Ономастиконе" Веселовского есть: Заболоцкий Василий Иванович Всеволож, первая половина XV в. Фамилия от села Заболотье, на юго-западе от Переяславского озера.

ЗАБОЛОЦКИЙ

Происхождение фамилий Заблоцкий, Заболотный, Заболотников, Заболотский, Заболоцкий очевидно. За болотом, должно быть, располагалась усадьба или избенка основателя рода (в зависимости от материального и сословного положения в обществе). Подобным образом оформлены фамилии Заборовский, Заборский (либо за бором, либо за каким-то большим ограждением); Забудкин, Забудский ( будка - маленькая отдаленная постройка); Завадовский, Завадский (вадья, водья - озеро, колодец в болоте); Загряжский, Залеский, Залесский, Заозерский, Запольский, Зарецкий, Заречкинp (за рекой), Застолбский, Зачесломский (за рекой Чеслома).

Сканворды для слова заболоцкий

- Русский поэт, написавший стихотворение на портрет Струйской кисти Фёдора Рокотова.

- Ему принадлежит поучение «Любите, поэты, стихи Гезиода».

Полезные сервисы

заболоцкий ник. ал

Гуманитарный словарь

ЗАБОЛО́ЦКИЙ Ник. Ал. (1903-58) - поэт. Родился в семье агронома (мать - школьная учительница) в Вятской губ. В сер. 20-х гг. З., переехав в Ленинград и начав писать стихи, сближается с группой молодых ленингр. поэтов, к-рые называют себя "чинарями" (А. Введенский, Д. Хармс, И. Олейников и др.) и в 1927 принимает участие в создании группы ОБЕРИУ ("Объединение реального иск-ва"). В декларации этой группы З. писал об интенсивном использовании приема "остранения", на к-ром в основном строится поэтика первой книги З. ("Столбцы"). Основным средством поэтич. языка, выполняющим в книге задачу "остранения", оказывается сравнение. При этом сравниваются заведомо разнородные объекты и явления, что заставляет по-новому воспринять описываемую поэтом ситуацию ("пули бегают как дети". Гл. темой З. является понятие "мира". Но если в начале творч. пути это огранич. и замкнутый мир нэпманского города, то в более поздние периоды - это загадочный, но в то же время подчиняющийся собств. законам мир природы.

На формирование мировоззрения З. большое влияние оказали философия Г. Сковороды (особ. его пантеизм) и идеи К. Циолковского, с крым поэт нек-рое время состоял в переписке. В 30-е гг. все участники ОБЕРИУ подверглись репрессиям. В 1938 З. был арестован и приговорен к пяти годам лагерей и двум годам ссылки. В ссылке З. заканчивает начатый ранее стихотворный перевод "Слова о полку Игореве", к-рый был опубликован в 1946 после возвращения поэта в Москву. С 1939 и до своего возвращения З. не написал ни одного стихотворения. О том, что ему пришлось перенести, З. подробно написал впоследствии в очерке "История моего заключения". Когда он вновь начинает писать стихи, его поэтическая дикция изменяется, стиль упрощается, но приобретает ясность и отчетливость. Тексты З. кон. 30-50-х гг. производят впечатление сочетанием монументальности описания и точности проработки деталей, эпически отстраненной позиции автора и тонкого лиризма ("Север", "В этой роще березовой…", цикл "Последняя любовь" и др.).

Лит.: Воспоминания о Заболоцком. М., 1977; Турков А. М. Николай Заболоцкий. М., 1981; Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. М., 1984; Македонов А. В. Николай Заболоцкий: Жизнь, творчество, метаморфозы. Л., 1987; Лощилов И. Феномен Николая Заболоцкого. Хельсинки, 1997.

Полезные сервисы

заболоцкий николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Заболо́цкий Николай Алексеевич (1903-1958), русский поэт. В сборнике «Столбцы» (1929) - гротескное изображение нэповского быта. В поэме «Торжество земледелия» (1933) - философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике - размышления о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводы «Слова о полку Игореве», из грузинской поэзии. В 1938-44 был необоснованно репрессирован; воспоминания «История моего заключения» (опубликовано за рубежом на английском языке в 1981, в СССР в 1986).

* * *

ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич - ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-58), русский поэт. В раннем творчестве (сб. «Столбцы», 1929) близок к обэриутам (см. ОБЭРИУ). Составленный к 1933 и разгромленный критикой второй сборник и «Вторая книга» (1937), сборники «Стихотворения» 1948 и 1957 гг. посвящены смыслу бытия природы и человека, «этике космоса». Репрессирован в 1938, до 1946 был в лагерях и ссылке. Возобновив поэтическую работу, создал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1938, 1945). Философско-этические прозрения Заболоцкого выражены в классических формах, образы «телесны» и наполнены символическим смыслом.

* * *

ЗАБОЛО́ЦКИЙ Николай Алексеевич [24 апреля (7 мая) 1903, Казань - 14 октября 1958, Москва], русский поэт.

Годы учения

Родился в семье земского агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в с. Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920-25 учился в Московском университете, затем в Петрограде, где окончил отделение языка и литературы Педагогического института им. Герцена. В 1926-27 служил в армии.

«Столбцы»

Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой. Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (см. ОБЭРИУ) (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя».

В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным. Обыватель изображен сатирически («Вечерний бар», «Новый быт», «Свадьба»), с элементами черного юмора («Обводный канал»). Мир живого показан как униженный и оскорбленный («Движение»). Широко используются фантастика, гротеск («Офорт», «Красная Бавария»). Отмечен «оккультизм», вероятно, заимствованный у Хармса (см. ХАРМС Даниил Иванович): так, слова «Звезды, розы и квадраты» суть символы тайных учений.

Заболоцкий использует эмоциональность высоких слов («Лицо коня», «Цирк»), контрастно сочетая их со стилистически сниженными: «Тут девка водит на аркане Свою пречистую собачку» («Народный дом»). Поэт переосмысляет традицию оды и анакреонтической лирики (см. АНАКРЕОНТ) Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) и Державина (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) («Часовой», «Прогулка»). Отмечаются отзвуки Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), так, вариант «Прогулки» содержал парафраз из «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»: «Перед ним сияют воды, льется сумрак голубой, и веселая природа бьет о камень гробовой». Складывается и поэтика индивидуальных контекстов, например, образ коня обретает свое значение в общем контексте «Лица коня», «Движения», «Торжества земледелия».

«Натурфилософские» поэмы

Чувство родства с «косноязычной» природой, жаждущей понимания, явленное в «Смешанных столбцах», нашло здесь полное выражение. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается - в этом глубинная связь с «Фаустом» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), отмеченная применительно к «Торжеству земледелия» (1929-30) уже в 1936; о ней говорит и эпиграф из «Фауста» в черновике «Безумного волка» (1931), смыкаясь с цитированными в примечаниях к «Деревьям» (1933) идеями В. Вернадского (см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович) и Г. Сковороды (см. СКОВОРОДА Григорий Саввич).

В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где «Волк ест пирог и пишет интеграл. Волк гвозди бьет...». Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент («Безумный волк») как идеолог «трезвого мира» продолжает линию Солдата из «Торжества земледелия», а Безумный Волк развивает тему Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), героя «Торжества...», о том, что «мир животный с небесами Тут примирен прекрасно-глупо».

Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство «заперто», то «Лодейников» (1932-1934, 1947) - это скорбь духа, потрясенного «вековечной давильней» натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны.

Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом... под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света. Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах «Еж» и «Чиж»), переводы и переложения для детей книг Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа) «Гаргантюа и Пантагрюэль», де Костера (см. ДЕ КОСТЕР Шарль) «Тиль Уленшпигель» и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели (см. РУСТАВЕЛИ Шота) (в 1950-х гг. был сделан полный перевод).

1930-е годы

Еще до 1929 стихотворения «Обед» и «Руки» обозначили новую, «классическую», эстетику Заболоцкого, о которой он писал: «... спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца».

В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского (см. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович), близкими его представлению о мироздании как единой системе, где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении. Элегия «Вчера, о смерти размышляя...» (1936), полемически развивая традицию Боратынского (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович), начинаясь с темы «нестерпимой тоски разъединенья» человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: «И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!». Заболоцкому дорога идея бессмертия. В «Метаморфозах» (1937), как и в «Завещании» (1947), которое восходит к «Завету» Гете: «Кто жил, в ничто не обратится», - через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа.

В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение «Север» как опубликованный образец своей «простой, доступной для широкого читателя» поэзии. В 1937 вышла «Вторая книга» (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество. До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертежником), где завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу - как произведение, прошедшее в печать, и на творчество - как образец уникальной поэтики.

Московский период

В 1946 Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, сначала жил в Переделкино, затем, наконец-то, получил жилье в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъем 1946-48 сменился спадом в 1949-52 и новым подъемом в 1956-58, когда было создано около половины стихотворений московского периода. Возобновляется «натурфилософская» тема («Читайте, деревья, стихи Гезиода...», «Я не ищу гармонии в природе...»), включающая искусство в картину естественного бытия («Гомборский лес», «Бетховен») по формуле «мысль-образ-музыка».

Новый этап знаменуется вниманием к человеческой личности и ее этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности («В этой роще березовой...», цикл «Последняя любовь»), в посвящении памяти обэриутов «Прощание с друзьями», в психологизированных портретах («Портрет», «Некрасивая девочка») с элементами драматического сюжета («Жена», «В кино», «Старая актриса», «Где-то в поле возле Магадана»). Начатая в стихотворениях 1938 года («Север», «Седов») тема человеческого созидания, вписанного в творчество природы, развивается в «Творцах дорог», «Городе в степи» (оба - 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек. Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме «Рубрук в Монголии» (1958) - о путешествии монаха (см. РУБРУК Виллем)-миссионера 13 в. - с характерными для лирики поэта мотивами отчуждения и одиночества.

О разных прочтениях Заболоцкого

Заболоцкий ушел очень рано (после двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, разные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих. Для многих Заболоцкий остается в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», которые читались в дни юбилейных торжеств. «Смерть врача», «Некрасивую девочку» и др. иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ), дадаизм (см. ДАДАИЗМ), на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др.

В серии «Библиотека поэта» (1965) «Столбцы и поэмы» были «спрятаны» во второй половине книги и объявлены данью «формальному экспериментаторству». Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы: Стихотворения. М., 1989) определена им в 1958; она «скрывает» этапы творческого пути.

Большой энциклопедический словарь

ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-58) - русский поэт. В сборнике "Столбцы" (1929) - гротескное изображение нэповского быта. В поэме "Торжество земледелия" (1933) - философское осмысление темы преобразования природы, в поздней лирике - размышление о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы. Переводчик грузинской поэзии, "Слова о полку Игореве". Опыт жертвы сталинских репрессий в мемуарах "История моего заключения" (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981, в России в 1986).

Полезные сервисы