Зава́дский Юрий Александрович (1894-1977), режиссёр, актёр, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актёр Студии Е. Б. Вахтангова, затем МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией. В 1932-35 художественный руководитель Центрального театра Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского театра имени М. Горького. С 1940 главный режиссер Театра имени Моссовета. Постановки: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом; при постановке пьес классического репертуара утверждал принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральности. Воспитал выдающихся актёров. Профессор ГИТИСа (с 1947). Государственные премии СССР (1946, 1951), Ленинская премия (1965).
* * *
ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович - ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович (1894-1977), российский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актер студии Вахтангова, затем Московского Художественного академического театра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссер Театра им. Моссовета. Постановки: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессор Государственного института театрального искусства. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951).
* * *
ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович [30 июня (12 июля) 1894, Москва - 5 апреля 1977, там же], российский театральный актер и режиссер. Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1973).
В 1913 поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно стал заниматься в Школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского (вскоре перейдя в Школу П. И. Келина). В 1915-1919 актер студии Е. Б. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) (Мансуровской), в 1920-1924 актер и режиссер 3-ей студии МХАТа (см. МХАТ) (Вахтанговской), в 1924-1936 актер МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией (в 1927 она стала Театром под руководством Завадского). В 1932-1935 одновременно был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии. В 1936-1939 художественный руководитель драмтеатра им. М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 главный режиссер Московского театра им. Моссовета.
Дебют
Первой большой ролью в студии Вахтангова у Завадского стал мудрый старик Антоний в ярком, гротескном спектакле «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис). На юношу обратили внимание театралы (2-ю редакцию спектакля, которая вышла в 1921, Вахтангов делал уже совместно с Завадским, в ней, кстати, явственней прозвучал трагический подтекст сюжета).
Пробуя свои силы и как художник, и как режиссер, Завадский в 1919 поставил спектакль «Обручение во сне» - экспериментальную символико-мистическую фантазию по пьесе П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) (с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни) «Кот в сапогах», сыграв в нем роль Пьеро. А исполнение роли принца Калафа, романтика и оптимиста, в восхитительной вахтанговской «Принцессе Турандот» (1922) окончательно убедили взыскательных театралов в несомненном актерском даре необыкновенно красивого юноши.
Его ждала яркая актерская карьера (во время гастролей Студии в Швеции Завадскому даже предлагали сыграть Гамлета в шведском кинофильме), но самого Завадского все больше привлекала режиссура. Он по натуре был лидер. Хотелось самому придумывать спектакли, яркие, красочные, задорные, учить актеров. Ему нужен был свой собственный театр. И он его создал.
Студия Завадского. Первые шаги
Созданная сначала как учебная (в 1926 состоялся ее первый выпуск), Студия Завадского быстро приобрела статус театра. Завадский собрал замечательный актерский коллектив: В. П. Марецкая (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна) (ставшая женой Завадского, но их брак вскоре распался) Р. Я. Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Н. Д. Мордвинов (см. МОРДВИНОВ Николай Дмитриевич).
Завадский работал жадно - один за другим выходили спектакли, динамичные, смешные, в которых изысканность режиссерского решения сочеталась с искрящимся юмором: «Любовью не шутят» Альфреда Мюссе (см. МЮССЕ Альфред де), «Мое» («Вольпоне») Бена Джонсона (см. ДЖОНСОН Бенджамин), «Ученик дьявола» Бернарда Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), «Школа неплательщиков» Л. Вернейля (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и Ж. Бера, «Волки и овцы» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич).
И в то же время он ставил современные спектакли на темы, близкие зрителю, такие как «Простая вещь» Б. Лавренева (см. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич).
Яркая театральность, к которой привил ему вкус Вахтангов, стали отличительной особенностью творческого почерка Завадского в те годы. Его лучшим спектаклям были присущи романтизм, изящная ирония. Но его Студия играла в маленьких залах, и очень важным для Завадского оказалось приглашение его в Театр Красной Армии, возглавив который (не бросая своего театра), он впервые поставил спектакли на большой сцене: «Мстислав Удалой» И. Прута и «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович).
Завадский вообще многое в своей жизни совмещал. Он с успехом продолжил актерскую карьеру во МХАТе после введения его в 1925 на роль Чацкого в «Горе от ума», которого сыграл остро, интересно. В его репертуаре был граф Альмавива из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро», князь Трубецкой из спектакля «Николай I и декабристы» и еще несколько ролей.
Ростов-на-Дону
В 1935 в Ростове-на-Дону был построен великолепный театр, внешне напоминающий трактор и поражающий размерами огромной сцены, играть на которой, казалось, просто невозможно. Туда-то и был направлен в 1936 Завадский со своим коллективом. Завадский ехал туда без желания. Годы, проведенные в Ростове, не принесли молодому мастеру особого творческого удовлетворения - он все время рвался в Москву, где вскоре начались политические процессы (может быть, именно отъезд в Ростов спас талантливого режиссера и его труппу от возможных преследований). В Ростове он поставил почти 20 спектаклей: «Любовь Яровая», «Горе от ума» (и сам он в роли Чацкого), «Враги» и «Мещане» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим), «Разбойники» Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих), «Дни нашей жизни» Л. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич), «Человек с ружьем» Н. Погодина (см. ПОГОДИН Николай Федорович), «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям). Приходилось, помимо творческих вопросов, решать много и чисто технических задач: преодолевать плохую акустику, подчинять режиссерскому решению пространство необъятной сцены. Но Завадский со всем этим успешно справлялся.
Театр им. Моссовета
Первой работой в театре им. Моссовета после возвращения в Москву у Завадского стала «Трактирщица» Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) (1940), легкая, задорная, сразу привлекшая в театр зрителей. За ней последовали: комедия Гольдони «Забавный случай», яркий, веселый спектакль «Укрощение строптивой» Шекспира, солнечные «Виндзорские насмешницы» - своеобразный «театр в театре», когда во всем здании, от зрительного зала до фойе, шумело веселое карнавальное действо.
Завадский любил яркую зрелищность. Даже работая над серьезными постановками, он виртуозно сочетал психологизм, драматизм действия с юмором и броской театральностью.
В 1941, за несколько месяцев до начала войны, режиссер поставил трогательную, душевную «Машеньку» с Марецкой в главной роли. Затем задорную «Надежду Дурову», а в 1942, в эвакуации - «Нашествие» по Л. М. Леонову, спектакль остро-драматичный, сложный, с М. Ф. Астанговым (см. АСТАНГОВ Михаил Федорович) в главной роли, который на тончайших психологических нюансах сыграл внутреннее перерождение своего героя (за спектакли «Нашествие», «Отелло», «Встреча в темноте» в 1946 Завадский был удостоен Государственной премии СССР; вторую Государственную премию СССР он получил в 1951 за спектакль «Рассвет под Москвой»).
Завадский любил повторять свои спектакли, в новых редакциях обычно находя более выразительное режиссерское решение, даря спектаклю новую, иногда даже более успешную, чем в первый раз, сценическую жизнь. Так, в 1944 он повторил «Отелло», выделив как главное - мотив неумирающей любви. В 1964 в трагическо-романтическом варианте повторил «Маскарад», в 1965 получив за него Ленинскую премию (первый «Маскарад» был выпущен в 1952 и отличался некоторым академизмом). Большой успех имела и последняя постановка «Шторма» Б. Билль-Белоцерковского (см. БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Владимир Наумович), аскетично-трогательная и напряженная (1967).
Несколько раз Завадский обращался к А. П. Чехову (см. ЧЕХОВ Антон Павлович): «Чайка» (1945), «Вишневый сад» (1960, Нью-Йорк).
Событием в театральной жизни Москвы стали и «Петербургские сновидения» (по Достоевскому (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), 1969), посвященный Вахтангову постановочно сложный спектакль, в котором режиссер создал мрачный фантастический, насыщенный снами и видениями мир.
С 1940 Завадский преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (см. ГИТИС). С 1947 - профессор.
Автор ряда статей и книг. О Завадском снят телевизионный фильм «Дома у Ю. А. Завадского».