I м.
Название какого-либо произведения (литературного, научного, музыкального и т.п.) или отдельных его частей; заглавие.
II м. устар.
Указание в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются.
I м.
Название какого-либо произведения (литературного, научного, музыкального и т.п.) или отдельных его частей; заглавие.
II м. устар.
Указание в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются.
ЗАГОЛО́ВОК - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? заголо́вка, чему? заголо́вку, (вижу) что? заголо́вок, чем? заголо́вком, о чём? о заголо́вке; мн. что? заголо́вки, (нет) чего? заголо́вков, чему? заголо́вкам, (вижу) что? заголо́вки, чем? заголо́вками, о чём? о заголо́вках
Заголовком называют название статьи, заметки, эссе.
Газетные, журнальные заголовки. | Возможно, кто-то, увидев заголовок статьи, уже догадался, о чём пойдёт разговор.
заголо́вочный прил.
ЗАГОЛО́ВОК, -вка, муж. Название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком.
| прил. заголовочный, -ая, -ое. З. шрифт.
заголовок - важнейшее средство рубрикации и элемент структурной формализации, отражающий тематику и основную идею выделенной части документа в предельно сжатой, краткой и лаконичной форме; выступает как важная единица сообщения, передающая определенную информацию.
ЗАГОЛО́ВОК -вка; м. Воспроизведённое в печатном или письменном виде заглавие какого-л. издания, публикации и т.п. Броский, скромный з. Газетные, журнальные заголовки. З. стенгазеты. Заменить, снять з. Дать з. крупным шрифтом.
◁ Заголо́вочный, -ая, -ое. З. шрифт.
-вка, м.
То же, что заглавие.
Через некоторое время стихи были напечатаны на первой странице первой книги журнала, под заголовком: «Голос вечной правды». М. Горький, Русские сказки.
ЗАГОЛО́ВОК - в библиогр. описании предшествующее заглавию произв. имя (название) индивидуального или коллективного автора (как учреждения, так и мероприятия, напр., конференции). В обиходном употреблении - то же, что заглавие.
заголо́вок, заголо́вочный (неправильно за́головок, за́головочный; встречается в речи издательских работников).
заголо́вок, заголо́вки, заголо́вка, заголо́вков, заголо́вку, заголо́вкам, заголо́вком, заголо́вками, заголо́вке, заголо́вках
сущ., кол-во синонимов: 16
аншлаг (7)
боковик (10)
вокабула (2)
заглавие (6)
заголовочек (1)
маргиналий (3)
маргиналия (2)
название (19)
наименование (13)
подзаголовок (3)
рубрика (7)
текстовка (4)
фонарик (6)
форточка (10)
хидер (1)
шапка (50)
см. название
См. надпись...
ЗАГЛАВИЕ, ЗАГОЛОВОК.
В современном русском языке слова заглавие и заголовок синонимичны. Различие между ними сводится к тому, что заголовок более просторечно, заглавие же - общелитературно. Между тем до 30-40-х гг. XIX в. слово заголовок носило официально-канцелярский отпечаток. Заголовок - это, по определению словаря 1847 г., `означение в начале деловых бумаг, откуда и как они отправляются ' (т. 2, с. 13).
Но уже Даль в слове заголовок, сверх его делового значения, отмечает те же значения, что и в слове заглавие (сл. Даля 1880, 1, с. 584). Очевидно, слово заголовок в 30-40-х годах переходит границу делового, чиновничьего диапазона и в общелитературном языке расширяет свое значение и вступает в синонимическую связь с книжно-славянским словом той же основы - заглавие (ср. семантические ряды: загородка - заграждение; ворота - врата, привратник; черёд - чреда и т. п.).
Заметка публикуется впервые по сохранившейся в архиве рукописи (1 листок, написано карандашом и чернилами). - М. Л.
Заголовок (заглавие, название) - первое слово, словосочетание, предложение, с которого начинается знакомство с любым речевым произведением. Открывая произведение, 3. выполняет информативную (номинативную, репрезентативную) функцию. Одновременно название произведения является его пределом, так как обобщает в себе смысл всего произведения, и сочетает в себе таким образом две функции - функцию номинации и функцию предикации (имплицитно). Эта разнофункциональность рождает парадокс: с одной стороны, заглавие неотделимо от текста и является его частью, а с другой - оно обладает относительной автономностью. В силу «неотделимости» можно говорить о заглавиях-темах, а в силу автономности - о заглавиях-символах (лермонтовский «Парус», «Чайка» Чехова, «Незнакомка» Блока и др.).
Известно три подхода к классификации 3.:
1) семантический подход, при котором определяющей является взаимосвязь 3. и содержания текста:
З.-тпемы: все 3., входящие в семантическое поле «персонаж» (человек, животное): «Евгений Онегин», «Ревизор», «Мать», «Отцы и дети», «Толстый и тонкий»; 3., входящие в семантическое поле «пространство»: «Миргород», «Порт-Артур», «Палата № 6», «Хуторок в степи»; 3., входящие в семантическое поле «время»: «6-е июля», «Январь 1919», «Майская ночь», «После бала» (см. также совмещение семантических полей «время» и «пространство»: «Вечера на хуторе близ Диканьки»); 3., входящие в семантическое поле «событие», «явление»: «Женитьба», «Воскресение», «Три встречи», «Убийство», «Последнее свидание», «Ночной разговор»; 3., входящие в семантическое поле «предмет», «образ»: «Шинель», «Антоновские яблоки», «Гранатовый браслет», «Белый пароход».
З.-ремы, т. е. 3., выражающие идею, основную мысль произведения: 3. - характеристики лица: «Герой нашего времени», «Человек в футляре», «Попрыгунья» (3. этой группы присуща функция типизации и художественного обобщения); 3. - характеристики события, явления: «Горе от ума», «Хорошо!»; 3. - состояния, эмоции: «Тоска», «Горе», «Легкое дыхание»; 3. - проблемы, выводы, поучения: «Что делать?», «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо», «Живи и помни», «Не в свои сани не садись».
3.-ассоциации: 3.-метафоры: «Хамелеон», «Грамматика любви»; 3. - антитезы тексту: «Хорошее отношение к лошадям», «Хорошая жизнь»; З.-оксюмороны: «Живой труп»;
2) структурный подход, при котором 3. обусловливается типом, структурой текста:
3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и типа текста: 3.-описания: «Лес», «Дятел», «Детские счеты»; З.-повествования: «Как мы варим кашу», «Как я был мамой», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Сказка о рыбаке и рыбке»; 3.-рассуждения: «Лес - источник здоровья».
3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и композции: «Жизнь и судьба», «Преступление и наказание», «Живые и мертвые»;
3) стилистический подход, при котором в основу 3. кладется его соответствие стилю текста: 3., определяемые научным, учебным и деловым стилем: «Тема и идея художественного произведения», «О сравнении», «Метафора», «Проблемы исторического романа»; 3., определяемые художественным стилем; 3., определяемые публицистическим стилем: «Долг и должность» и др.
Лит.: Богословская О. И., Полтавская Е. А. К проблеме соотношения газетного заголовка и жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986; Костомаров В. Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки // Из опыта преподавания русского языка нерусским. - М., 1965; Кухаренко ВЛ. Интерпретация текста. - М., 1988; Михайловская КГ. Заголовок-фразеологизм // Русская речь. - 1970. - № 2; Мужев B.C. О функциях заголовков // Ученые записки (Вопросы рома-но-германской филологии). - Т. 55. - М., 1970; Попов АС. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. - М., 1966; Ронгинский В.М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи. - Симферополь, 1963; Фоминых Б.И. Синтаксическая структура заглавий //Уч. зап. МПГИ им. Ленина. - Вып. 148. - М., 1960.
В. Н. Мещеряков 59