Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
законодательная власть
Энциклопедический словарь
Законода́тельная власть - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.
* * *
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы (см. ЗАКОН (в праве)). В соответствии с принципом разделения властей (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ) законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.
Большой энциклопедический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.
(legislature), нац. собрание, гл. или единств, задача к-рого - принятие или изменение закона. Органы З.в., как правило (но не всегда), являются выборными и носят разные назв.: палата депутатов, конгресс, парламент, законодат. собрание, законодат. ассамблея, верховный совет. Система З.в. может быть двухпалатной, как в США или Великобритании, и однопалатной, как в Новой Зеландии или Израиле. Свободно избранная З.в. считается важным элементом демократии; выборный или иной представительный статус члена законодат. собрания придает законный характер (легитимность) и авторитет самой З.в. Органы З.в. существуют в большинстве стран, но их выборы или назначение далеко не всегда осуществляются демокр. путем. Помимо чисто законодат. деят-ти, органы З.в. могут выполнять ряд др. функций: напр., формировать или распускать правительства и контролировать их работу; осуществлять надзор за деят-тью пр-ва; рассматривать и принимать (либо изменять) решения по финанс. вопросам; служить трибуной для обсуждения полит, проблем. Согласно закону, представители З.в. равны в правах и принимают решения коллективно в соответствии с установленными процедурами. Существуют разл. типы З.в., их можно классифицировать по степени эффективности и независимости от исполнительной власти, но два осн. типа - это президентская форма правдения, когда З.в. отделена от исполнит, (хотя, напр., в США президент - глава исполнит, власти - обладает правом вето и законодат. инициативы), и парламентское правление (как в Великобритании, где члены пр-ва избираются из представителей З.в.). Для ряда стран характерны разл. формы сочетания законодат. и исполнит, власти (Франция, Чехословакия и Египет). В США любые законопроекты до обсуждения их в Конгрессе рассматриваются соответствующими его комитетами. В Великобритании роль парламента заключается в осн. в ратификации решения сформированного по партийному принципу пр-ва, к-рое может рассчитывать на поддержку большинства в палате общин (хотя многопартийные парлам. комитеты, рассматривающие предложенные законопроекты, в какой-то мере восстанавливают равновесие сил между парламентом и исполнит, властью). Конституции большинства ком. стран формально предусматривали существование сильной З.в., однако реальная власть традиционно находилась в руках ком. партии и исполнит, власти. Недавние демокр. преобразования во мн. из этих стран сравнительно быстро восстановили равновесие обеих ветвей власти. Сила и независимость З.в. характеризуются ее способностью инициировать законодательство (особенно в области финансов), изменять или отклонять законопроекты, а также оказывать влияние на составление бюджета или изменять принятый бюджет. Нек-рые политологи утверждают, что однопартийная З.в. (однопартийное государство) или З.в. с преобладанием одной партии не может быть независимой и беспристрастной. Однако на практике большинство законопроектов составляются работниками адм-ции, а законодат. полномочия зачастую делегируются исполнит, власти; поэтому функции З.в. могут распределяться между разл. правит. органами, не являясь исключительной прерогативой нац. собрания разделение властей).
Законода́тельная инициати́ва - право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется в конституции (в Конституции Российской Федерации - статья 104).
* * *
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИ́ВА, право внесения законопроекта в законодательный (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) орган в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Вслед за этим законодательный орган обязан рассмотреть законопроект (см. ЗАКОНОПРОЕКТ) на своем заседании и принять по нему решение. В Российской Федерации правом законодательной инициативы в соответствии с конституцией обладают президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, правительство Российской Федерации, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации по вопросам их компетенции.
В конституционном праве Италии, Испании, Австрии, Швейцарии предусмотрено право народной инициативы - законодательной инициативы, которая принадлежит непосредственно населению. Для реализации права народной инициативы требуется собрать в поддержку законопроекта определенное число подписей: 50 тысяч в Италии, 100 тысяч в Швейцарии, 200 тысяч в Австрии, 500 тысяч в Испании. В российском законодательстве предусмотрено право народной правотворческой инициативы. Такое право может быть включено в устав муниципального образования. Население муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления. В таком заседании вправе участвовать лица, выдвинувшие инициативу, и представители населения. Результаты обсуждения народной правотворческой инициативы подлежат официальному опубликованию (обнародованию)
Большой энциклопедический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется в конституции (в конституции Российской Федерации - ст. 104).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется обычно в конституции (например, ст. 104 Конституции Российской Федерации).
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНАЯ ТЕ́ХНИКА, система правил и приемов, используемые субъектами законодательного (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) процесса для организации и осуществления законодательной деятельности. Законодательная техника должно обеспечить соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.