Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

замятин

Грамматический словарь

Замя́тин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЗАМЯТИН

Первое упоминание о фамилии Замятня относится к началу XV в. С помощью суффиксов впоследствии она приобрела формы Замятин, Замяткин, Замятнин, Замятов, Замятовский. В ее основе слово замять: метель, вьюга, пурга, в других говорах - возмущение, замешательство. Замятка - то же, что и заминка, т.е. остановка, помеха. Вероятно, первые Замятни получали свое имя-прозвище по двум причинам: либо появились на свет зимой, когда мела метель, либо были уж больно горласты и крикливы.

ЗАМЯТИН ЗАМЯТНИН

Обычно результат упрощения фамилии Замятнин. Замятня - вьюга, метель; беспокойство, волнение. В первом значении имя Замятня могло быть дано ребенку по состоянию погоды при его рождении, во втором - по беспокойному его нраву. (Ф). Отчество от нецерковного мужского личного имени Замятня, в прошлом очень частого у русских. Так как слово замять означало "метель", имя могли давать мальчику, рожденному в такую погоду. Но то же слово имело и другие значения - "шум, крик" и "мятеж". Вариант Замятин стал самостоятельной фамилией. (Н)

ЗАМЯТИН

Первое упоминание о фамилии Замятня относится к началу XV в. С помощью суффиксов впоследствии она приобрела формы Замятин, Замяткин, Замятнин, Замятов, Замятовский. В ее основе слово замять: метель, вьюга, пурга, в других говорах - возмущение, замешательство. Замятка - то же, что и заминка, т.е. остановка, помеха. Вероятно, первые Замятни получали свое имя-прозвище по двум причинам: либо появились на свет зимой, когда мела метель, либо были уж больно горласты и крикливы.

Сканворды для слова замятин

- Российский писатель, автор романов «Мы», «Островитяне».

- Российский писатель, автор повестей «На куличках», «Север».

Полезные сервисы

замятин евг. ив

Гуманитарный словарь

ЗАМЯ́ТИН Евг. Ив. (1884-1937) - писатель-прозаик, лит. критик. Род. в Лебедяни в семье священника. Окончил (1908) кораблестроит. ф-т Петерб. Политехнич. ин-та. Студентом участвовал в рев. движении, сидел неск. месяцев в одиночке, выслан в Лебедянь под надзор полиции. Нелегально вернулся в СПб., снова выслан в 1911, жил в Лахти и Сестрорецке, где и начал проф. писать (пов. "Уездное", изд. в 1913). Лит. работу продолжал по возвращении в СПб., на лечении в Николаеве и в новой ссылке в Кеми (пов. "На куличках", 1914, "Алатырь", 1915, рассказы). В марте 1916 З. как морской инж. командирован в Англию для наблюдения за стр-вом ледоколов по рус. заказам; пишет там пов. "Островитяне" (1918). Вернувшись в сент. 1917 в Россию, З. погружается в обществ., издат., преподават. работу. Сотрудничает в горьковской "Новой жизни", в правлении Союза деятелей худ. культуры, в изд-вах "Всемирная лит-ра", "Алконост", "Петрополис" и др. В нач. 20-х гг. - активный сотрудник ж. "Записки мечтателей", "Дом иск-в", "Совр. Запад", "Рус. современник". Из семинара З. по технике худ. прозы при Петрогр. Доме иск-в родилось объединение молодых писателей "Серапионовы братья" - одно из интереснейших явлений в лит-ре нач. века. Как теоретик и лит. критик З. утверждал принципы "неореализма", реализованные им в рассказах "Мамай" (1921), "Пещера" (1922), "Рассказ о самом главном" (1924) и др.

В знаменитом манифесте "Я боюсь" ("Дом иск-в. Сб. 1", Пб., 1921) З. предсказал в ближайшем будущем господство в лит-ре "юркой школы" приспособленцев и одописцев, "исполнительных и благонадежных чиновников", тогда как "неюркие" писатели принуждены будут умолкнуть. Власти не простили ему бунтарства: в авг. 1922 он подвергся 2-му (1-й был в 1919) кратковременному аресту и едва не выслан из страны вместе с группой виднейших представителей интеллигенции. Тщетны были попытки З. опубликовать ром.-антиутопию "Мы" (написан в 1920; на родине впервые изд. в ж. "Знамя", 1988, № 4-5), добиться пост. законченной в 1928 ист. трагедии "Аттила". В кон. 20-х гг. развернулась травля З. в прессе как "антисоветчика" и "врага" (главное "преступление" - издание романа "Мы" в сокращенном виде в Праге). Его совсем перестали печатать, ранее изданное изымалось из б-к. В окт. 1931 с помощью М. Горького З. выехал за границу. С февр. 1932 жил в Париже, сохраняя сов. гражданство. Писал киносценарии, рассказы, очерки-воспоминания, роман "Бич божий" (не окончен, 1-я ч. издана после смерти З., 1939). Посмертно опубликована кн. критич. ст. и воспоминаний "Лица" (Нью-Йорк, 1955). Похоронен на кладб. Тийе близ Парижа. Возвращение произв. З. на родину началось только в период "перестройки и гласности".

Е. И. Замятин. Рис. Ю. Анненкова

Е. И. Замятин. Рис. Ю. Анненкова

Полезные сервисы

замятин евгений иванович

Энциклопедический словарь

Замя́тин Евгений Иванович (1884-1937), русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение мещанства в глухой российской провинции («Уездное», 1913) и в «цивилизованной» буржуазной Англии («Островитяне», 1918). Повесть «На куличках» (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии «Мы» (опубликовано за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Рассказы, сказки-притчи, пьесы; статьи о литературе.

* * *

ЗАМЯТИН Евгений Иванович - ЗАМЯ́ТИН Евгений Иванович (20 января (1 февраля) 1884, Лебедянь Тамбовской губернии - 10 марта 1937, Париж), русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства, буржуазной Англии (повести «Уездное», 1913; «Островитяне», 1918). Повесть «На куличках» (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии «Мы» (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Сказки-притчи, пьесы.

* * *

Революционная молодость

Родился в патриархальной семье священника и дочери священника, одаренной пианистки, привившей сыну любовь к музыке. Окончив с золотой медалью воронежскую гимназию, Замятин в 1902 поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, хотя уже тогда явно обозначился его интерес к литературе. В студенческие годы много путешествовал по России. Накануне событий 1905 был вовлечен в революционную деятельность, вступил в Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) и боевую дружину Выборгского района. Как сам он объяснял в автобиографии (1928), быть в те годы большевиком для него значило «идти по линии наибольшего сопротивления». И в литературе он также остался «еретиком», постоянно отступая от генеральной идеологической линии и творя в согласии с собственным пониманием.

В 1905 арестован и после нескольких месяцев заключения в одиночной камере выслан в родную Лебедянь под особый надзор полиции. В 1906 надзор был снят, но ему было запрещено жить в Петербурге. Несмотря на это, он вернулся в столицу и сумел завершить свое образование (1908) со званием морского инженера. Для продолжения научной карьеры его оставили при кафедре корабельной архитектуры.

Начало литературной деятельности

В 1908 увидел свет первый рассказ Замятина «Один», в котором еще чувствуется сильное влияние Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич). Профессиональным литератором Замятин стал благодаря, по его словам, Петербургскому Охранному отделению, которое, обнаружив, что он проживает в Петербурге нелегально, вновь выслало его в 1911 из столицы, на этот раз в Лахту на берегу Финского залива, где он написал повесть «Уездное» (1913), ставшую его подлинным дебютом в литературе.

Повесть была высоко оценена многими современниками. Как позднее восторженно отозвался о Замятине К. И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович) , «новый Гоголь явился». Любовь Замятина к Гоголю отразилась на его собственных произведениях «склонностью к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности». Среди писателей, творчество которых так или иначе повлияло на Замятина: Салтыков-Щедрин (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Федор Сологуб (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич) с их символическим гротеском, Алексей Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) с его любовью к самовитому слову и сказительством.

В «Уездном» Замятин создал рельефный и во многом сатирический образ русского провинциального быта, тягучего, косного, патриархально-добродушного и в то же время свирепого. Олицетворение этого быта стал герой повести Анфим Барыба, выбивающийся из любовников богатенькой вдовы, через воровство и лжесвидетельство, в местные урядники. Сказ (установка на устное, звучащее слово), которым искусно пользуется в повести Замятин, становится, как и стилизация, его излюбленным приемом.

Еще ярче предстает гротескное начало в повести Замятина об армейском быте «На куличках» (1914), вызвавшей скандал и навлекшей на себя гнев цензуры как клевета на русскую армию. Номер журнала «Заветы» с повестью был конфискован и уничтожен, а сам автор и редакция привлечены к суду.

Особенности поэтики

Ни в «Уездном», ни в чуть более поздних «Островитянах» (1918), посвященных тому же «уездному» быту, однако уже на английской почве, нет фантастики, однако сам быт в этих вещах фантастичен - такова особенность художественного видения Замятина, писателя острых граней и углов, смещенных плоскостей, резкого и неожиданного чередования теней и ярких, слепящих, разбегающихся пятен.

Реальность у Замятина - сатирически сдвинута, остранена, мозаична и экспрессивна, деталь выдвинута на передний план, шаржированно замещая портрет. В жизни и в людях Замятин не принимал механистичности, что означало для него замкнутость, косность и тупость. Писатель словно играл словами, бликами, пятнами, с легкостью разрывал ткань повествования, стремясь насытить его не только сюжетной, но и образной, языковой (критика сразу обратила внимание на виртуозный синтаксис его прозы) динамикой и экспрессией. Именно последние противопоставляются у него обывательской затхлости, жестко поставленной на рельсы и катящейся по своему неизменному распорядку обыденности.

Иронию Замятин считал одним из важнейших составных своего «неореализма» или, пользуясь другим его термином, «синтетизма», сочетающих традиционный реализм с символизмом, фантастику с бытом. Она - в основе многих его произведений, как дореволюционных, так и послереволюционных: и в озорных сказках-притчах («Большим детям сказки», 1922), и в рассказах о первых послереволюционных годах («Дракон», 1921; «Мамай», 1921; «Пещера», 1922 и др.), рисующих удручающую картину распада цивилизованной жизни, жестокость, голод и холод. Вместе с тем сарказм слит у Замятина с сочувствием обыкновенному человеку, раздавленному и лишенному самого насущного.

Отношение к революции

В 1916 Замятин был командирован в Англию наблюдать за постройкой кораблей для русского флота. Но с началом революции в России (1917) возвратился на родину. Революция была им воспринята романтически - как нарушение и разрушение установленного порядка, как взрыв вековой косности, как возможность новой, живой жизни в противовес жизни мертвенной.

Это было скорее эстетическое, нежели социальное приятие революции - блоковское, скифское, бунтарское. Не случайно Замятин одно время был близок с группой писателей, объединившихся вокруг журнала «Заветы», возглавлявшейся другом Блока критиком Ивановым-Разумником (см. ИВАНОВ-РАЗУМНИК). Однако скифство (и революция) понималось им более радикально - как сродненность со стихией, как вечное движение и поиск, как бесконечный творческий процесс.

Его энтузиазм однако не был продолжительным. Революция с первых же дней показала, что в ее пламени легко сгорают те ценности, которые были для Замятина первостепенными - личность и свобода. Поэтому и отношения писателя с большевистской властью скоро разладились. Дважды он был арестован: сначала в 1919 по делу «левых эсеров» (вместе с Блоком, Ремизовым и Ивановым Разумником), затем в 1922, едва не оказавшись на «философском корабле» вместе с другими известнейшими деятелями русской культуры, высланными из России.

Роман «Мы»

Роман-антиутопия Замятина «Мы» написан в 1920 и положил начало целому ряду антиутопий в мировой литературе («О, дивный новый мир!» О. Хаксли (см. ХАКСЛИ Олдос), «1984» Дж. Оруэлла (см. ОРУЭЛЛ Джордж) и др.). Замятин пытался напечатать его на родине, но безуспешно. Тем не менее о романе знали, упоминали в критических статьях, так как писатель неоднократно устраивал его публичные чтения. Откликнувшийся на него Ю. Н. Тынянов (см. ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич) в известной статье «Литературное сегодня» оценил роман как удачу, а исток замятинской фантастики увидел в его стиле, принцип которого, по словам критика, «экономный образ вместо вещи», «вместо трех измерений - два». Были и отзывы отрицательные (в связи с политической подоплекой романа).

Роман, написанный под свежими впечатлениями «строгой» эпохи военного коммунизма с его чрезвычайными мерами, был одним из первых художественных опытов социальной диагностики, выявившей в тогдашней политической реальности и общественных умонастроениях тревожные тенденции, которые получат свое развитие в сталинской внутренней политике. Вместе с тем это было произведение о будущем, которым массово грезили в те годы, принося ему на алтарь настоящее и неповторимую человеческую жизнь.

В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек - не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины). Не случайно роман так и не был пропущен советской цензурой. Первоначально он был опубликован в 1924 за границей (в переводе на английский), а в России только в 1988.

Мастер

Много внимания Замятин уделял проблемам художественного мастерства (в 1920-21 он читал курс новейшей литературы в питерском Педагогическом институте, технику писательства в Доме искусств). В образовавшемся вокруг него литературном кружке «Серапионовы братья» к нему относились как к мэтру. Выступал он и с литературно-критическими статьями, где страстно отстаивал свободу творчества и предостерегал писателей против «все поглощающего единомыслия» (статьи «Я боюсь», 1921; «Рай», 1921; «О литературе, революции, энтропии и прочем», 1924 и др.). Как редактор, он активно участвовал и в издании журналов «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник», в работе издательства «Всемирная литература» и других.

Отлучение

Во второй половине 1920-х гг. нападки идеологически ортодоксальной критики на писателя усилились. А после 1929, когда «Мы» в сильно сокращенном виде появились на русском языке в пражском журнале «Воля России», он почти полностью был отлучен от печати. В знак протеста Замятин вышел из Союза писателей и попросил разрешения уехать за границу, в чем ему было отказано. И только после письма Сталину в 1931 разрешение неожиданно было получено, в ноябре 1931 Замятин выехал с женой сначала в Берлин, затем в 1932 перебрался в Париж.

Он надеялся, что временно (за ним сохранилось гражданство), и даже участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры (1935) как член советской делегации (в 1934 был принят в Союз писателей СССР). С антисоветскими выступлениями он не выступал, и потому эмиграцией не был принят. Он продолжал работать над романом об эпохе заката Римской империи «Бич божий», писал воспоминания о Чехове, Кустодиеве и др. Снятый по его сценарию фильм «На дне» с Ж. Габеном (см. ГАБЕН Жан) был признан лучшим французским фильмом 1936 года. Ему так и не удалось вернуться в Россию. Он умер в Париже от разрыва сердца.

Большой энциклопедический словарь

ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884-1937) - русский писатель. С 1932 за границей (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства, буржуазной Англии (повести "Уездное", 1913; "Островитяне", 1918). Повесть "На куличках" (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии "Мы" (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) - гротескная модель устройства тоталитарного общества. Сказки-притчи, пьесы.

Полезные сервисы

замятин, евгений иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евгений Иванович Замятин.

Евгений Иванович Замятин.

ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884 - 1937), русский писатель. С 1932 в эмиграции (Париж). Гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства в России (повесть "Уездное", 1913) и Англии (повесть "Островитяне", 1918). Повесть "На куличках" (1914) о попрании человеческого достоинства в армии. В романе-антиутопии "Мы" (опубликован на английском языке за рубежом, 1924, в России в 1988) - гротескное изображение тоталитарного режима. Сказки-притчи, пьесы.

Полезные сервисы