ср.
1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний.
2. Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого им предмета.
ср.
1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний.
2. Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого им предмета.
ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ, звукоподражания, ср. (линг.). Выражение какого-нибудь природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, напр. мяу-мяу, ку-ку.
|| Слово, возникшее посредством подражания природному звучанию обозначаемого им предмета; то же, что ономатопея, напр. кукушка, квакать, жужжать.
ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ, -я, ср. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. «ку-ку» подражание кукушке, «ква-ква» подражание лягушке), а также слово, возникающее путём такого подражания (напр. кукушка, квакать, квакушка).
| прил. звукоподражательный, -ая, -ое.
Звукоподражание
-я, с.
1) только ед. Условная имитация звучаний окружающей действительности голосом или техническими средствами.
Средства звукоподражания.
2) Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта. Примеры звукоподражаний: трах, ква-ква, мяу.
Родственные слова:
звукоподража́тельный
Этимология:
Сложное слово, образованное от звук и подражание.
Энциклопедический комментарий:
Звукоподражание используется в поэтической речи и является средством ее художественной выразительности. Оно основано на звуковых повторах, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, шелесту, свисту и т. п. (Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Бальмонт.) Сущность звукоподражания заключается в наличии непосредственной связи между звуками слов и их смыслом. В самостоятельном виде его можно встретить в народных загадках, баснях. В основных жанрах поэзии и прозы звукоподражание в самостоятельном виде употребляется редко. К нему относятся неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды (пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав), а также полнозначные слова, звуковой состав которых напоминает называемые этими словами предметы и явления (хихиканье, капать, мяукать).
ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ -я; ср.
1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественного звучания кого-, чего-л.
2. Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта.
◁ Звукоподража́тельный, -ая, -ое. З-ое междометие. Звукоподража́тельность, -и; ж.
* * *
звукоподража́ние (ономатопея), условное воспроизведение звуков природы (например, криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (например, в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
* * *
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ (ономатопея), условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (ономатопея) - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так").
-я, ср.
Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний.
Не всякий охотник умеет подманить рябчика на пищик. Для этого нужен некоторый опыт, хороший слух и тонкая наблюдательность, музыкальная способность к звукоподражанию. Соколов-Микитов, Рябчик.
|| лингв.
Слово, возникшее путем подражания природному звучанию обозначаемого им предмета.
зву́коподража́ние, зву́коподража́ния, зву́коподража́ний, зву́коподража́нию, зву́коподража́ниям, зву́коподража́нием, зву́коподража́ниями, зву́коподража́нии, зву́коподража́ниях
Звукоподража́ние
(ономатопея) - закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в
основе номинации звуковым
(акустическим) признаком денотата (мотивом). Звукоподражание также
определяют как условную имитацию звучаний окружающей действительности
фонетическими средствами данного языка («плюх»,
«ж-ж-ж», «мяу», «тик-так»). Изучение звукоизобразительной системы
языка, в которую звукоподражательная подсистема входит наряду со
звукосимволической подсистемой (см. Звукосимволизм), приводит, однако, к выводу, что
нет оснований подчёркивать условный характер имитации при
звукоподражании. В течение длительного времени изучение
звукоподражаний не было отграничено от изучения звукосимволизма (см.
В 60-80‑х гг. 20 в. разработана универсальная классификация
звукоподражательных слов (по соотносимости их с денотатом). Корневые звукоподражательные слова образуются
по определённым моделям. Зная характер
звучания-денотата, можно предсказать фонетическую структуру
соответствующего звукоподражательного слова; предсказуемость
возможна в терминах акустических фонемотипов (типов фонем),
но не отдельных конкретных фонем. Так, модель «взрывной + низкий (по
частоте) гласный + носовой сонант» характерна для обозначений удара с
последующим низким резонаторным тоном: англ.
dong ‘звучать (о низком звуке большого колокола при ударе)’ и индонез. bam ‘бом!’. Звукоподражательные основы в языках мира весьма
продуктивны.
Скаличка В., Исследование венгерских звукоподражательных
выражений, пер. с чеш., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М.,
1967;
Воронин С. В., Основы универсальной классификации
ономатопов, в кн.: Фонетика-83, М., 1983;
Grammont M., Traité de phonétique, P., 1933;
Jespersen O., Language, L., [1949];
см. также литературу при статьях Звукосимволизм, Звукоподражания теория.
С. В. Воронин.
См. onomatopea.
звукоподражание (или звукоподражательное слово) - в рамках настоящего словаря - слово, образованное путем воспроизведения языковыми средствами того или иного звучания (например, дуда > дудка).
ЗВУКОПОДРАЖА́НИЯ - кл. неизменяемых и грамматически неоформл. слов, имитирующих своим звуковым составом звуки, издаваемые человеком, животным или исходящие от предметов: ха-ха-ха, мяу-мяу, буль-буль. Необычный звуковой облик мн. З. сближает их с междометиями, однако З. не выражают ни эмоций, ни волеизъявлений. З. часто бывают индивидуально-авторскими: Летают уездные мухи - джж, джж! и с размаха в стекло - бумб! (Горький), но наиболее употребит. З. общеприняты и являются ч. лексич. состава яз.: кря-кря (об утках), ха-ха-ха (о смехе). З., подобно междометиям, могут быть или эквивалентом предложения: [Каштанка] начала скулить тихо, тонким голосом: - Ску, ску, ску (Чехов) - или чл. предложения, чаще всего сказуемым: Колокольчик дин-дин-дин (Пушкин). Большинство З. содержат два-три одинаковых или близких по звучанию слога, оканчивающихся на гласный или сонорный согласный: бу-бу-бу, хи-хи-хи, буль-буль. Такие З. обозначают длительные или повторяющиеся действия в настоящем или будущем, напоминая глаголы несоверш. вида. Слова типа бах, бряк, щелк, оканчивающиеся на согласный и обозначающие не просто звучания, а действия, сопровождающиеся звучанием, в одиночном употреблении близки глаголам соверш. вида: Левей, левей, и с возом - бух в канаву! (Крылов), занимая промежуточное положение между З. и глагольными междометиями.
От З. легко образуются звукоподражат. глаголы (крякать, бубнить, хохотать). Распространено мнение, что З. играли важную роль при происхождении языка.
З. обычно рассматриваются как разряд междометий, но иногда выделяются в особую часть речи (А. И. Тихонов) или объединяются с глагольными междометиями (Е. А. Земская).
Неполнознаменательная часть речи, служащая для имитации звуков живой и неживой природы и тем самым создающая представление о процессах, признаках и предметах реального мира.
Звукоподража́ния тео́рия
(ономатопоэтическая теория) - одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык возник в результате того, что человек подражал
звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Сторонники З. т.
обычно понимали звукоподражание широко - и
как подражание звуком звуку (отражение в звучании слова звукового
признака объекта-денотата), и как подражание
звуком не-звуку (отражение в звучании слова какого-либо незвукового
признака объекта-денотата), т. е. и как собственно звукоподражание
(«трах», «ква-ква»), и как звукосимволизм («бублик», «боб», «губа» - с губными
звуками, характерными для обозначения чего-либо округлого,
выпяченного). З. т. была выдвинута стоиками
(3 в. до н. э.), получила развитие в трудах Г. В. Лейбница,
И. Г. Гердера и других. Сильной стороной З. т. было признание
существования первоначальной связи между звуком и значением в словах
языка и признание естественного, отприродного характера этой связи.
Противники З. т., справедливо критикуя её за недооценку социальных
условий возникновения языка и за абсолютизацию принципа
звукоподражания, вместе с тем необоснованно принижали значение
звукоподражания и отказывались признать существование
звукосимволизма. Исследования 50-80‑х гг. 20 в. дают веские
доказательства в пользу того, что собственно звукоподражание и
звукосимволизм играли, наряду с жестом,
важнейшую роль при возникновении языка.
Спиркин А. Г., Происхождение языка и его роль в
формировании мышления, в кн.: Мышление и язык, М., 1957;
Будагов Р. А., Введение в науку о языке, 2 изд., М.,
1965;
Газов-Гинзберг А. М. Был ли язык изобразителен в своих
истоках?, М., 1965;
Корнилов Г. Е., Имитативы в чувашском языке, Чебоксары,
1984;
Якушин Б. В., Гипотезы о происхождении языка, М.,
1984;
Theoretische Probleme der Sprachwissenschaft, Tl 1, B.,
1976 (Sprache und Gesellschaft, Bd 9).
С. В. Воронин.