ЗЕНЬКО́ВСКИЙ Вас. Вас. (1881-1962) - богослов, философ, историк философии. Род. в г. Проскурове на Украине. Окончил Киев. ун-т, где сначала занимался электрохимией, но позже перешел на ист.-филол. ф-т. По окончании ун-та остался в нем преподавателем философии (1915-19), одновременно преподавал психологию на Высших женских курсах. В 1918 - мин. по делам религии в пр-ве Скоропадского. С 1919 в эмиграции - сначала в Югославии, преподавал психологию на филос. ф-те Белград. ун-та, был одним из рук. студенч. богослов. кружка, из к-рого впоследствии вышло мн. иерархов заруб. Церкви и участников экуменич. движения; позже перебрался в Чехословакию, где был дир. Пражского пед. ин-та. С 1926 и почти до конца жизни З. - проф. Богослов. н-та в Париже и бессменный пред. Рус. студенч. христ. движения. В 1941 более года провел в нем. концлагере. В 1942 принял священство, был дух. наставником мн. рус. эмигрантов. Работы по апологетике, философии, психологии, лит.-ведению и педагогике. Изучал христ. антропологию, в к-рой прежде всего выделял принцип свободы, - считал ее осуществляемой в положит. творчестве, если она сочетается с благодатной помощью "свыше". Отвергая принцип "автономии" разума и исходя из христ. учения о том, что истина открыта не индивидуальному, а церк. разуму, утверждал, что метафизич. опору познания надо искать в церкви: "Мы приходим к христоцентрич. пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познават. процессы, исходит от Христа". Ряд кн. З. посвятил делу воспитания детей, юношества, молодежи: "Психология детства" (1923), "На пороге зрелости" (1929), "Проблемы воспитания в свете христ. антропологии" (1934).
Идея воссоединения церквей и культуры занимает центр, место в кн. З. "Рус. мыслители и Европа" (1926, 1955). Наиб. известный его труд - "История рус. философии" (1948-50), перевед. вскоре на франц. и англ. яз. З. считал, что ключ к диалектике рус. филос. мысли "в проблеме секуляризма". З. определил в европ. философии три осн. темы - личность, свободу, социальное устройство, уходящие корнями в христ. учение, но, как правило, рассматриваемые вне его в соответствии с характерной для Зап. идеей полного размежевания разума и веры. З. считал, что именно в правосл. понимании природы и человека открывается путь к преодолению этой раздвоенности. В последние годы жизни работал над филос. трил. "Осн. христ. философии" (опубл. 2 тома - "О познании" и "О мире").