Толковый словарь Ожегова
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Наглядный, хорошо изображающий. И. приём.
Энциклопедический словарь
Изобрази́тельные иску́сства - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Классические формы изобразительного искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность раскрывать временно́е развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, выражать мировоззренческие концепции художника, его философские и эстетические представления. В художественной культуре XX в. многие течения пластических искусств отказываются от «изобразительности», предпочитая ей «прямое», спонтанное отражение эмоциональных переживаний художника или чистую декоративность художественно-образной структуры.
* * *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ́ССТВА, раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Большой энциклопедический словарь
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Гуманитарный словарь
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ́ССТВА - виды пластич. иск-в, воспроизводящие в визуально воспринимаемых формах видимые (или воображаемые как видимые) категории окружающего мира: цвет, объем, пространство, световую и воздушную среду. К И. И. принадлежат живопись (и ее функциональные аналоги - мозаика, витраж, вышивка), графика, скульптура, фотоиск-во.
В России выделение отд. видов И. И. произошло с принятием христианства и усвоением традиций И. И. Византии и др. христианских стран. Следствием заимствованности И. И. стала их связь с церк. архитектурой и литургией: с 10 в. получили развитие иконопись, в том числе фреска и мозаика, затем книжная миниатюра. Именно в иконописи др.-рус. И. И. достигло исключит. вершин, что связано с особым местом иконы в православии и особенно в рус. храме. Скульптура была менее развита, особ. круглая скульптура, часто подвергавшаяся осуждению со стороны церкви; графика рождается только в 16 в. с появлением в России книгопечатания - в форме книжной иллюстрации. В 17 в. рус. И. И. испытало сильное воздействие стиля барокко, приведшее к формированию своеобразных нац. форм, особенно в живописи: строгановская, московская и ярославская школы живописи, жанр парсуны. С нач. 18 в. формы зап.-европ. стилей: барокко, затем рококо, классицизма - становятся господствующими в рус. И. И., проявившись в появлении и развитиии общеевроп. жанров: портрета, баталии, марины, гор. пейзажа, натюрморта, аллегорико-"исторического" и бытового жанров, в расцвете графики, не связанной с задачами книжной иллюстрации, и в распространении европ. стилевых форм в иконописи. В течение почти всего 18 в. значит. худож. достижения связаны, однако, почти исключит. с творчеством иностранных мастеров. Основание Акад. художеств способствовало развитию классицизма в рус. иск-ве. Одним из важнейших факторов в истории И. И. в России на протяжении полутораста лет с сер. 18 в. стала система пансионерских поездок лучших выпускников АХ в Европу, давшая возможность художникам впитывать культурную атмосферу Европы; это выводило рус. И. И. на общеевроп. уровень, но одновременно нивелировало нац. черты. В 18 в. наиб. расцвета достигла скульптура - в творчестве гр. Б. де Растрелли и Э.-М. Фальконе, создавших шедевры мирового иск-ва, а с кон. 18 в. - и рус. скульпторов академич. школы М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева, Ф. И. Шубина и др. Еще в сер. 18 в. европ. уровень был достигнут в работах граверов Е. П. Чемесова и Г. И. Скородумова; живопись России 18 в. имела ученически-подражательный характер, значит. работы европ. уровня созданы только в жанре портрета (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский), но в мировом И. И. рус. живопись этого времени занимает весьма скромное место. Лишь в эпоху романтизма О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский первыми из рус. живописцев своими произведениями снискали общеевроп. славу.
Во 2-й пол. 19 в. в рус. живописи получил исключительное развитие реализм, тесно связанный с деят-ностью передвижников, но не замкнутый их кругом. В их творчестве рус. живопись приобрела отчетливый нац. характер, обрела свои темы и сюжеты, свое видение мира, свой живописный язык. Скульптура в иск-ве этого времени играла весьма незначит. роль, наиб. значит. работы связаны с анималистич. жанром и мелкой пластикой. В эпоху модерна рус. И. И. пережило блистательный расцвет. Творчество мастеров "Мира искусства", "Голубой розы", "Бубнового валета" обогатило мировое иск-во крупнейшими художеств. открытиями, во многом определившими пути развития иск-ва всех стран на протяжении 20 в. Благодаря деят-ности С. П. Дягилева и его единомышленников, а затем вследствие эмиграции из России многих мастеров рус. И. И. стало важным компонентом мирового худож. процесса. Значит. творческие открытия продолжались и в 1920-е гг., сменившись затем повсеместным господством соц. реализма, парадоксально соединившего и канонизировавшего традиции передвижников и академич. иск-ва. Изоляция от развития мировой художеств, культуры надолго законсервировала развитие рус. иск-ва.
Евразийская мудрость от А до Я.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА -
группа искусств живопись, графика, скульптура), воспроизводящих окружающий мир в наглядных образах. Воплощая зрительное восприятие мира на плоскости или в пространстве, изобразительные искусства ограничены в передаче действия во времени, однако это не означает, что они изображают мир статично, словно застывшим.
Изобразительные искусства способны передавать движение, показывать жизнь в развитии, воссоздавать не только чувственно воспринимаемый облик объектов, но и духовную природу изображаемых явлений. В скульптуре, например, фиксируется лишь один момент происходящего, но в этом моменте может сконцентрироваться обобщение большой силы. Изобразительные искусства разделяются на станковые и монументальные. Произведения станкового искусства («станком» называют мольберт, скульптурный станок) - картины, эстампы, рисунки, камерные скульптуры и т. д.- имеют самостоятельный характер. Произведения монументального искусства - монументы, памятники, монументальные панно, парковая скульптура и т. д. - создаются для конкретной архитектурной среды и могут выполнять декоративные функции. Часто к изобразительной форме обращается декоративно-прикладное искусство, хотя изображение действительности в нем не является непосредственным воспроизведением реальных явлений. Основные изобразительно-выразительные средства - рисунок, цвет, пластика, светотень и т. д. В разных видах изобразительного искусства эти средства используются в неодинаковом соотношении. Так, в скульптуре, в отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль; для графики наиболее характерны рисунок, линия.
Идеография
сюжет - событийное содержание произведения.
фабула.
образность. образный.
бытовизм. бытописание.
пейзанка.
изображать. изобразительный.
живописать.
воспроизвести.
представить (мы вам представим сцену из этой пьесы).
литературно - художественный.
Полезные сервисы