I м.
Песнопение, исполняемое поочередно разными хорами, разными солистами или солистом и хором.
II м.
Приспособление для защиты организма от вредного воздействия шума, изготовляемое в виде вкладышей в уши или специальных наушников.
I м.
Песнопение, исполняемое поочередно разными хорами, разными солистами или солистом и хором.
II м.
Приспособление для защиты организма от вредного воздействия шума, изготовляемое в виде вкладышей в уши или специальных наушников.
АНТИФОН - муж., церк. краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом.
АНТИФОН - АНТИФО́Н (от греч. Anti и fone - противогласник, отголосок), песнопение или стихи из псалма, которые поются попеременно, двумя хорами или клиросами. Антифонное пение (см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)употреблялось в Иерусалимском храме и древнегреческой драме и оттуда перешло в христианский церковный обиход. По преданию, введено в богослужение святым Иоанном Златоустом (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ).
Различают антифоны Блаженны, Изобразительные, Кафизм, Непорочны, Повседневные, Праздничные, Степенны.
Антифоны Блаженны (греч. Makarismoi): 1) Евангельские стихи о блаженствах (Матфей 5: 3-12); 2) песнопения, которые присоединяются к этим стихам. Как часть Литургии блаженны составляют третий из изобразительных антифонов и начинаются словами благоразумного разбойника «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Воскресные блаженны антифоны помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ), после последования воскресной Утрени. Их составление приписывается преподобному Иоанну Дамаскину (см. ИОАНН ДАМАСКИН). Для других праздничных дней блаженными антифонами служат тропари (см. ТРОПАРЬ) 3 и 6 песней канона праздника.
Антифоны Изобразительные Литургии, см. Изобразительны (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ).
Антифоны Кафизм вечерние - это каждая третья часть кафизмы, которая называется «славой», т. к. после нее поется малое славословие (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)) («Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу»). Антифоны Кафизм исполняются на Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ).
Антифоны Непорочны (греч. Amomoi) - это название 118 псалма «Блаженны непорочны», который пелся антифонно. По уставу Великой константинопольской церкви он составлял большую часть Утрени (см. УТРЕНЯ).
Антифоны Повседневные Литургии исполняются на Литургии во все будничные дни. Первый антифон «Благо есть исповедатися» состоит из 2-го и 3-го стихов 9 псалма, к которым присоединяется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй антифон состоит из 1-го и 2-го стиха 92 псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся», к которым присоединяется припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». Третий антифон состоит из 1-го, 2-го и 3-го стихов 94 псалма «Приидите, возрадуемся Господеви», с которыми соединяется припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющие Ти, аллилуйа». Антифоны Повседневные помещаются в конце Ирмология (см. ИРМОЛОГИЙ)и Апостола (см. АПОСТОЛ).
Антифоны Праздничные Литургии исполняются главным образом в Господские двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ): Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ), Преображения (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), в Неделю ваий, а также на Пасху (см. ПАСХА христианская), в светлую седмицу и Пятидесятницу (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА). Антифоны Праздничные состоят из стихов из книг пророков и псалмов, соответствующих содержанию праздника, к которым присоединяются припевы: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» (к стихам 1-го антифона), «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся, поющия Ти, аллилуйа» (в зависимости от праздника) - к стихам 2-го антифона. После каждого стиха 3-го антифона поется тропарь (см. ТРОПАРЬ)праздника. Антифоны Праздничные помещаются в последованиях Минеи (см. МИНЕИ)и Триоди (см. ТРИОДЬ) на эти дни.
Антифоны Степенны (греч. Anabathmoi) получили свое название потому, что исполнялись, по Студийскому уставу, на Утрене со стихами «степенных» псалмов (псалмы 119-133, которые пелись на 15 ступенях Иерусалимского храма двумя хорами). Автором Степенных антифонов считается преподобный Феодор Студит (см. ФЕОДОР СТУДИТ). Степенны антифоны помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ) в последованиях воскресной Утрени каждого гласа, по 3 антифона в каждом гласе. Каждый антифон состоит из 3 стихов, последний из которых содержит хвалу Святому Духу. В 8-м гласе помещаются 4 степенных антифона.
В богослужении латинского обряда (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) антифоны - это короткие песнопения, текст которых обычно представляет собой стих или группу стихов из Священного Писания (иногда с небольшими видоизменениями). Используются в частных последованиях Мессы (см. МЕССА) и богослужений суточного круга различных дней года. В современном чине Мессы антифонами являются Входное и Причастное песнопения. В Литургии Часов антифоны добавляются к псалмам и Библейским песням в качестве обрамления (могут также использоваться в качестве рефрена между стихами). Богородичные антифоны - несколько гимнов, обращенных к Богородице, - добавляются по окончании службы Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ).
АНТИФО́Н - один из важнейших жанров христ. богослужения (греч. αντιφωνοσ, лат. antiphona, букв. противогласник, звучащий в ответ, откликающийся - от αντι и φωνεω), назв. к-рого указывает на способ песенного исполнения псалмов или гимнов во время богослужения и означает попеременное пение двумя хорами (или клиросами). Антифонное пение употреблялось в Иерусалимском храме и др.-греч. драме, оттуда перешло в христ. церк. обиход. В правосл. богослужении различают "антифоны литургии вседневные", "антифоны литургии изобразительные" (третий антифон здесь именуется "Блаженны"), "антифоны литургии праздничные", "антифоны Псалтири" ("антифоны кафизм"), "антифоны степе́нны".
антифо́н, антифо́ны, антифо́на, антифо́нов, антифо́ну, антифо́нам, антифо́ном, антифо́нами, антифо́не, антифо́нах
краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом(Даль)
См. молитва...
антифо́н
"пение с повторами", церк., ст.-слав. анътифонъ (Син. Пс.) из греч. ἀντίφωνον - то же; Фасмер, Гр.-сл. эт. 52.
АНТИФОН (от греч. anti - против, и phone - звук, голос). 1) стих св. Писания, который поется, во время богослужения, поочередно обоими клиросами; 2) отрывок из св. Писания, который в католической церкви поется перед псалмом и после него; 3) прибор, поглащающий звуки.
Антифона́рий - певческая книга римско-католической литургии, включающая репертуар григорианского пения.
АНТИФОНАРИЙ (от греческого antiphonos - звучащий в ответ), церковно-певческая книга римско-католической литургии, включающая песнопения григорианского хорала.
Антифо́нное пе́ние (от греч. antiphónos - звучащий в ответ), поочерёдное пение двух хоров, ансамблей. Используется в христианской церковной музыке, фольклорном музицировании.
* * *
АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ - АНТИФО́ННОЕ ПЕ́НИЕ (от греч. antiphonos - звучащий в ответ), поочередное пение двух хоров. Используется в христианской церковной музыке.
АНТИФОННОЕ пение (от греч. antiphonos - звучащий в ответ) - поочередное пение двух хоров. Используется в христианской церковной музыке.
АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ, поочередное пение двух хоров, как правило, в христианской церковной музыке, а также в фольклоре некоторых народов. Название этого типа пения произошло от термина "антифон" (один из жанров католического обихода). Смотри также Респонсорное пение.
Антифонт
поэт
Поэт Антифонт, приговоренный к смертной казни по повелению Дионисия, сказал, видя, как люди, которым предстояло умереть вместе с ним, закрывали себе лица, проходя через городские ворота: «Для чего вы закрываетесь? Или для того, чтобы кто-нибудь из них не увидел вас завтра?»
Антифо́нт из Афин (V в. до н. э.), древнегреческий философ-софист, по свидетельству Ксенофонта, оппонент Сократа. В основном сочинении «Истина» условности социальных установлений и моральных норм противопоставлял естественные склонности и инстинкты человека.
* * *
АНТИФОНТ из Афин - АНТИФО́НТ из Афин (5 в. до н. э.), древнегреческий математик и философ-софист, по свидетельству Ксенофонта (см. КСЕНОФОНТ), - оппонент Сократа (см. СОКРАТ) . В основном сочинении «Истина» условности социальных установлений и моральных норм противопоставлял как нечто истинное природу человека, его естественные склонности и инстинкты. Занимался квадратурой круга, близко подошел к идее метода исчерпывания. (см. ИСЧЕРПЫВАНИЯ МЕТОД)
Антифо́нт из Афин (V в. до н. э.), древнегреческий философ-софист, по свидетельству Ксенофонта оппонент Сократа. В основном сочинении «Истина» условности социальных установлений и моральных норм противопоставлял как нечто истинное природу человека, его естественные склонности и инстинкты.
АНТИФОН|Ъ (10), -А с. ἀντίφωνον Стих из псалмов, поющийся попеременно на двух клиросах:
по се(м). еуа(г). пьрвоѥ. по немь(ж). починаю(т). антифоны сты(х) стра(с). и поють(с). сті(х)ра всѩ по двоици. УСт ХII/ХIII, 31 об.; по коньчѩнии ексап(с)лмъ. въньгда почѩтиѥ пѣни˫а п(с)лтрнаго. бываѥть антифонъ. Там же, 228; а се анти(ѳ) д҃нвныѩ, анти(ѳ) а҃ Бл҃го ѥсть исповѣдати сѩ г(с)ви. пѣти имени твоѥму вышнему. Пр 1383, 157в; [з]ла(т)оустъ ре(ч). анти(ѳ)ни и лит(у)рги˫а что су(т). [Г](с)ь ре(ч) анти(ѳ)н су(т) воѡбражение егда сни(д) въ адъ и с(к)руши затворы адовы. ЗЦ к. XIV, 36в; і ны(н). б҃гченъ гл҃соу. на зау(т). сти(х)ло(г)˫а ѡбычна˫а. бываѥть полеѥлеѡсъ начинаѥмъ степе(н). анти(ѳ). а҃ про(к) ч(с)тна пре(д) г(с)мь см҃рть прп(д)б(ь)ныхъ ѥго. ПКП 1406, 3а.
мн.
Приспособления для защиты организма от вредного воздействия шума, изготовляемые в виде вкладышей в уши или специальных наушников.
АНТИФО́НЫ -ов; мн. [греч. anti- против и phōnē - звук, голос]. Приспособления для защиты организма от вредного воздействия шума в виде вкладышей в уши или специальных наушников.
антифо́ны
(анти... гр. phone звук) спец. вкладыши для ушей из ваты и марли ила; особые наушники, предназначенные для защиты организма от действия сильного шума.