Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

минеи

Энциклопедический словарь

МИНЕИ - МИНЕ́И (menaion, от греч. men - месяц), в Православной Церкви богослужебные книги (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) и книги для чтения, содержащие жития святых (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ), сказания о церковных праздниках (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) и поучения. Тексты в Минеях располагаются по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. По назначению делятся на Минеи служебные (месячные) и Минеи четьи.

Минеи служебные

В Минеях служебных, предназначенных для богослужения, гимнографические тексты располагаются в последовательности их чтения или пения на Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ), Утрене (см. УТРЕНЯ), иногда также на Часах, Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), Повечерии (см. ПОВЕЧЕРИЕ) и др. Минеи месячные чаще содержат богослужебные тексты на один месяц (полный комплект миней содержит двенадцать книг), реже на два-три, иногда на целый год или на половины года - сентябрьскую (сентябрь-февраль) или мартовскую (март - август). По большему или меньшему числу молитвословий последования Миней могут быть разделены на шесть разрядов, подобно тому как разделены в Типиконе (см. ТИПИКОН) дни богослужения: на дни непраздничные, праздники малые (двух разрядов), средние (двух разрядов) и праздники великие.

Минея праздничная (иначе Анфологион (см. АНФОЛОГИОН), Трефологий, Цветная Минея) содержит службы важнейшим праздникам и святым. В Минею праздничную всегда входят службы двунадесятым праздникам (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ): Рождеству Богородицы (см. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ), Воздвижению Креста Господня (см. ВОЗДВИЖЕНИЕ), Введению во Храм Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявлению, Сретению (см. СРЕТЕНИЕ), Благовещению (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), Входу Господню в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), Вознесению (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), Пятидесятнице (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА), Преображению (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Успению (см. УСПЕНИЕ Богородицы), а также службы наиболее чтимым Церковью праздникам и святым, в последованиях которых имеются особенности, отсутствующие в последованиях святым в общей Минее: Собору Архистратига Михаила (8 ноября), Трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, 30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Нерукотворному образу Спаса (16 августа), Покрову (см. ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ) Пресвятой Богородицы, наиболее чтимым иконам Божией Матери. В праздничную Минею могут входить также последования рядовым святым, память которых совпадает с предпразднствами (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и попразднствами (см. ПОПРАЗДНСТВО) неподвижных праздников.

В Минее общей богослужебные тексты расположены не по дням месяца, а по видам святых и праздников: службы праздникам Господским, Богородичным, Кресту, ангелам, Предтече и Соборам, а также общим ликам святых: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преподобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Последования, помещенные в общей Минее, не имеют указаний на названия праздников и имена святых и поэтому могут применяться в любой праздник Господский, Богородичный и т. д. Назначение Минеи общей состоит в том, чтобы заменять Минею месячную или совершать службу малоизвестному святому, которому не составлено особое последование.

Первый перевод греческих служебных миней на славянский язык был сделан во второй пол. 10-11 вв., вероятно, в Охриде, Македонии и на Афоне. Вторая редакция, русская, была создана в середине 11 века на основе южнославянского перевода (например, комплект новгородских Миней конца 11 - начала 12 вв.).

Минеи четьи

Минеи четьи содержат тексты, предназначенные преимущественно для внебогослужебного чтения и представляющие собой более или менее пространные жития святых, сказания о праздниках и поучения.

Тексты, предназначенные для памятной даты, представлены на каждый день месяца в календарном порядке. Минеи четьи, ввиду их большого объема, как правило, разбиты на двенадцать томов, соответственно месяцам года. Выделяют несколько этапов в развитии четьих миней: 1) домонгольский. В списках миней этого периода отсутствуют жития русских святых; 2) с конца 15 в. - создание обширных минейных сводов, включающих и общерусских святых: конец 15 в. - домакарьевские Минеи; середина 16 в. - Великие Четьи Минеи (см. ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ) митрополита Макария; 1627-32 - Минеи Германа Тулупова; 1646-54 - Минеи Милютина; кон. 17 в. - Минеи Димитрия Ростовского (см. ДИМИТРИЙ Ростовский).

Большой энциклопедический словарь

МИНЕИ (от греч. menaios - месячный) - месячники, христианские богослужебные книги, содержащие тексты церковных служб годового круга.

Полезные сервисы

минеи четии

Словарь церковнославянского языка

  книги для чтения на каждый день месяца.

Полезные сервисы

минеи четьи

Популярный словарь

Минеи четьи

мине́й че́тьих, только мн.

Средневековые церковно-литературные сборники, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования памяти каждого святого и предназначенные для назидательного чтения на каждый день.

Этимология:

От греческого mēnaios ‘месячный’ и древнерусского четий ‘предназначенный для чтения’.

Энциклопедический комментарий:

"Минеи четьи" сложились в Византии в IX в. и рано появились у южных славян и в Древней Руси. На Руси широко распространились в XVI в. в связи с созданием общерусского культа святых, канонизированных на церковных соборах 1547 и 1549 гг. На основе "Миней четьих" под руководством митрополита Макария был создан грандиозный свод "Великие минеи четьи" в 12 томах (по одному на каждый месяц года). По замыслу Макария, свод охватывал всю сумму письменных памятников, которые допускались к чтению на Руси. Это определяло важное историко-культурное и литературное значение "Великих миней четьих". На их основе в XVII в. появились "Минеи четьи" инока Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова и священника Иоанна Милютина. В 1684-1705 гг. новые "Минеи четьи" (в 4 томах) составил Димитрий Ростовский, использовав русские и западноевропейские источники. см. тж. житие.

Полезные сервисы

минеи-четьи

Толковый словарь

мн.

Сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого.

Энциклопедический словарь

Мине́и-Че́тьи (от греч. mēnáios - месячный, слав. - чтения), сборники, содержащие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а также тексты церковных служб годового круга. Наибольшим распространением пользовались «Великие Минеи-Четьи» митрополита Макария и Минеи-Четьи Димитрия Ростовского.

* * *

МИНЕИ-ЧЕТЬИ - «МИНЕ́И-ЧЕ́ТЬИ», см. в ст. Минеи (см. МИНЕИ).

Большой энциклопедический словарь

"МИНЕИ-ЧЕТЬИ" - см. "Четьи-Минеи".

Гуманитарный словарь

МИНЕ́И-ЧЕ́ТЬИ (ЧЕ́ТЬИ-МИНЕ́И) - сб. жизнеописаний (жити́й) библейских и христианских святых, расположенных в порядке дней празднования их памяти - в соответствии с календарным принципом неподвижного, или "минейного", цикла (откуда происходит и название). Полные М.-Ч. состоят из 12 условных томов, по числу месяцев в году; повествование начинается с 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа. Они предназначены для внебогослужебного домашнего или келейного чтения, во время монастырской трапезы и др. Канонизация новых святых означает постоянное пополнение этого книжного свода. Разновидностью М.-Ч. в древнерусской традиции являются Торжественники - сборники житийных и учительных статей, также соблюдающие календарный принцип распределения мат-ла.

Своеобразие истории М.-Ч. на др.-рус. почве состоит в том, что здесь получили широкое распространение переводные архаичные (т. н. "дометафрастовские") житийные сб., еще не сложившиеся как опред. жанр. Формирование его продолжалось 7 столетий, завершившись лишь на рубеже 17-18 вв. Особая роль на заключительном этапе этого процесса принадлежит Великим М.-Ч., созданным по инициативе архиеп. Макария Новгородского (позднее митр. Московского), осуществившего идею собрать воедино "все чтомые" на Руси оригинальные и переводные книги. Их формирование в 3-х ред. длилось около 25 лет: с 1529/30 в Новгороде, затем в Москве. Этот уникальный свод, насчитывающий ок. 27057 стр. (во всех 12 книгах), содержит не только традиционные (жития, слова, поучения), но и иные жанры, в т. ч. "светской" письменности. В него включены в полном объеме Патерики, библейские книги с комментариями, богословские трактаты, сб. "Златоуст", "Златоструй", "Маргарит", а также историч. ипублицистич. произв., "хождения", документальные мат-лы, Кормчая книга и даже нек-рые апокрифы. Поэтому Великие М.-Ч. оцениваются в качестве первой рус. энциклопедии.

В кон. 16 в. Великие М.-Ч. были положены в основу Чудовских (Годуновских) М.-Ч., в 17 в. - в основу Миней Германа Тулупова и И. И. Милютина. В кон. 17 в. к ним обратился Димитрий Ростовский, создавший к 1705, в результате 20-летней работы, свои знаменитые Минеи. При этом он использовал также Акты Святых (Acta Sanctorum) - не имеющее себе равных по полноте многотомное науч. издание католического братства болландистов, традиционные сказания Симеона Метафраста, богатый мат-л из зап.-рус. прологов, оставшихся недоступными книжникам Макария, и др. источники.

М.-Ч. Димитрия Ростовского неоднократно переиздавались, пересказывались и сокращались с целью приближения их к народному сознанию. Минейная тематика разрабатывалась также рус. писателями-классиками 19 в. (житийные переложения Н. Лескова), а в нач. 20 в. минейную композицию годового "круга чтения" на каждый день по-своему возродил и обновил Л. Толстой в ряде своих произведений.

Словарь иностранных слов

МИНЕИ-ЧЕТЬИ - см. ЧЕТЬИ-МИНЕИ.

Полезные сервисы

минеи-четьи (четьи-минеи)

Толковый словарь Ожегова

МИНЕ́Я, -и, ж. Православная богослужебная книга, содержащая молитвы, песнопения, повествования о жизни святых и службы, расположенные по месяцам и дням года.

Полезные сервисы