Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вознесение

Толковый словарь

ср.; = Вознесе́нье

Один из двунадесятых православных церковных праздников, установленный, согласно евангельскому преданию, в память о вознесении Иисуса Христа на небо на сороковой день после воскресения и завершения служения Спасителя-Мессии (отмечающийся на 40-ой день после Пасхи); Вознесение Господне.

Толковый словарь Ушакова

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, вознесения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по гл. вознестись-возноситься в 1 знач. Миф о вознесении на небо богов и героев.

2. (В прописное). Один из христианских праздников (церк.).

Толковый словарь Ожегова

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, -я, ср.

1. см. вознести, -сь.

2. (В прописное). В христианстве: один из двенадцати основных праздников, отмечаемый на 40-ой день после Пасхи в память вознесения на небо Иисуса Христа. Обедня на В.

Толковый словарь Даля

ВОЗНЕСЕНИЕ, вознести и пр. см. взносить.

Популярный словарь

Вознесение

-я, только ед., с.

Один из 12 великих праздников в православной церкви, отмечаемый на 40-й день после Пасхи, в честь вознесения Христа на небо.

"Вознесение" - конкретный образ, указывающий на переход Богочеловека в иной план бытия, на конец Его земного служения (Мень).

Этимология:

Заимствовано из церковно-славянского языка, в котором является словообразовательной калькой греческого слова analēpsis.

Энциклопедический комментарий:

Вознесение относится к двунадесятым праздникам. В основе его лежит миф о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после казни. Истоки его - в верованиях древних финикийцев, иудеев и других народов, боги которых возносились на небо. Празднование Вознесения в христианстве впервые зафиксировано в IV - V вв. Канон праздника установлен в VIII - IX вв.

Словарь существительных

ВОЗНЕСЕ́НИЕ и Разг. {{stl_8}}Вознесе́нье{{/stl_8}}, -я, ср (В прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый на сороковой день после Пасхи, основанный на евангельском рассказе о вознесении Иисуса Христа на небо.

Праздник Вознесения торжественно отмечался по всей епархии.

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, ВОЗНЕСЕ́НЬЕ, -я; ср.

1. к Вознести́ - возноси́ть и Вознести́сь - возноси́ться. В. Христа. В. молитв.

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Вознесение Господне; отмечается на 40-й день после Пасхи в честь восшествия, восхождения Иисуса Христа на небо).

* * *

ВОЗНЕСЕНИЕ - ВОЗНЕСЕ́НИЕ Господне (греч. Analepsis), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская), на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

Содержание праздника

Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «сидения одесную Отца».

История праздника

Установление праздника Вознесения относится к первым векам христианства. «Апостольские постановления» предписывают совершать его в сороковой день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила базилику в честь Вознесения на Масличной горе (впоследствии разрушенную); на самом месте Вознесения была церковь. В описании западной паломницы Сильвии Аквитанки, посетившей Иерусалим в конце 4 в., этот праздник назывался еще не Вознесением, а «40 днем после Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской пещере Рождества Христова совершалось молитвенное бдение, на которое шли из Иерусалима после 6 часа (12 часов дня ), а в сам праздник - Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Святой Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) называет праздник Вознесения важнейшим и великим и относит его к числу праздников, установленных апостолами. Святой Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также приписывает его установление апостолам. Каноны (см. КАНОН (вид церковного гимна)) на Вознесение Господне написаны св. Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и преподобным Иосифом Песнопевцем (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ). Кондак (см. КОНДАК) и икос (см. ИКОС) принадлежат Роману Сладкопевцу (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ).

Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

Вознесение в народной традиции

Вознесение в традиционном календаре славянских народов - один из основных праздников весенне-летнего цикла.

Связан с представлением о посмертном пребывании души на земле и ее вознесении на небо через 40 дней после смерти. Вознесение замыкает собой пасхальный цикл, в течение которого небесные врата якобы остаются открытыми для всех. Души умерших могут в это время посещать своих близких, а любой усопший в этот период, даже грешник или умерший неестественной смертью, беспрепятственно попадает в рай. После Вознесения св. Петр накрепко запирает врата рая. В период от Пасхи (см. ПАСХА христианская) до Вознесения вместо обычного приветствия говорили друг другу: «Христос воскресе!». По русским поверьям, в эти 40 дней по земле ходит Христос, поэтому грех плевать за окно, где может стоять Господь, и не следует оставлять нищих без подаяния - нищим может оказаться Христос.

Вознесение или его канун почитали праздником мертвых. В это время пекли и раздавали поминальные хлебы, у восточных славян в форме лесенки - «лестнички» (по ней Христос должен подняться на небеса), а также блины, называемые «христовы» или «божьи онучи», в которых Христос идет на небеса. Украинцы устраивали поминки на могилах родных, а словенцы совершали обходы кладбищ. Болгары считали, что именно на Вознесение предки возвращаются на «тот свет» после кратковременного пребывания на земле: в этот день на кладбищах разводили костры и поливали могилы водой.

Украинцы и русские на Вознесение ходили «проведывать» посевы. В поле брали с собой ложки, яйца, куски пирогов и подбрасывали их вверх, чтобы рожь выросла высокой; скатерти - чтобы лен был длинным. Взрослые «поднимали» за уши маленьких детей, спрашивая их: «Видишь ли Москву?», и высказывали пожелание: «Расти, рожь, большая, вот этакая». После обхода поля с крестным ходом женщины «катали» по ниве дьяков, чтобы снопы были большими и тяжелыми. Брали на поле и выпеченные хлебцы - «лестнички», их ставили стоймя в подросшие хлеба, чтобы стимулировать рост хлебов. Часто «лестнички» крошили и разбрасывали по полю, иногда их клали друг на друга как можно выше; дети кидали «лестнички» в посевы, жертвуя их русалкам и таким образом оберегаясь от них.

«Лестнички», выпекаемые на Вознесение, приходящееся на 40-й день по Пасхе, связывались с вознесением Христа на небо: говорили, что по ним «Бог на небо полезет».

Южные славяне на Вознесение совершали выходы в поле и обходы посевов с крестным ходом. Накануне дети делали специальный деревянный крест, украшали его цветами, венками и лентами, а наутро, неся крест впереди процессии, обходили село дом за домом и исполняли под окнами особые песни: «Мы крест носим, Бога просим. Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, трава росла, нива зеленела...». Процессия с крестом останавливалась около каждого дома, и хозяйка обсыпала детей пшеничным зерном, подбрасывая его высоко, «чтобы так же высоко росла и пшеница».

У славян Вознесение считается началом скотоводческого сезона, когда стада впервые выгоняли на летние пастбища, лошадям «ради здоровья» стригли хвосты и гриву, на рога коровам вешали венки. В это время соблюдали также многочисленные запреты, призванные обеспечить охрану скота и его здоровье. Сам праздник, а также весь период от Пасхи до Вознесения, связан с метеорологическими мотивами. Сербы все четверги от Страстного четверга до Вознесения называют «белыми» и в эти дни не стирают, не бьют вальком белье во избежание града; болгары не выносят во двор белую одежду, чтобы не было града и инея. Со дня Вознесения каждый день специально звонят в колокола, полагая, что тем самым «крестят» облака, чтобы «Бог сохранил землю от вредного воздуха и ветра». Белорусы совершают обряды, которым приписывают функцию защиты от грома. Южные славяне, чтобы защитить посевы от града, во время обходов полей, виноградников и садов с крестами втыкают в землю ореховые, кизиловые ветки или сделанные из них крестики.

К Вознесению, разделяющему весну и лето, были приурочены некоторые обряды изгнания и проводов, например, «проводы весны», после чего запрещалось петь весенние песни. Пограничный характер праздника нашел свое отражение в обрядах, связанных с переходом молодежи в группу брачного возраста. У словаков подросшие девочки впервые в этот день получали право появиться на улице в одежде взрослых девушек, сидеть среди них в костеле, гулять с парнями, участвовать в праздниках и посиделках, организуемых молодежью. В Болгарии в этот день девушки одалживали свои одежды подружке, недавно вышедшей замуж, чтобы поскорее последовать ее примеру.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНИЕ - один из религиозных двунадесятых праздников, установлен в честь вознесения Христа на небо. Празднуется верующими на 40-й день после Пасхи.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. восторг, мечтаниe, ожидание.        (Иез. 24, 25).

Евразийская мудрость от А до Я.

ВОЗНЕСЕНИЕ -

возвращение воскресшего Бога на небо Веровали в это древние египтяне, вавилоняне, финикийцы, веруют и христиане, считающие, что воскресший Христос, согласно библии, на 40-й день после своего воскресения вознесся на небо. Этот день православная церковь отмечает как один из важнейших праздников (Вознесение Господне).

Словарь народов и культуры

Вознесение

(Ascension), один из гл. христ. праздников, отмечаемый на 40-й день после пасхального воскресенья (Пасха), в память о вознесении Иисуса. В. подтверждает последнее явление Иисуса Христа после воскресения и знаменует его прославление как небесного и земного владыки. О В. упоминается в Новом завете и апостольском символе веры; этот праздник широко отмечался уже к кон. 4 в.

Словарь ударений

вознесе́ние, -я

Формы слов для слова вознесение

вознесе́ние, вознесе́ния, вознесе́ний, вознесе́нию, вознесе́ниям, вознесе́нием, вознесе́ниями, вознесе́нии, вознесе́ниях

Синонимы к слову вознесение

сущ., кол-во синонимов: 6

поднятие, возвышение, вздымание; похвала, хвала, возношение, прославление, вознесенье. Ant. опущение

сущ.

поднятие

возвышение

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: поднятие (кн.), возвышение (кн.), вздымание (приподн.)

Ant: опущение

Морфемно-орфографический словарь

воз/нес/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

вознесе́ние с 7a

Этимологический словарь

вознесе́ние

заимств. из цслав.: воз- и нести́. В цслав. это калька греч. ἀνάληψις (τοῦ Σωτῆρος). Местн. назв. Вознесе́нск - от церкви Вознесения; см. Унбегаун, RES 16, 66.

Сканворды для слова вознесение

- Именно такой способ попадания на небеса был приписывали главным христианским святым.

- Праздник на 40-й день от Пасхи.

- В честь этого православного праздника на Руси пекли хлебную лесенку с семью ступенями.

- Христианский праздник.

Полезные сервисы

вознесение господне

Энциклопедический словарь

Вознесе́ние Госпо́дне - один из двунадесятых праздников, отмечаемый в 40-й день после Пасхи. Связан с евангельским сюжетом о вознесении воскресшего Христа на небо.

Гуманитарный словарь

ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции - Ascensio, "Восшествие") выражает одно из важнейших событий новозаветной истории - окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12). Современные библеисты чаще всего датируют его серединой мая 30 г. н. э. Смысл Вознесения определяется событиями предшествующих дней, во время которых воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать "до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей Вселенной".

Праздник В. Г., упоминаемый уже в 4 в., входил первоначально в "Круг Пятидесятницы", как назывался праздничный период от дня Воскресения Христова (Пасхи) до дня Святой Троицы (Пятидесятницы). В 12 в. крестоносцы построили на горе Елеон восьмиугольную часовню с открытым посреди куполом, вскоре превращенную в мечеть. Здесь до настоящего времени показывают камень с отпечатком, принимаемым за след стопы Христа. Богослужебные тексты праздника В. Г. содержатся в Триоди Цветной и отд. изданиях. Христ. иконография В. Г., как византийская, так и западная, отличается значит. разнообразием форм. Возносящийся Христос часто изображался в миндалевидной мандорле (световом ореоле, первоначально изображавшем облако, в к-ром Он скрылся), поддерживаемой ангелами. В ренессансном иск-ве встречается изображение в буквальном смысле слова исчезающего Хрис-та - из облака видны лишь Его ноги. Восточнохрист. иконография В. Г. исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Вселенскую Церковь. Апостолы Петр (с ключами) и Павел (с мечом), изображаемые по обе стороны от Богоматери, символизируют еврейский народ и язычников, т. е. все человечество, к к-рому обращена апостольская проповедь.

Лит.: Лев Великий, папа Римский. Слово на В. Г. // Христ. чтение. 1839. Ч. 2. С. 180-189; Василий (Богдашевский), еп. Вознесение Господа на небо (Л. 24, 50-53, Деян. 1, 9-12, М. 16, 19) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5; Дмитриевский А. А. Праздник В. Г. на Елеонской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. И. От Пасхи до Троицы (Эортологические этюды) // Страницы. Ж. Библейско-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 3. С. 78-80; Майкапар А. Новый Завет в иск-ве. М., 1998. С. 293-296.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия - на Небо. Согласно новозаветному повествованию, вознесение произошло через 40 дней после воскресения Иисуса Христа (поэтому празднуется верующими на 40-й день после Пасхи) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании, на склоне Елеонской горы, в присутствии апостолов.

Синонимы к слову вознесение господне

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вознесение с дождем, илья с грозой

Пословицы и поговорки Даль

Вознесение с дождем, Илья с грозой.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы