прил.
Папа Римский.
РИ́МСКИЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: нар. по-ри́мски
1. Римским называют то, что относится к периоду существования Древнего Рима.
Римское общество. | Римский театр. | Римское искусство. | Римские походы. | Римские патриции.
2. Римским называют то, что относится к столице Италии Риму.
Римские газеты.
3. Римское право - это юридическая система древнего Рима, которая была воспринята многими странами Западной Европы.
4. Римские цифры - это знаки I, II, III, IV и т. п., которые заимствованы у древних римлян и используются для обозначения номеров разделов, глав, параграфов книг.
5. Римский нос - это крупный нос правильной формы с горбинкой.
6. Папа Римский - это глава католической церкви.
РИ́МСКИЙ, римская, римское. прил. к Рим. Римский форум. Римский народ.
• Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - католическая церковь. Римский папа - глава католической церкви, избираемый из среды высшего духовенства - кардиналов. Римская свеча - род фейерверка. Римский нос - большой нос с горбинкой. Римские цифры - знаки чисел I, II, III, IV, V и т.д. (в отличие от арабских цифр).
РИ́МСКИЙ -ая, -ое. Относящийся к Древнему Риму (государству) и к современному (столице Италии). Р-ое общество. Р. театр. Р-ое искусство. Р-ие походы. Р. патриций. Р-ое право (свод законов древнего Рима, воспринятый многими странами Европы). Р-ие цифры (знаки чисел: I, II, III, IV и т.п., заимствованные у древних римлян). Р. нос (крупный, правильной формы с горбинкой). Р-ие газеты. // Относящийся к римско-католической церкви. Р-ая церковь (католическая церковь). Папа р. (глава католической церкви).
-ая, -ое.
прил. к Рим.
Римское общество. Римский театр.
◊
римский нос
крупный, правильной формы нос с горбинкой.
папа римский
то же, что папа 2.
римское право
юр.
право древнего Рима, воспринятое многими странами Западной Европы.
римская церковь
католическая церковь.
римские цифры
знаки чисел: I, II, III, IV и т. д., заимствованные от древних римлян.
ри́мский, ри́мская, ри́мское, ри́мские, ри́мского, ри́мской, ри́мских, ри́мскому, ри́мским, ри́мскую, ри́мскою, ри́мскими, ри́мском, ри́мск, ри́мска, ри́мско, ри́мски
- Персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Финдиректор Варьете в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
РИМСКИЙ ВОПРОС - «РИ́МСКИЙ ВОПРО́С», конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (территория которой стала частью объединенной Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединенную Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
-----------------------------------
«Ри́мский вопро́с» - конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской области (территория которой стала частью объединённой Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединённую Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
"РИМСКИЙ ВОПРОС" - конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (территория которой стала частью объединенной Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединенную Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
Ри́мский клуб - международная общественная организация. Основана в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет около 100 учёных, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в том числе, России. Поощряет исследовательские проекты и публикует так называемые доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
* * *
РИМСКИЙ КЛУБ - РИ́МСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам (см. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ) и вызвали острую полемику.
РИМСКИЙ КЛУБ - международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.
Из басни «Лжец» (1812) И. А. Крылова (1769-1844). Некий путешественник рассказывает о виденном, очевидным образом привирая:
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой творец! И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору!
Сюжет басни И. А. Крылов позаимствовал у немецкого писателя Христиана Фюрхтеготта Геллерта (1715-1769).
Крыловская строка превратилась в народную пословицу: «Хорошо сказывать сказку про римский огурец».
Иносказательно: нелепая выдумка, чрезмерное преувеличение (ирон.).
РИМСКИЙ ПАКТ 1935 - серия соглашений, заключенных между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны).
Ри́мский пакт 1935 - серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны).
* * *
РИМСКИЙ ПАКТ 1935 - РИ́МСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключенных между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны (см. ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ)).
Ри́мский университе́т - Италия, основан в 1303. В 1996 свыше 180 тыс. студентов.
* * *
РИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - РИ́МСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т (университет Сапиенца) (Universita degli Studi di Roma «La Sapienza»), крупнейший университет в Западной Европе, располагается в г. Рим (см. РИМ), Италия (см. ИТАЛИЯ (государство)).
Основан в 1303 римским папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Университет находился в финансовой и административной зависимости от римских пап, являясь главным учебным заведением для папской администрации. После объединения Италии (1870), университет был национализирован (и, соответственно, секуляризован) и стал крупнейшим учебным и научным центром страны.
В университете Сапиенца работали химик С. Канниццаро (см. КАННИЦЦАРО Станислао), геометр Э. Бельтрами (см. БЕЛЬТРАМИ Эудженио), математик и механик Т. Леви-Чивита (см. ЛЕВИ-ЧИВИТА Туллио), физик Э. Ферми (см. ФЕРМИ Энрико), геометр Ф. Севери (см. СЕВЕРИ Франческо), физик Э. Амальди (см. АМАЛЬДИ Эдоардо), историк Р. Бьянки-Бандинелли (см. БЬЯНКИ-БАНДИНЕЛЛИ Рануччо).
В составе университета Сапиенца (2005): 19 факультетов - первый архитектурный, второй архитектурный, экономический, фармакологический, философский, юридический, инженерный, философско-филологический, первый медицинско-хирургический, второй медицинско-хирургический, первый психологический, второй психологический, коммуникаций, математических и естественных наук, политических наук, статистики, гуманитарных наук, социологический, восточный; школы аэрокосмической техники и архивно-библиотечная; вычислительный центр; обширная библиотечная система (основана в 1661) включает 157 специализированных библиотек. К университету прикреплено свыше 50 научно-исследовательских центров.
В 2005 в университете обучалось 147 тыс студентов, работало 10 тыс преподавателей.
Около 1575 для Римского университета было построено специальное здание, получившее название «Сапиенца» (дословно «мудрость», архитектор Джакомо делла Порта (см. ПОРТА Джакомо делла)), и с того времени за первым Римским университетом закрепилось название «Сапиенца» (с появлением еще двух римских университетов это название было закреплено официально). В 1935 был сооружен новый комплекс зданий (так называемый «читта университария»), где располагаются большинство факультетов и администрация.
http://www.uniroma1.it
РИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Италия, основан в 1303. В нач. 1990-х гг. 180 тыс. студентов.
КОРСАКОВ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ КОРСАК
1. Корсак - степная лисица (слово тюркского происхождения), а также старое название некоторых кочевых народов Средней Азии.
2. Известен литовский род Корсак, от которого пошли многие Корсаковы, ставящие ударение в этой фамилии на первом слоге. Это не случайно: корсак в этом случае - от названия балтийского племени корсь, обитавшего в Курземе (территория на западе Латвии). К концу XVII века дворянский род Корсаковых стал настолько многочисленным, что представители наиболее крупных ответвлений его всерьез задумались, как бы им выделиться из однофамильцев. В 1677 году царь разрешил некоторым Корсаковым именоваться Римскими-Корсаковыми, поскольку они привели доказательства, по тогдашним понятиям убедительные, что предки их произошли из Рима. (Ф) Фамилия имеет своей основой русское слово корсак - вид небольшой лисицы (Даль). Само слово заимствованно из тюркского слова с несколькими значениями. 1. Общее название рыскающих зверей; 2. "корсак, лиса степная"; 3. общее название мух и гнуса. Также есть слово qorsoq "надменный, грубый, угрожающий". (Б)
Ри́мский-Ко́рсаков Александр Александрович (18491922), политический деятель, крупный землевладелец. В 190509 ярославский губернатор, член правой организации «Русское собрание» и его Совета (с 1914). В 190910 товарищ (заместитель) председателя Главного совета «Союза русского народа». С 1909 сенатор, с 1915 член Государственного совета (один из лидеров крайне правых), входил в Совет петроградских монархических организаций. С 1918 в эмиграции, председатель монархического Русского комитета и Русского общественного собрания (Берлин).
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Воин Анд. (1822-71) - гидрограф, контр-адмирал. Брат Н. А. Римского-Корсакова. В 1852-55 командовал эксп. на шхуне "Восток", во время к-рой произвел гидрографич. иссл. и съемки низовьев Амура, обследовал Татарский прол. и зап. берег Сахалина. В честь Р. К. назв. о-ва в Японском м.
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Ник. Анд. (1844-1908) - композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Проф. С.-Петербургской конс. (1871-1908). Член "Могучей кучки", один из худ. рук. Беляевского кружка. Работал в раз л. муз. жанрах, особое внимание уделял опере, программным симфонич. произв. Творчество Р. К. тесно связано с традициями рус. нар. песенности, обогащенной чертами украинского, кавказского, испанского и др. фольклора. Стремился к воссозданию в музыке первоистоков нац. культуры, использованию образов былин, нар. сказаний, введению духовных напевов. Р. К. активно претворяет в оперных и симфонических произв. напевы разных фольклорных жанров, расширяя звуковую палитру собственного мат-ла музыкально преображенными звуками природы. Это позволяет ему создать великолепные примеры "музыкальной живописи" ("Шехеразада", "Снегурочка"), приближающиеся по значимости к лучшим образцам муз. импрессионизма. Продолжая эпические традиции в рус. иск-ве М. И. Глинки, Р. К. создает былины ("Садко" - муз. картина и опера), легенды ("Сказание о невидимом граде Китеже"), сказки. Традиционные сказочные персонажи его произв. наделяются дополнительными чертами острой сатиры ("Золотой петушок"), карикатурности ("Кащей Бессмертный"), мягкого юмора ("Сказка о царе Салтане").
Центральное место в произв. Р. К. отводится жен. персонажам. С особой искренностью он воплощает образы кротких, духовно возвышенных героинь, наделенных особым свойством нравственной красоты (Ольга, Снегурочка, Марфа, Феврония), противопоставляя им образы сильные, страстные, неукротимые в своем стремлении к счастью (Купава, Любаша). Наряду с персонажами, вышедшими из рус. среды, внимание Р. К. привлекают и жен. "восточные" образы, претворенные композитором в условно-вост. стиле и отличающиеся неизменной роскошью и яркостью красок ("Шехеразада", Шемаханская царица).
Важным мотивом, проходящим через все творчество Р. К., становится тема иск-ва, его роли в судьбах отдельных людей и целых народов. Герои, олицетворяющие собой идею служения иск-ву, наделяются композитором особой значимостью, нравственной силой, способной смягчить ожесточенные сердца и разбудить в людях потребность в истинной красоте (Садко, Лель, Моцарт).
Высокая этичность, отличающая муз. произв. Р. К., является прямым продолжением его собственных жизненных принципов. После смерти М. П. Мусоргского (1881) и А. П. Бородина (1887) Р. К. много времени посвятил завершению и редактированию их произв., благодаря чему стало возможным исполнение "Хованщины", "Князя Игоря". Большое значение имела пед. деят-ность композитора, воспитавшего неск. поколений музыкантов. Практич. деят-ность композитора и педагога нашла отражение в созданных Р. К. "Учебнике гармонии" (1884) и "Основах оркестровки" (1908). Важную роль сыграли составленные Р. К. сборники рус. нар. песен, послужившие источником муз. тем для собств. произв. и для др. композиторов ("100 русских народных песен", "40 народных песен"). Незаурядный лит. талант Р. К. позволил ему стать не только либреттистом нек-рых своих опер, но и создать "Летопись моей музыкальной жизни" (1876-1906), отразившую целую эпоху рус. муз. культуры.
Лит.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 1-5. М., 1933-46; Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М., 1964.
Н. А. Римский-Корсаков (справа), А. К. Глазунов, А. К. Лядов. 1907
Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, создатель композиторской школы. Член «Могучей кучки», руководитель Беляевского кружка. В произведениях, связанных с миром сказки, народного быта, картинами природы, - мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала XX в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе, «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед Рождеством» (1894), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); для оркестра - «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888); романсы, обработки народных песен (в том числе, сборник «100 русских народных песен», 1877). Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871). Среди учеников - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906).
* * *
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич - РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) . Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) - российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член "Могучей кучки". Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844-1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов - "Пятерки", или "Могучей кучки". По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе.) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым и отдавал музыке все время, свободное от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины; однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого - руководителем Бесплатной музыкальной школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе - Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Очень популярен ряд фрагментов из этих опер - например, "Песня индийского гостя" из Садко или оркестровый "Полет шмеля" из Салтана. Римский-Корсаков - автор красочных симфонических произведений; среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Часто исполняются также Вторая симфония - Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургская губерния) 21 июня 1908.
ЛИТЕРАТУРА
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982 Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. М., 1988
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член "Могучей кучки". В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы, раскрываются живописно-изобразительный дар Римского-Корсакова, мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала 20 в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); оркестровые сочинения, в том числе "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888); романсы и др. Важное просветительское значение имела его дирижерская деятельность. Среди учеников - А.К. Глазунов, А.К. Лядов, И.Ф. Стравинский.