ПАВЕЛ - арх.-кем. паук.
павел
Толковый словарь Даля
Энциклопедический словарь
Па́вел (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленён римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнён около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.
Большой энциклопедический словарь
ПАВЕЛ I (1901-64) - король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-1922. С 1935 наследный принц.
Энциклопедия Кольера
Путешествия апостола Павла
СВ. (1 в. н.э.), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма. Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Его еврейское имя было Савл, и неизвестно, когда его стали называть римским именем Павел. Он получил строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме. Впервые услышав о христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался ожесточенным противником этого нового религиозного движения. Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. Впоследствии Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше - неофитам, обращенным из язычников, заслужив этим почетное прозвище "апостол язычников". После многих странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60-е годы в Риме. В Новом Завете сведения о жизни и апостольском служении Павла содержатся в посланиях апостола Павла и Деяниях апостолов. Исследователи Библии считают, что из 14 Павловых посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны сочинения каких-то других авторов - с целью подкрепить их авторитетность его именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, посланий к Галатам, к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и Послания к Титу чаще всего отрицается. Послание к Евреям, согласно почти всеобщему мнению, представляет собой сочинение неизвестного христианского автора 1 в. В этих посланиях Павел проявил себя как глубокий и самостоятельный мыслитель. Его идеи заложили основания всей христианской теологии. Павел был убежден, что до пришествия Христа Бог открывал себя евреям через патриархов и пророков и, кроме того, - через союз-завет, заключенный на горе Синай во времена Моисея, и что язычники имели более смутное представление о Боге, познавая его через его творение. Бог даровал Тору (Закон Моисеев), которая должна была регулировать жизнь и поведение евреев, между тем как язычников Бог одарил нравственным чувством - совестью. Смерть и воскресение Христа открыли новый этап в отношениях между Богом и человечеством: уверовав во Христа, люди получили возможность сделаться детьми Божьими по усыновлению, крестясь, принимая в себя Духа Святого и ведя христианскую жизнь. Христос для апостола Павла - это "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор 1:24), Бог, который "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек" (Флп 2:7). Павел мало что мог сказать о жизни и учении исторического Иисуса, которого он никогда не видел, однако придавал огромное значение его смерти. Вера Павла в предсуществование Христа (т.е. в то, что Христос существовал на Небесах до того, как вочеловечился и принял человеческий образ) в значительной степени подготовила позднейшее христианское учение о Троице, хотя его замечание о том, что Христос был превознесен Богом вследствие его смерти и воскресения, открывало также пути и для менее ортодоксальных (правоверных) христологических воззрений. Павел считал, что Тора, выполнив назначение, которое она имела в божественном плане мироустроения, утратила свою законодательную силу. Это убеждение послужило причиной ожесточенных споров Павла со многими христианами, уверенными в том, что еврейские законы, касающиеся обрезания, соблюдения субботы, а также ритуальных пищевых ограничений, должны по-прежнему неукоснительно соблюдаться. Еще более существенно, что, по мнению апостола Павла, нравственная жизнь христиан также должна покоиться на новом основании. Разумеется, таких преступлений, как убийство, воровство или прелюбодеяние, надлежит по-прежнему избегать, но вовсе не потому, что совершение их было бы нарушением заповедей, которые Бог дал Моисею. Павел верил, что обращение в христианство означает начало новой жизни, свободной как от оков греха, так и от оков закона, и что верующие должны вести добродетельную жизнь в силу того, что Бог произвел в их сердцах глубокую перемену. Поэтому он провозглашал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28). Учение о первородном грехе, в основе которого лежит рассказ Книги Бытия о грехопадении человека, было подробно разработано Августином, однако впервые его сформулировал апостол Павел. Для Павла концепция первородного греха - не столько пессимистический взгляд на человеческую природу, сколько один из элементов величественной картины, отображающей противоборство двух начал, действующих в человеческой жизни, - "падшей" природы и искупления через благодать, или смерти и воскресения. Эти два начала олицетворяются двумя родоначальниками человечества: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор 15:22). Павлу принадлежит концепция христианской церкви как единого "тела", "глава" которого - Христос, а "члены" - все христиане; эта идея оказала исключительно важное и широкое влияние на последующую христианскую мысль. Но, быть может, наиболее революционным явилось его представление о церкви как сообществе верующих, в котором не существует разделений по этническим, классовым или половым признакам: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Вместе с тем апостол Павел не был политическим или социальным революционером. На протяжении всей христианской истории сторонники политического консерватизма ссылались на его высказывание: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим 13:1). Он признавал институт рабства, который в его эпоху являлся неотъемлемой частью экономики Римской империи. Он признавал также институт брака, который в его времена основывался на безусловном подчинении жен своим мужьям. Хотя он часто с великим почтением и любовью упоминал о женщинах, способствовавших распространению Евангелия, ему принадлежат и такие слова: "Жены ваши в церквах да молчат" (1 Кор 14:34). Дискуссии, развернувшиеся вокруг этого учения апостола Павла в конце 20 в., показывают, с какой легкостью можно представить Павла либо "антифеминистом", либо (учитывая нравы его собственной эпохи), наоборот, "феминистом". Примечательно, что Павел не был ревностным сторонником брака. Сам он не был женат, и христианские поборники целибата как одного из средств, позволяющих сохранить свободу от мирских обязательств и ответственности, всегда ссылались на его слова о том, что, хотя в брачных узах и нет греха, воздерживающийся от вступления в брак поступает лучше (1 Кор 7). Исследователи христианской богослужебной практики обнаруживают в посланиях Павла бесценный источник сведений по ее истории. Он первым из христианских авторов описал совершение таинства евхаристии (1 Кор. 11:23-26), которое остается центром богослужения в Католической, Православной, Лютеранской и Англиканской церквах. Вместе с тем у него можно обнаружить описания харизматических феноменов - например, проповеди на незнакомых языках. Деяния апостолов содержат поразительный рассказ о жизни и делах апостола Павла. Впервые он появляется в этой книге при весьма драматических обстоятельствах в стихе 7:58, о его обращении в христианство повествуется в главе 9, а в главах 13-28 он становится центральным персонажем книги. Именно здесь сообщается о трех главных миссионерских путешествиях Павла: первом, в Малую Азию и на Кипр, и втором и третьем, в Малую Азию и Грецию, а также о его последнем путешествии в Рим, уже в качестве узника. Здесь же приводится блестящее описание и изложение проповеди, произнесенной Павлом в Афинах (Деян. 17:16-34). К сожалению, повествование обрывается еще до времени кончины Павла, заставляя строить догадки о последних событиях его жизни. Деяния апостолов служат ценной хронологической канвой, реконструировать которую, опираясь на послания, естественно, было бы невозможно. Однако, хотя считается, что автором Деяний был Лука, спутник и ученик Павла, Деяния рассматриваются как менее надежный источник для установления подлинного учения апостола Павла, нежели его собственные аутентичные послания. На протяжении всей истории Павла почитали в большей степени как богослова, чем как святого. В частности, Послание к Римлянам и сегодня рассматривается как памятник, имеющий исключительное значение для всей христианской мысли. По традиции, место погребения ап. Павла чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме.
День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Апостол Павел. Фрагмент росписи катакомбы Домициллы. Ок. 375. Рим.
ПАВЕЛ (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.
Поговорки
Павел Макаров. Жарг. мол. Шутл. Член рок-группы «Битлз» Пол Маккартни. АиФ, 1999, № 25.
Павел Семёнов. Жарг. мол. Шутл. Певец Пол Саймон. АиФ, 1999, № 25.
Святой Павел. Жарг. карт. Валет (игральная карта). Балдаев 2, 31; ТСУЖ, 158; ББИ, 219; Грачев 1997, 42; Мильяненков, 228.
Афоризмы
Павел
Когда язычники, не имеющие закона (Божия), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят на нас и говорят, будто мы так учим?
Где нет закона, нет и преступления.
… От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда.
Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Если Бог за вас, кто против вас?
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят.
Мудрость мира сего есть безумие перед Богом.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Знание надмевает, а любовь назидает.
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
… Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; (…) Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.
Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
Худые сообщества развращают добрые нравы.
Буква убивает, а дух животворит.
Где Дух Господень, там свобода.
Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Не обманываетесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Для чистых все чисто.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
Словарь русского арго
ПАВЕЛ, -вла, ПАВЕЛЮЖНИК, -а, ПАВЛЮГИН, -а, м., ПАВЛЮГА, -и, ПАВЛЮЖКА, -и, ж., ПАВЕЛЮГА, -и, м. и ж, собств.
Павелецкий вокзал в Москве, а также Павелецкая железная дорога, «павелецкое направление».
По Павлюге сорок верст.
Орфографический словарь
Синонимы к слову павел
сущ., кол-во синонимов: 12
апостол (22)
имя (1104)
павка (1)
павлик (1)
палыч (1)
паук (49)
паха (1)
паша (5)
первоверховный (2)
пол (9)
савл (1)
саул (1)
маленький; Павелка, Павлик, Павлуня, Павлуся, Павлуха, Павлуша, Павля, Павлюка, Павлюкаша, Паша, Пашуня, Пашута, Пашуха, Паня, Панюта, Панюха, Панюша, Паняша, Паля, Палюня, Павка, Пол, Палыч; Савл, Саул
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Па́вел
род. п. Па́вла, др.-русск., ст.-слав. Павьлъ Παῦλος (Клоц., Супр.). Из греч. Παῦλος от лат. Paulus. Диал. па́вел "паук", арханг. (Подв.), из па(в)у́к под влиянием имени собств.
Словарь русских имен
-вла, м.
Отч.: Па́влович, Па́вловна; разг. Па́влыч.
Производные: Па́велка; Па́влик; Павлу́ня (Павлю́ня); Павлу́ся (Павлю́ся); Павлу́ха; Павлу́ша; Па́вля; Павлю́ка; Павлюка́ша; Па́вша; Па́ва; Па́ха; Па́ша; Паша́та; Пашу́ня; Пашу́та; Пашу́ха; Па́ня (Па́на); Паню́та; Паню́ха; Паню́ша; Паня́ша; Па́ля; Палю́ня (Палу́ня).
[Лат. paulus - маленький.]
† 5 янв., 23 янв., 27 янв., 28 янв., 6 февр., 1 марта, 17 марта, 20 марта, 23 марта, 29 марта, 30 марта, 9 апр., 19 апр., 29 апр., 16 мая, 31 мая, 4 июня, 10 июня, 16 июня, 21 июня, 9 июля, 11 июля, 12 июля, 14 июля, 29 июля, 10 авг., 12 авг., 30 авг., 10 сент., 12 сент., 23 сент., 8 окт., 16 окт., 17 окт., 23 окт., 4 нояб., 19 нояб., 11 дек., 20 дек., 28 дек.
50 популярных имён и их толкование
Имя происходит от латинского слова "паулюс", означающего "маленький'.
Павел -- добрый и отзывчивый ребенок. Он с большим желанием будет помогать матери ухаживать за младшим братом или сестренкой. Никогда не нарушит запретов взрослых и будет убеждать своих друзей не переступать рамки дозволенного. С возрастом у Павла еще больше проявится способность к сопереживанию, сочувствию. Люди смогут ему доверить свои тайны. Павел склонен пофилософствовать и нередко профессию выбирает соответственно своему спокойному характеру. Коллеги по работе будут ценить в Павле трудолюбие, надежность и способность в любой момент прийти на выручку товарищу. Выполняет свою работу так, что ни подгонять, ни заставлять его не надо. Павел всегда воспользуется возможностью заработать дополнительные деньги, но только если это не потребует от него нарушения размеренного уклада жизни. В характере Павла нет ничего слишком яркого и выдающегося, и отношения с женщиной у него, как правило, ровные и теплые. Он не способен испытывать страстные и бурные чувства. Оказывает помощь жене по дому, большое внимание уделяет воспитанию детей. Предпочитает принимать гостей у себя, чем ходить самому в гости. Пьет Павел в меру, за столом не проявляет сильных эмоций.
Удачным будет брак с Верой, Диной, Екатериной, Елизаветой, Зинаидой, Майей, Серафимой, Софьей, Эльвирой. Трудным брак может оказаться с Анджелой, Дарьей, Натальей, Ниной, Татьяной, Юлией.
Словарь имён
-вла, муж.
Отч.: Павлович, Павловна; разг. Павлыч.
Производные: Павелка; Павлик; Павлуня (Павлюня); Павлуся (Павлюся); Павлуха; Павлуша; Павля; Павлюка; Павлюкаша; Павша; Пава; Паха; Паша; Пашата; Пашуня; Пашута; Пашуха; Паня (Пана); Панюта; Панюха; Панюша; Паняша; Паля; Палюня (Палуня).
Происхождение: (Лат. paulus - маленький.)
Именины: 5 янв., 23 янв., 27 янв., 28 янв., 6 февр., 1 марта, 17 марта, 20 марта, 23 марта, 29 марта, 30 марта, 9 апр., 19 апр., 29 апр., 16 мая, 31 мая, 4 июня, 10 июня, 16 июня, 21 июня, 9 июля, 11 июля, 12 июля, 14 июля, 29 июля, 10 авг., 12 авг., 30 авг., 10 сент., 12 сент., 23 сент., 8 окт., 16 окт., 17 окт., 23 окт., 4 нояб., 19 нояб., 11 дек., 20 дек., 28 дек.
Словарь имён и отчеств
Па́вел, -вла, муж.
лат. paulus - маленький
отч. Па́влович, Па́вловна; разг. Па́влич
Производные: Па́велка, Па́влик, Павлу́ня (Павлю́ня), Павлу́ся (Павлю́ся), Павлу́ха, Павлу́ша, Па́вля, Павлю́ка, Павлюка́ша, Па́вша, Па́ва, Па́ха, Па́ша, Паша́та, Пашу́ня, Пашу́та, Пашу́ха, Па́ня (Па́на), Паню́та, Паню́ха, Паню́ша, Паня́ша, Па́ля, Палю́ня (Палу́ня)
Именины: 05.01, 23.01, 27.01, 28.01, 06.02, 01.03, 17.03, 20.03, 23.03, 29.03, 30.03, 09.04, 19.04, 29.04, 16.05, 31.05, 04.06, 10.06, 16.06, 21.06, 09.07, 11.07, 12.07, 14.07, 29.07, 10.08, 12.08, 30.08, 10.09, 12.09, 23.09, 08.10, 16.10, 17.10, 23.10, 04.11, 19.11, 11.12, 20.12, 28.12
Именины
Малый, маленький (лат.) и Римское родственное имя.
5 января (23 декабря) - святитель Павел, епископ Неокесарийский и праведный Павел, сотрудник учителей Словенских.
23 (10) января - преподобный Павел Комельский, или Обнорский (Рус.).
27 (14) января - преподобный Павел.
28 (15) января - #341 г. Преподобный ИОАНН КУЩНИК
#V в. => преподобный Павел Фивейский.
6 февраля (24 января), 1 марта (16 февраля) и 17 (4) марта - мученик Павел.
20 (7) марта - святитель Павел, исповедник, епископ Прусиадский и преподобный Павел Препростой.
23 (10) марта - мученик Павел.
29 (16) марта - праведный Павел.
30 (17) марта - преподобный Павел.
9 апреля (27 марта) - святитель Павел, епископ Коринфский.
19 (6) апреля - мученик Павел Русский (Рус.) и преподобный Павел, первый игумен Студийский.
29 (16) апреля - праведный Павел.
16 (3) мая - мученик Павел Виленский (Рус.).
31 (18) мая - мученик Павел.
4 июня (22 мая) - преподобномученик Павел Пелопонесский.
10 июня (28 мая) и 16 (3) июня - мученик Павел.
21 (8) июня - мученик Павел Каиюмский.
9 июля (26 июня) - мученик Павел Римский.
11 июля (28 июня) - преподобный Павел врач.
12 июля (29 июня) - апостол Павел (и апостол Петр).
14 (1) июля - праведный Павел.
29 (16) июля - мученик Павел.
10 августа (28 июля) - преподобный Павел. Ксиропотамский.
12 августа (30 июля) - святитель Павел, епископ.
30 (17) августа - мученик Павел.
10 сентября (28 августа) - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) - святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский.
23 (10) сентября - святитель Павел, епископ Никейский и преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
8 октября (25 сентября) - мученик Павел Дамасский.
16 (3) октября - мученик Павел.
17 (4) октября - преподобный Павел Препростой.
23 (10) октября - преподобномученик Павел Зографский.
4 ноября (22 октября) - преподобный Павел Ростовский (Рус.).
19 (6) ноября - святитель Павел исповедник, патриарх Константинопольский и блаженный Павел Коринфский.
11 декабря (28 ноября) - мученик Павел
20 (7) декабря - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
28 (15) декабря - преподобный Павел Латрийский.
Сканворды для слова павел
- Какой император заимствовал так называемый «гусиный шаг», введённый в Пруссии императором Фридрихом II Великим?
- «Гатчинский Император».
- Русский император, заказавший строительство Михайловского замка.
- Имя адмирала Нахимова.
- Отец императора Александра I.
- Русский монарх, вошедший на престол в самом пожилом возрасте.
- Какого имератора прозвали русским Гамлетом?
- Этот российский император правил 4 года 4 месяца и 4 дня.
- Российский император, убитый в Михайловском замке.
- Единственный русский император, объявивший себя и главой государства, и главой церкви.
- Его убийство было последним «дворцовым переворотом» в истории русской монархии.
- Старший сын Екатерины II.
- Имя литературного Чичикова.
- Имя кинорежиссёра Лунгина.
- Имя сказочника Бажова.
- Русский тёзка итальянского Паоло.
- Христианское имя апостола Савла.
- «Пётр и ... час убавил».
- Имя актёра Луспекаева.
- Имя актёра Кадочникова.
- Имя актёра Майкова.
- Имя телеведущего Глобы.
- Имя хоккеиста Буре.
- Кто из апостолов является автором фразы «Неисповедимы пути Господни»?
- Какой император путешествовал со своей супругой по Европе под именем граф Северный?
- Его имя означает - «маленький».
- Мужское имя.
- Даже накануне казни он не унимался, строча свои послания - в частности, второе послание Тимофею.
- Фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный ...».
- Спасаясь от бури на Мальте, этот апостол обратил в христианство римского наместника и будущего епископа Публия.
- Имя чешского писателя Когоута.
- Персонаж романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
- Имя главного героя романа Максима горького «Мать».
- Имя русского фольклориста Шейна.
- Имя русского художника Сведомского.
- Как оказалось, сцена падения с лошади этого апостола во время преследования христиан из Дамаска, существует лишь на картинах Караваджо.
- Имя русского изобретателя Яблочкова.
- Имя писателя Бляхина.
- Макарий Великий утверждает, что после отсечения головы из шеи этого апостола вместо крови полилось молоко.
- Имя болгарского поэта Матева.
- Имя молдавского поэта Боцу.
- Пьеса австрийского писателя Франца Верфеля «... у иудеев».
- Персонаж оперы Сергея Слонимского «Виринея».
- Персонаж оперы Кирилла Молчанова «Ромео, Джульетта и тьма».
- Герой Вахтанга Кикабидзе в фильме «Мелодии Верийского квартала».