ОБРАЗОБОРЬЦ|Ь (1*), -А с. Иконоборец:
к͠и о оглагольницѣхъ хрьсти˫аньскыихъ образоборьцихъ. КЕ XII, 13б.
прил., кол-во синонимов: 25
заложивший основы (14)
заложивший фундамент (14)
изощривший (9)
наладивший (60)
намывший (14)
натренировавший (7)
организовавший (48)
основавший (19)
положивший начало (15)
построивший (57)
прогрызший (4)
проделавший (32)
проколупавший (5)
проложивший (22)
развернувший (40)
развивший (28)
сбивший (70)
сколотивший (15)
создавший (101)
сорганизовавший (21)
составивший (40)
составлявший (38)
сформировавший (26)
устроивший (92)
учредивший (18)
прил., кол-во синонимов: 6
выдавшийся (26)
выдвинувшийся (30)
выпучившийся (12)
выпялившийся (10)
выпятившийся (16)
выступивший (53)
прил., кол-во синонимов: 9
блокировавшийся (24)
вступивший в блок (10)
вступивший в союз (11)
кооперировавшийся (18)
объединившийся (39)
организовавший союз (10)
организовавшийся (38)
сгруппировавшийся (22)
создавший союз (10)
прил., кол-во синонимов: 33
возникавший (108)
возникнувший (88)
вошедший в колею (12)
вошедший в русло (13)
вскочивший (20)
выработавшийся (25)
наладившийся (33)
наплывной (5)
наслоившийся (3)
обошедшийся (27)
образовывавшийся (42)
обретшийся (6)
основавшийся (16)
поделавшийся (16)
подобравшийся (26)
получившийся (28)
пошедший на лад (11)
появившийся (135)
прогрызшийся (5)
проделавшийся (14)
проколупавшийся (3)
сделавшийся (35)
сложившийся (59)
собравшийся (93)
создавшийся (41)
составившийся (31)
соткавшийся (8)
сформировавшийся (38)
уладившийся (19)
устроившийся (70)
утрясшийся (15)
учредившийся (9)
I ср.
1. процесс действия по гл. образовывать I, образовать II
2. Результат такого действия; то, что возникает или возникло в результате какого-либо процесса; возникновение, формирование или создание чего-либо.
отт. Основание, организация чего-либо.
3. Характер, тип сложения чего-либо.
II ср.
1. процесс действия по гл. образовывать II, образовываться II
2. Результат такого действия; глубокие и систематизированные знания как одна из стратегических сфер государства; обучение, просвещение.
3. Совокупность знаний, полученных в таком процессе.
4. Уровень, степень познания; образованность.
III ср. устар.
1. процесс действия по гл. образовать I
2. Результат такого действия.
ОБРАЗОВА́НИЕ - [возникновение] сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? образова́ния, чему? образова́нию, (вижу) что? образова́ние, чем? образова́нием, о чём? об образова́нии; мн. что? образова́ния, (нет) чего? образова́ний, чему? образова́ниям, (вижу) что? образова́ния, чем? образова́ниями, о чём? об образова́ниях
1. Образованием называют процесс создания единого целого путём слияния, объединения того, что ранее существовало раздельно.
Образование нового партийного блока существенно повлияло на расстановку политических сил в стране. | Тесное сотрудничество этих предприятий привело к образованию крупного объединения.
2. Днём образования чего-либо называют тот день, в который существование чего-либо было законодательно оформлено каким-либо документом (приказом, указом и т. п.).
1 июля отмечается День образования Канады.
3. Образованием называют процесс возникновения, формирования чего-либо под воздействием каких-либо внешних факторов, условий и т. п.
С эволюцией звёзд связано образование многих химических элементов. | Во время снегопада возникает опасность образования снежных лавин. | Прохладная вода усиливает расход энергии на образование тепла. | Вулканическая деятельность привела к образованию гор.
4. Образованием называют то, что возникло в результате какого-либо процесса, протекающего в природе, организме человека и т. п.
Жемчуг - это округлое известковое образование, которое находят в раковинах морских и пресноводных моллюсков. | У больного обнаружено злокачественное образование в области мозга.
[знания] сущ., с., употр. нечасто
Морфология: (нет) чего? образова́ния, чему? образова́нию, (вижу) что? образова́ние, чем? образова́нием, о чём? об образова́нии; мн. что? образова́ния, (нет) чего? образова́ний, чему? образова́ниям, (вижу) что? образова́ния, чем? образова́ниями, о чём? об образова́ниях
1. Образованием называют процесс приобретения новых знаний, навыков, необходимых вам для развития вашей личности или для освоения какой-либо профессии.
Получив аттестат об окончании средней школы, многие подростки считают своё образование законченным. | В России не так уж много людей, способных платить за образование своих детей. | Для человека умного образование длится всю жизнь.
2. Образованием называют совокупность знаний, навыков, полученных в каком-либо учебном заведении.
Несмотря на высшее образование, она работала машинисткой в редакции. | Брат мой математик по образованию. | У вас медицинское образование? | Без образования в наши дни не проживешь. | Отец мечтал дать своим детям блестящее образование.
3. Человеком без образования называют того, кто никогда нигде не учился.
Дед мой был совсем без образования, даже писать не умел.
ОБРАЗОВА́НИЕ, образования, ср.
1. только ед. Действие по гл. образовать-образовывать и образоваться-образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование литературного вкуса.
2. То, что создалось, образовалось в результате какого-нибудь процесса (книжн.). Горные образования. Жировые образования под кожей.
3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. «Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием.» Чернышевский. «Граждане СССР имеют право на образование.» Конституция СССР.
4. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Общее образование. (см. общий). Специальное образование. Пополнить свое образование. Получить образование. Среднее образование. Высшее образование. Техническое образование. Политическое образование.
ОБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср.
1. см. образовать 1, -ся.
2. То, что образовалось из чего-н. Вулканические образования. Жировое о.
II. ОБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср.
1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. Право на о. Народное о.
2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Дать о. кому-н. Получить о. Начальное, среднее, высшее, специальное о.
| прил. образовательный, -ая, -ое. О. ценз (спец.).
Образование
I -я, с.
1) только ед. Создание, учреждение, организация чего-л.
Образование новых государств.
Образование музея.
Синонимы:
основа́ние, устро́йство, формирова́ние
2) только ед. Появление, возникновение чего-л.
Образование кучевых облаков.
Образование дюн.
Образование кристаллов.
Образование тканей.
Море тоже принимало участие в образовании этой полосы земли (Арсеньев).
Синонимы:
появле́ние, формирова́ние
3) (обычно какое) То, что образовалось, создалось в результате какого-л. процесса.
Естественное образование.
Горные образования.
Жировое образование.
Доброкачественное образование.
Родственные слова:
образова́ть, образова́ться, парообразова́ние, словообразова́ние, ценообразова́ние, преобразова́тель
Этимология:
По одной этимологической версии является словообразовательной калькой немецкого Bildung, возникшей в русском литературном языке в XIX в. По другой - в этом знач. слово известно уже в старославянском языке.
II -я, только ед., с.
1) Процесс усвоения систематизированных знаний.
Помочь в образовании.
Дополнительное образование.
Ему легко дается образование.
Самообразование - лучшее продолжение образования.
Синонимы:
подгото́вка, самоподгото́вка, учеба, уче́ние
2) Обучение, просвещение.
Отдел народного образования.
Право на образование.
Реформа школьного образования.
Образование молодежи.
Бесплатное образование.
Формы образования.
Синонимы:
подгото́вка, преподава́ние
3) Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Дать образование.
Получить образование.
Высшее образование.
Специальное образование.
Гуманитарное образование.
Техническое образование.
А в "чем-то", несмотря на разницу образования, люди все-таки понимают друг друга. И это "что-то" существует вне науки, образования, воспитания (Пришвин).
Синонимы:
образо́ванность, просвещенность, разносторо́нность, ученость, эруди́ция (книжн.)
Родственные слова:
образо́ванный, самообразова́ние, профобразова́ние
Этимология:
см. образование I
ОБРАЗОВА́НИЕ1́, -я, ср
Процесс получения, усвоения человеком систематизированных знаний и навыков в специально предназначенных для этого учебных, образовательных заведениях, учреждениях, реже путем самостоятельных занятий или с чьей-л. помощью;
Син.: учеба.
Бывают минуты, когда я готов даже пожать руку, обагренную кровью, и потолковать с благодушным Петром Егорычем о религии, урожае, народном образовании… (Ч.).
ОБРАЗОВА́НИЕ2́, -я, ср
Совокупность знаний, умений, навыков и т.п., полученных человеком в результате обучения.
Вы говорите, что все что вы хотите, чтобы девочка получила от школы, это - хорошее образование (Наб.).
"ОБРАЗОВАНИЕ" - российское издательство, 1909-30, Санкт-Петербург - Ленинград. Учебники, научная, научно-популярная и методическая литература, главным образом по естественным наукам.
-----------------------------------
ОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.
1)
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. образовать 1 и образоваться 1.
Образование государства. Образование водяных паров.
◊
Море тоже принимало участие в образовании этой полосы земли. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.
2. То, что образовалось, создалось в результате какого-л. процесса.
Горные образования. Жировые образования.
2)
-я, ср.
1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение.
Право на образование. Народное образование.
◊
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Ленин, Задачи союзов молодежи.
2. обычно с определением. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Среднее образование. Специальное образование. Дать детям образование. Получить техническое образование.
◊
[Воронцов] был среди русских высших чиновников человек редкого в то время европейского образования. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.
ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. По характеру усваиваемых знаний и навыков образование подразделяется на общее и профессиональное; по сложности образовательных программ - на уровни: начальное, базовое, полное. Общее образование включает дошкольное и школьное (начальное, неполное среднее или основное, полное среднее). Школьное образование в течение 8-10 лет (основное) в большинстве стран законодательно установлено как обязательное. Профессиональное образование рассматривается как по преимущественной направленности (гуманитарное, естественно-научное, техническое и др.), так и по приобретаемой квалификации: начальное (профессионально-техническое), среднее (среднее специальное), высшее, последипломное. Для удовлетворения образовательных потребностей действуют системы образования - совокупность преемственных образовательных программ и официальных стандартов общего и профессионального образования, реализующих их государственных и частных образовательных учреждений, а также соответствующие органы управления. Образование может быть получено также путём самообразования.
(греч. . τύπος) прообразование; (греч. έμφερεία) изображение.
Образование, ия, ср.
1. Обучение, просвещение.
* Народное образование.
Система воспитательных, учебньгх и культурно-просветительных учреждений, мероприятий и органов управления ими. БЭС, 866. + МАС, т. 2, 560.
•Внешкольное образование.
Распространение знаний культурно-просветительными учреждениями (библиотеки, школы, народные университеты, народные дома и др.). МСЭ.т. 1,315.
2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
* Высшее образование.
Знания, квалификация, получаемые в высшем учебном заведении. БСЭ, 258. + Верещагин, Костомаров, 1976, 85.
* [Общее] среднее образование.
Уровень знаний, получаемых в средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и средних профессионально-технических училищах. БЭС, 1263.
• Основные пути получения общего среднего образования в СССР - обучение в общеобразовательной средней школе, в техникуме, в среднем профессионально-техническом училище. КПСП, 160. + Верещагин, Костомаров, 1976, 85.
•Всеобщее среднее образование.
• В 70-х г. в СССР завершен переход к всеобщему среднему образованию. БЭС, 1263.
* Незаконченное высшее образование.
Образование в объеме 3 курсов высшего учебного заведения. Верещагин, Костомаров, 1976, 85.
ОБРАЗОВАНИЕ -
обучение. Термин «образование», охватывающий то, чему мы учимся, уже, чем термин «воспитание», акцентирующийся на идее формирования личности. Различают общее образование (общее образование) и специализированное образование, выбирающее ту или иную профессию.
Образование
(education), передача знаний и личного опыта посредством обучения или примера. Такие несхожие мыслители, как Платон и Маркс, доказывали, что О. позволяет людям изменить свою жизнь. О. также способствует развитию всего об-ва. Установлено, что там, где взрослые имеют хотя бы неск. классов О., семьи обычно невелики, дети более здоровы, а труд часто более продуктивен (человеческий капитал, образование и развитие). Образованный человек имеет более высокий социальный статус, ему легче получить высокооплачиваемую и разнообразную работу. Система О. обычно включает дошкольное, нач., ср. и высшее О. Всеобщее, в т.ч. гос., О. опирается на давние традиции независимого образования. В последние годы возросло значение О. для взрослых (продолжение образования) и профессионального образования.
Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение
Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрость * Невежество * Образование * Ум * Учение
Образование -
Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами. -
Сервантес Мигель де (Cervantes).
Образование создает разницу между людьми. -
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения. -
Кант Иммануил (Kant)
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. -
Кроме высшего образования надо иметь хотя бы среднюю сообразительность. -
Образование ума не прибавляет. -
Университет развивает все способности, в том числе и глупость. -
Образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. - Д. Хиббен
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. -
Дистервег (Diesterweg)
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. -
Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными. -
Монтень (Montaigne)
Тесен мир, мозг же человека необъятен. -
Шиллер Фридрих. Schiller.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. -
Сенека (Seneca)
Университет - учреждение, предназначенное для того, чтобы дети поднялись на более высокую ступень в обществе, чем их родители. -
Менкен Генри (Mencken)
Упражнения рождают мастерство. -
Тацит (Tacitus)
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. -
Руссо Жан Жак (Rousseau)
Силу уму придают упражнения, а не покой. -
Поп Александр (Роре)
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. -
Грамматик может быть весьма плохим автором; хороший автор - плохим грамматиком. -
Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили. -
Эйнштейн Альберт (Einstein).
Образованный человек тем и отличается от нобразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. -
Образование - то, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний. -
Бирс (Bierce)
Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу. -
Харрис Сидни (Harris)
Главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания. - К. Хан
Образование - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему. - Д. Пибоди
Образование делает хорошего человека лучше, а плохого - хуже. -
Фуллер Томас (Fuller) (1608 - 1661)
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума. -
Шопенгауэр (Schopenhauer)
Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия. - Э. Эверетт
Каждый человек достигает в своем образовании такой точки, когда начинает понимать, что зависть - это невежество, а подражание - самоубийство. -
Эмерсон Ралф (Emerson)
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование - это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.
Джордж Галифакс (XVIII в.)
Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто.
Б. Ф. Скиннер (XX в.)
Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя.
Вирджиния Хадсон
Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.
Карл Краус
Образование позволяет нам жить, не особенно напрягая ум.
Алберт Эдуард Уиггам
Образование - это процесс метания фальшивого бисера перед натуральными свиньями.
Приписывается Ирвину Эдману
Образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству.
Джордж Мур
Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка.
Лоренс Питер
Образование стоит денег. Невежество - тоже.
Клаус Мозер
Только образованный хочет учиться; невежда предпочитает учить.
Эдуар Ле Беркье
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первоначального отпечатка.
Эдм Пьер Бошен
Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.
Лина Марса
Лучшее в мире образование - полученное в борьбе за кусок хлеба.
Уэнделл Филлипс
Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет.
Бенджамин Франклин
Образование позволяет нам зарабатывать больше, чем деятели образования.
Американское изречение
То, чему мы учились в школах и университетах, - не образование, а только способ получить образование.
Ралф Эмерсон
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.
Английская пословица
Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
Генри Хаскинс
Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка.
Анаксагор
Нужно много учиться, чтобы немногое знать.
Шарль Монтескье
Нечитающие не имеют преимуществ над не умеющими читать.
В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью; и учимся для школы, а не для жизни.
Сенека
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Женщина должна быть образованной, но не должна быть ученой.
Жюли де Леспинасс
Хорошее образование должно оставлять желать лучшего.
Алан Грегг
Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
Иоганн Вольфганг Гёте
Не показывай свою образованность, не для того тебя учили.
Григорий Яблонский
Образованный человек может всю ночь переживать из-за того, что дураку и не снилось.
Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.
Карл Краус
Есть люди настолько хорошо образованные, что могут заставить вас скучать на любую тему.
Век живи - век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Козьма Прутков
(см. ВЫСШАЯ ШКОЛА), (см. ИНТЕЛЛИГЕНТЫ), (см. ШКОЛА)
образова́ние, образова́ния, образова́ний, образова́нию, образова́ниям, образова́нием, образова́ниями, образова́нии, образова́ниях
сущ., кол-во синонимов: 194
агрообразование (1)
биостром (1)
бусообразование (1)
вариоль (1)
вихреобразование (1)
возникновение (14)
волнообразование (1)
газообразование (1)
галлообразование (1)
гетеротопия (1)
глееобразование (1)
глинообразование (1)
градула (1)
грибообразование (1)
дегтеобразование (2)
дымообразование (1)
желвак (14)
желчеобразование (1)
жирообразование (1)
звукообразование (1)
зевообразование (1)
золообразование (1)
зонообразование (1)
инообразование (1)
ионообразование (1)
искрообразование (1)
камнеобразование (1)
кинообразование (1)
кодообразование (1)
коксообразование (1)
конкреция (8)
кораллит (1)
коркообразование (1)
корнеобразование (1)
костеобразование (1)
кровеобразование (2)
кровообразование (2)
кумулит (1)
лакообразование (1)
ливнеобразование (1)
ломообразование (1)
медиаобразование (1)
мостообразование (1)
мочеобразование (1)
налаживание (30)
намыв (7)
намывание (4)
намывка (4)
начитанность (6)
нефтеобразование (1)
новообразование (10)
образованность (20)
обучение (42)
организация (82)
основание (85)
палингенез (2)
педейя (2)
пелета (4)
пенообразование (2)
первообразование (1)
петлеобразование (1)
плодообразование (1)
плюска (1)
порообразование (1)
появление (13)
происхождение (26)
проложение (5)
просвещение (10)
просвещенность (12)
профобразование (1)
пылеобразование (1)
расообразование (1)
рождение (27)
рудообразование (1)
руслообразование (1)
сажеобразование (1)
сводообразование (1)
скалообразование (1)
словообразование (8)
слогообразование (1)
слоеобразование (1)
слюдообразование (1)
смесеобразование (2)
смолообразование (3)
создание (67)
сортообразование (1)
составление (32)
спорообразование (1)
стадообразование (1)
сталагмит (5)
сталагнат (2)
сталактит (8)
становление (7)
строительство (58)
стяжение (6)
торфообразование (1)
углеобразование (1)
узлообразование (1)
устройство (117)
учреждение (45)
фондообразование (1)
формирование (42)
формообразование (1)
холмообразование (1)
ценообразование (2)
циклизация (2)
шлакообразование (2)
шламообразование (1)
шлир (4)
шугообразование (1)
шумообразование (1)
эфирообразование (1)
языкообразование (1)
яйцеобразование (1)
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ, обучение, просвещение, учение и ученье, учеба
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, просветительный, учебный
УЧИТЬСЯ, заниматься, обучаться
Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство.
См. воспитание...
1.
Syn: воспитание, обучение, просвещение, учение
2.
Syn: генерация, получение, создание, формирование, основание, организация, учреждение
дать образование => действие
дать хорошее образование => действие
касаться образования => непрямой объект, касательство
наблюдается образование => существование / создание, субъект, восприятие
образование получить => действие, объект
получать высшее образование => действие, объект, начало
получать образование => действие, объект
получить высшее образование => действие, объект
получить образование => действие, объект
получить прекрасное образование => действие, объект
получить хорошее образование => действие, объект, начало
получить юридическое образование => действие, объект
предотвратить образование => действие, Neg, факт
продолжать образование => действие, объект, продолжение
продолжить образование => действие, продолжение
происходит образование => действие, субъект
способствовать образованию => содействие
ОБРАЗОВА́НИЕ.
Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения О. - обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в общественнотрудовой деятельности. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее О. (начальное и среднее) - дает знания, навыки, необходимые каждому человеку независимо от будущей специальности, профессии, и специальное О. - дает знания, навыки, умения, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В ходе получения О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, навыков и умений, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., опирающаяся на национальные и мировые исторические традиции, а также на учет возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.
По всей видимости, было образовано как калька с немецкого, где Bildung от глагола bilden - "образовывапЛ.
Считается словообразовательной калькой нем. Bildung, возникшей в русск. литер, яз. в XIX в., хотя в этом значении слово известно уже в ст.-ел. яз.
- Недоосиленное высшее.
- Это то, что остаётся, когда всё выученное забыто.
- Получение знаний в школе.
- Высшее, получаемое в университете.
- Что получают в вузе?
- Процесс формирования чего-либо.
- Буква О в ПБОЮЛ.
- Вторая О в РОНО.
- Фильм Джона Синглтона «Высшее ...».
ОБРАЗОВАНИЕ (процесс развития) - ОБРАЗОВА́НИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение (см. ОБУЧЕНИЕ) и самообразование.
▲ объект
образование - составной, сложный объект (жировые образования. возникло #. см. ущелье).
соединение - группа предметов, связанных чем - л, существующих как одно целое (# какое).
комбинация - соединение без учета порядка.
▼ механическое соединение, поликристаллы, сообщество, КОЛЛЕКТИВ
группа, который, находиться в (состоянии), взаимозависимость
Образование и развитие
(education and development), связь между гос. образованием и социально-эконом. развитием. Исследования показывают, что для эффективного социального и эконом, развития необходимы инвестиции в образование. Мн. экономисты полагают, что устойчивый эконом, рост возможен только при уровне грамотности 30-40%. Однако для достижения такого уровня необходимо иметь нач. образование, а в бедных странах половина детей вынуждена прерывать обучение, не овладев самыми элементарными знаниями. Уменьшение показателя кол-ва детей в семье также связано с повышением уровня образования. В развивающихся странах грамотность взрослых в целом возросла, а во мн. странах Лат. Америки и Азии увеличились показатели зачисленных в нач. и ср. школу. С др. стороны, зачастую из-за эконом, трудностей, в большинстве беднейших стран мира бюджеты образования существенно урезаются. Детский фонд ООН признал системы образования в нек-рых из этих стран практически разрушенными. Мн. специалисты считают, что попытки создания систем образования в беднейших странах по образцу богатых привели к серьезным осложнениям в финансировании: недостатку ср-в для нач. и профессионального образования и их избытку для высшего образования. Согласно данным Всемирного банка, каждый доллар, вложенный в нач. образование, равно как и в высшее, в ср. вдвойне окупается в рез-те увеличения производительности труда, улучшения здоровья и благосостояния граждан страны.
ОБРАЗОВАНИЕ СССР - ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), будучи унитаристом (см. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО), как Маркс (см. МАРКС Карл) и Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма (см. ФЕДЕРАЦИЯ), правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения (см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ), был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.
Образование РСФСР
Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (см. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА) и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи - РСФСР.
В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК. (см. ВЦИК)
Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.
РСФСР и другие республики - пути их сближения
Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.
С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.
Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.
Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах - как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.
Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.
После снятия блокады Антанты (см. АНТАНТА) РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина - с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции (см. ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.
Борьба по поводу формы построения нового союза
К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик - Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.
Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.
Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).
30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР и 33 - от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР - добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно - она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.
ж.
1. Уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.
2. Просвещенность, культура.
ОБРАЗО́ВАННОСТЬ, образованности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к образованный во 2 знач.; степень, наличие образования (в 4 знач.), культурность. «Какую историю мог я написать с моей жалкой образованностью?» Пушкин. «Литература вообще всегдашний спутник образованности.» Добролюбов. «Образованность свою хочет показать.» Чехов.
ОБРАЗО́ВАННЫЙ, -ая, -ое; -ан. Получивший, имеющий образование 2 (во 2 знач.), имеющий разносторонние знания. Образованная женщина.
-и, ж.
Свойство по знач. прил. образованный; степень образования2 (во 2 знач.).
Он оказывал мне некоторое покровительство, как человеку, способному оценить его образованность и знание света. Тургенев, Странная история.
образо́ванность, образо́ванности, образо́ванностей, образо́ванностям, образо́ванностью, образо́ванностями, образо́ванностях
сущ., кол-во синонимов: 20
вежество (3)
грамотешка (6)
интеллигентность (10)
культура (59)
культурность (10)
начитанность (6)
образование (194)
производность (2)
просвещение (10)
просвещенность (12)
развитость (11)
умственность (11)
ученость (19)
цивилизованность (11)
энциклопедизм (3)
ОБРАЗОВАННОСТЬ
ОБРАЗОВАННОСТЬ, начитанность, образование, просвещенность, энциклопедизм, эрудированность, эрудиция, разг. уче-
ность
УЧЕНЫЙ, энциклопедист, эрудит
ОБРАЗОВАННЫЙ, высокообразованный, начитанный, просвещенный, эрудированный, разг. ученый
См. образование...
I м. разг.
Тот, кто получил образование, обладает образованием [образование II 2.].
II прил.
1. Получивший образование II 2., обладающий образованием; просвещенный, культурный.
2. Находящийся на определённом уровне развития культуры, знаний; отличающийся высокой степенью просвещения и культуры (о стране, народе, государстве).
ОБРАЗО́ВАННЫЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: образо́ван, образо́ванна, образо́ванно, образо́ванны; образо́ваннее
1. Образованным называют человека, обладающего большим запасом знаний, полученным им в результате обучения в каком-либо учебном заведении или же самостоятельного изучения чего-либо.
Ты человек образованный, университет закончил, а веришь в предрассудки. | Каждый образованный европеец должен знать историю своей страны. | Он был весьма образованным юношей.
2. Образованным называют общество, народ и т. п., для которого характерен высокий уровень развития культуры, образования.
В образованном обществе не место таким варварским методам наказания, как избиение плетьми.
образо́ванность сущ., ж.
ОБРАЗО́ВАННЫЙ -ая, -ое; -ван, -ванна, -ванно. Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Быть образованным человеком. О-ая женщина. О. инженер. О. ум. О. вкус. // Отличающийся высокой степенью культуры, образования; просвещённый. О-ое общество. О. народ.
◁ Образо́ванные, -ых; мн. Разг. Образованных развелось много! Образо́ванность, -и; ж. Всесторонняя о. Человек европейской образованности. Я ценю его о. и знание жизни. О. народа говорит об уровне цивилизованности страны.
-ая, -ое.
1. прич. страд. прош. от образовать2.
2. в знач. прил. (кратк. ф. -ван, -ванна, -ванно).
Получивший образование, имеющий разносторонние знания.
Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр.
- Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы.
||
Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный.
Образованное общество.
◊
Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.