Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788 - 1860)
Немецкий философ. Сын банкира и писательницы-беллетристки Иоанны Шопенгауэр, урожденной Трозинер. 1820 - 1831 - приват-доцент Берлинского университета. После 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Свое учение А. Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом (от лат. pessimus "наихудший"), т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир как воля и представление" в 2 томах (1819 - 1844).
Афоризмы, цитаты -
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.
Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь.
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Нет более прекрасного утешения для старца, чем видеть всю мощь своей молодости, воплощенной в трудах, которые не состарятся подобно ему.
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.
Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.
Врач видит человека во всей его слабости, юрист - во всей его подлости, теолог - во всей его глупости.
Для каждого человека ближний - зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое.
В математике ум исключительно занят собственными формами познавания - временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом.
Иной зоолог бывает в сущности не чем иным, как регистратором обезьян.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Науку может всякий изучить - один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать.
Слава и честь - близнецы, но такие же, как Диоскуры, из которых Поллукс был бессмертен, а Кастор - смертен: слава есть сестра бессмертной чести.
Час ребенка длиннее, чем день старика.
Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.
Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости.
Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
Как нужда - постоянный бич народа, так и скука - бич высшего общества.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Природа аристократичнее человека. Различия званий и состояний в европейских обществах, а также кастовые различия в Индии ничтожны в сравнении с различиями в умственных и нравственных качествах людей, полагаемыми самой природой.
По отмирании воли смерть тела уже не может быть тягостной.
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей.
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же.
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер (Voltaire), Юм и Кант Иммануил (Kant)? - К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие ее бесконечной глупости и что я краснею от того, что принадлежу к ней.
Карточная игра - явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Плохие книги не только бесполезны, но положительно вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и публикуются, чтобы выманить из кармана доверчивой публики пару лишних талеров.
Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его "Я".
Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.
Немцев упрекают в том, что они всегда подражали во всем французам и англичанам; но забывают, что это самое умное, что они, как нация, могли сделать, потому что собственными силами они не произвели бы ничего дельного и хорошего.