Толковый словарь
I м.
Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, мышление - первичны и составляют основу всего существующего, а материя, природа - вторичны.
II м.
1. Склонность к идеализации действительности, способность не замечать её отрицательных сторон.
2. Приверженность высоким нравственным идеалам.
Толковый словарь Ушакова
ИДЕАЛИ́ЗМ, идеализма, мн. нет, At. (от лат. idealis - идеальный) (книжн.).
1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; ант. материализм (филос.).
2. Поведение идеалиста (во 2 знач.).
3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.
Толковый словарь Ожегова
ИДЕАЛИ́ЗМ, -а, муж.
1. Философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.
2. Идеализация действительности.
3. Приверженность к высоким нравственным идеалам.
| прил. идеалистический, -ая, -ое. Идеалистические течения. Идеалистические теории.
Словарь существительных
ИДЕАЛИ́ЗМ, -а, м
Методология одного из главных (наряду с материализмом) направлений философии, утверждающая первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию, обусловленность их существования сознанием людей либо высшим духовным первоначалом;
Ант.: материализм.
В обновлении идеализма, характерном для российской философии рубежа XIX и XX в., особая роль принадлежит С. Н. Трубецкому (Журн.).
Энциклопедический словарь
ИДЕАЛИ́ЗМ -а; м. [франц. idéalisme]
1. Одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию. Объективный и. Субъективный и. Суть идеализма.
2. Склонность к идеализации действительности. Юношеский и. Это типичный и.! Его и. ему не мешает.
3. Способность, склонность бескорыстно служить какому-л. делу; преобладание умственных и моральных интересов над материальными. И. сороковых годов 19 века. Адепты идеализма.
◁ Идеалисти́ческий; Идеалисти́чный (см.).
* * *
идеали́зм (франц. idéalisme, от греч. idéa - идея), в марксистской литературе общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает её как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
* * *
ИДЕАЛИЗМ - ИДЕАЛИ́ЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух (см. ДУХ), сознание (см. СОЗНАНИЕ), мышление (см. МЫШЛЕНИЕ), психическое - первично, а материя (см. МАТЕРИЯ), природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (см. СУБСТАНЦИЯ) (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм (см. ЭМПИРИЗМ) и сенсуализм (см. СЕНСУАЛИЗМ), феноменализм (см. ФЕНОМЕНАЛИЗМ)), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих). Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж) , Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
Большой энциклопедический словарь
ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme - от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).
Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
Академический словарь
-а, м.
1. Направление в философии, противоположное материализму, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия.
Объективный идеализм. Субъективный идеализм.
2. Приверженность к высоким нравственным идеалам.
3. Склонность к идеализации действительности.
- Благородная гордость - вот ответ ее свету. Тогда, может быть, и я соглашусь протянуть ей руку, и увидим, кто тогда осмелится опозорить дитя мое! Такой отчаянный идеализм изумил меня. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
[франц. idéalisme]
Энциклопедия Кольера
ИДЕАЛИЗМ - философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж. С. Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать - значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, - божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей. Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.
Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: "Действительно то, что разумно". Мышление есть попытка понять, а понять что-либо - значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа "Почему?.." исходят из допущения, что ответ существует, - такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является "Абсолют". Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, - Фихте и Шеллинг, Т. Грин, Ф. Брэдли и Б. Бозанкет, а также Дж. Ройс. Большинство абсолютных идеалистов признают некоторые важные философские следствия своих систем. Например, истина, согласно их взглядам, заключается в соответствии верования опыту в целом. Следствием абсолютного идеализма также является учение о "внутренних отношениях", согласно которому природа любой вещи зависит от ее отношений и потому не может быть вполне понята вне этих отношений. Далее, из системы абсолютного идеализма следует, что все в нашем конечном опыте представляет собой в большей или меньшей степени "кажимость", постепенно преодолеваемую последующим все более глубоким пониманием природы вещей. Еще одно следствие - что благо заключается в самореализации, т.е. в возможно более полном приближении к тому абсолюту, который частично воплощен в каждом человеке. Метафизический идеализм заменяет традиционное понимание личного Бога идеей Бога, который, будучи Абсолютом, имеет сверхличную природу.
Гуманитарный словарь
ИДЕАЛИ́ЗМ - тип философствования; школы и направления в истории философии, способ выбора жизненной позиции, признающей в качестве первичного субстанционального начала идеальное в той или иной его форме. Т. к. понятие последнего в культ.-ист. развитии человечества получало разнообр. интерпретации, история философии являет нам разл. формы И. - объективный, субъективный, абсолютный, критический, И. свободы.
Термин и понятие И. как определ. филос. способа мышления, противоположного материализму, сформировалось в новое время: впервые стал использовать понятия материализма и И. методологически Г. Лейбниц, тему подхватили франц. материалисты, она обсуждалась в нем. классике, а в марксизме категориальная пара И. - материализм стала "единственно истинным ключом" к анализу всей истории философии.
Значимость, к-рую приобрела данная антитеза в филос. мышлении, вполне выражает специфич. дух новоевроп. цивилизации, в к-ром, с одной стороны, ощущение онтологич. присутствия Бога в человеческой жизни, чувство непосредств. с ним общения начинает "стремиться к нулю", а потому неприродным, сверхъестеств. "остатком" или, наоборот, божественной искрой, началом в человеч. существовании признается душа, сознание, разум, идеалы и т. п.; с др. стороны - субъективная, в частности сознательная, жизнь становится настолько внутренне наполненной и напряженной, что необходимо осознает себя как сущностно инородную природно-материальному началу бытия. Отсюда понимание проблемы соотношения материального и идеального в разл. их формах как одного из осн. вопросов в рамках философии нового времени, отсюда же бытовое употребление слова "идеалист" в значении - человек, убежденный в первичности тех качеств в людях, к-рые отличают их от животного мира, или в возможности победы над материальными обстоятельствами и, наконец - просто верующий в Бога.
Прочтение всей истории философии сквозь призму понятий И. - материализма не является совершенно неоправданным (если не приобретает абсолютного и самодовлеющего характера). Напр., П. Флоренский говорил об "общечеловеч. корнях И.". По Гегелю, философия вообще есть И. - учение об идеях, о специф. онтологич. реальности, лежащей в основании мира единичных вещей в качестве объединяющего и структурирующего их начала. Отсюда еще одно бытовое значение слова "идеалист" - человек, стремящийся к совершенству, целостности и красоте, к-рые отсутствуют в наличном, фактическом, бытии.
В рус. религ. философии проблема соотношения И. - материализма в самом общем виде решалась в русле сформулированных Вл. Соловьевым понятий Сущего (Бог как реальность творчески-духовная превосходит разделенность на материальное и идеальное) и Всеединого. Оригинальное осмысление этой проблемы дано в концепциях энергийного символа П. Флоренского и смысла творчества Н. Бердяева. В ряде систем рус. религ. И. "идеальное" толкуется персонифицированно - как София (т. н. софиология).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИДЕАЛИЗМ (французское idealisme, от идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Идеализм противостоит материализму. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. В зависимости от того, как понимается духовное первоначало, различаются многообразные формы идеализма: мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И.Г. Фихте. В обыденном словоупотребление "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
Евразийская мудрость от А до Я.
1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть - значит быть воспринимаемым». Следовательно, идеализм представляет собой один из двух возможных ответов на вопрос о природе и границах нашего познания: его положение - на первый взгляд парадоксальное, - что мы знаем лишь свои собственные представления, на самом деле довольно сложно теоретическим путем опровергнуть. Знаменитое «опровержение идеализма» Кантом просто соотносимо с опытом «эмпирически определенного сознания», опытом «шока», чувством реальности.
Идеализм разрабатывался Платоном (для которого понятия, позволяющие нам думать о мире, представляют собой не что иное, как чисто интеллектуальные отношения, выражающие «интеллигибельные» сущности), Кантом (все, что мы знаем о мире - интуиция и понятия - чистый продукт духа), Фихте (чье «Наукоучение» представляет собой философию «Я» - субъективный идеализм) , Шеллингом (объективный идеализм: Природа тождественна Знанию), Гегелем (абсолютный идеализм) . Идеализм - философия, оправдывающая все данные сознания, «объяснительная» философия. Но реальный человек здесь остается за рамками философии: современная философия, чрезвычайно конкретная и не отрешенная от жизни, отражает чисто реалистические тенденции. Идеализм в его отношении к границам нашего познания противостоит реализму. Согласно реализму мы познаем вещи именно такими, какими они являются в себе. Не стоит пугать его со спиритуализмом - теорией, относящейся к бытию как к природе духовных вещей, - который противостоит материализму (вся реальность, и даже дух, по природе своей материальны).
Словарь народов и культуры
Идеализм
(в философии) (idealism), система взглядов, согласно к-рой физ. мир находится в зависимости от познающего разума: мы в известном смысле создаем мир. Подобные теории имеют не столь антиинтуитивистский характер, как это кажется: идеалисты не утверждают, что наше опытное знание о мире не соответствует действительности; они считают, что мы лишь даем ему неправильное объяснение. Иными словами, идеалист не станет отрицать, что столы и стулья - это физ. предметы, он просто предложит свое объяснение того, что значит быть физ. предметом, к-рое ставит физ. явление в зависимость от психич. деят-ти. Так, напр., Беркли сказал бы, что предмет - это просто упорядоченная совокупность идей (частных случаев универсалий): у любого воспринимающего субъекта вид стола вызывает соответствующие, связанные между собой восприятия; человек, считающий материальные объекты реально существующими, объяснил бы их независимым от восприятия существованием стола. И. делится на два гл. направления - объективный и субъективный И., внутри каждого из них существует множество разных форм. Наиб, видными представителями И. являются Кант и Гегель.
Орфографический словарь
Формы слов для слова идеализм
идеали́зм, идеали́змы, идеали́зма, идеали́змов, идеали́зму, идеали́змам, идеали́змом, идеали́змами, идеали́зме, идеали́змах
Синонимы к слову идеализм
сущ., кол-во синонимов: 2
Антонимы к слову идеализм
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
ИДЕАЛИЗМ а, м. idéalisme m.
1. C 90-х гг. 18 в. Философское учение идеалистов. Сл. 18. Каким натура перешла путем, Между ничтожеством и бытием? Хотя не постижимым сим резоном Колеблюсь я принять идеализм; Однако дерзаю защищать с Стратоном Систему вещества против Софизм. Муза 1796 1 183. Чувство к природе еще живо в моем сердце, не смотря на чистый идеализм моей философии. 1820. Карамз. - Дмитриеву 284. // Бирж. 153. В теории чистого идеализма есть только одно слабое место - ежедневный аппетит. Дон-Аминадо Сатирикон. // Досье ЛГ 1994 1.
2. Поведение идеалиста (человека бескорыстно служащего какому-н. делу, идее). Уш. 1934. Спасибо Вам за участие в новгородской драме, которая меня сильно занимала, пока я не попал в реалисм хозяйства, в котором барахтаюсь, не бросая надежды его победить и снова приняться за идеалисм. 1871. А. К. Толстой - М. М. Стасюлевичу. // Пам. культ. 1979 108.
3. Склонность к идеализации действительности. Уш. 1934. Она очень красива, но аффектирована и, желая выказать слишком много esprit, она теряет и то, что имеет. Ее разговор утомителен, это вечно романтика, фанатичность, идеализм. 1833. Сушкова Дн. // С. Зап. 362. Увы! Эти бедныя сердца считаются как парии в мире вещественном, и скоро делаются жертвами пошлой жизни. И такой касте людей принадлежат большею частью женщины; одаренные от природы великим запасом чувствительности и раздражительности; многия из них увлекаются идеализмом, составляют себе высокое понятие о людях, и бывают совершенно несчастливы, когда .. разочарование открывает им панораму действительности во всей наготе ея. Е. М-ва Женщина. // БДЧ 1850 99 1 152. - Все нынче мелочами живут, век такой! Лиза еще не вошла в эту жизнь, у нея какой-то деревенский идеализм сохраняется, провинция. В. Авсеенко Тишина. // РВ 1880 1 103. Ничто так не разрушает иллюзий и фикций, как осень. Умирающий страстный, фантастический идеализм весны сменяется холодным и бесстрастным реализмом. Златовратский Деревен. король Лир. - Лекс. Кириллов 1845: идеализм; Даль-1: идеали/см; Даль-3: идеали/зм.
Словарь иностранных слов
ИДЕАЛИЗМ - 1) философский и. - учение, по которому вся действительность, поскольку она служат предметом изучения, существует лишь в нашем сознании и может быть созерцаема нашим умом; 2) стремление объяснять окружающую действительность так, что она представляется прекрасной и чистой; 3) желание служить на пользу общества, бескорыстное расположение к деятельности для блага общественного, соединенное с верой в людей, с которыми приходится сталкиваться.
Сканворды для слова идеализм
- Философия «в розовых очках».
- Приукрашивание действительности.
- Философия Платона.
Полезные сервисы