I ж.
Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).
II ж.
То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.
I ж.
Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).
II ж.
То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.
СУБСТА́НЦИЯ, субстанции, жен. (лат. substantia-сущность).
1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа всех явлений (см. материя в 1 знач.; филос.).
2. Основа, основное начало явления, суть чего-нибудь (научн.).
СУБСТА́НЦИЯ, -и, жен. В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений.
| прил. субстанциональный, -ая, -ое и субстанциальный, -ая, -ое.
Субстанция
-и, ж.
1) филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений.
Материальная (духовная) субстанция.
2) книжн. Основа, сущность чего-л.
Минеральная субстанция почвы.
Каждая самобытная эпоха разрабатывает свою субстанцию в художественных произведениях (Герцен).
Родственные слова:
субстанциа́льный (субстанциальная основа бытия), субстанциона́льный (субстанциональная основа бытия)
Этимология:
От латинского substantia ‘сущность’, ‘нечто лежащее в основе’.
Энциклопедический комментарий:
В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Декарт признавал две самостоятельные субстанции: субстанцию духовную и субстанцию телесную. Агностики считали субстанции вещей непознаваемыми. Диалектический материализм отрицал субстанцию вещей как нечто неизменное. Для марксистского философского материализма субстанцией, т. е. сущностью, основой мира, являлась движущаяся и вечно развивающаяся материя. При этом диалектический материализм исходил из единства сущности и явления, т. е. материи и форм ее проявления.
СУБСТА́НЦИЯ, -и, ж Спец.
Сущность всех вещей и явлений, объективная реальность, материя как первооснова.
Материальная субстанция.
СУБСТА́НЦИЯ -и; ж. [лат. substantia - сущность]
1. Филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материальная с. Духовная с. Абсолютная, всеобщая с. Познаваемость субстанции вещей.
2. Книжн. Основа, сущность чего-л. Минеральная с. почвы. С. человека. У каждого народа своя с. С. художественного творчества.
* * *
субста́нция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Аристотель различал в понятии субстанции (греческое «усия») так называемую первую субстанцию - конкретно существующую единичную вещь («эта лошадь»), а также вторую субстанцию, характеризующую сущность отдельных вещей, их принадлежность к определенному виду и роду («лошадь», «живое существо» и т. п.).
* * *
СУБСТАНЦИЯ - СУБСТА́НЦИЯ (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
-и, ж.
1. филос.
Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений.
Материальная субстанция. Духовная субстанция. Познаваемость субстанции вещей.
◊
--- надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. Ленин, Философские тетради.
2. книжн.
Основа, сущность чего-л.
Минеральная субстанция почвы.
◊
Отчего у одного народа такая субстанция, у другого иная, - это почти так же невозможно решить, как и если бы дело шло об отдельном человеке. Белинский, История Петра Великого. Соч. В. Бергмана.
Каждая самобытная эпоха разрабатывает свою субстанцию в художественных произведениях. Герцен,
[От лат. substantia - сущность]
СУБСТАНЦИЯ (латинского substantia - сущность; то, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое, постоянное, существующее самостоятельно. В различных философских учениях могли вычленяться одна субстанция (монизм), две субстанции (дуализм), множество субстанций (плюрализм).
СУБСТАНЦИЯ -
философская категория, выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования.
Субстанция
(substance), филос. понятие, обозначающее вещь вообще или вещь, самостоятельно существующую. С т.зр. филос. осмысления понятия С. особое значение имеет вопрос о том, какие вещи или виды вещей действительно обладают св-вом существования. Аристотель определял С. грамматически - то, что не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем. Так, напр., в предложении Сэм бежит бежит говорится о Сэме или объявляется св-вом Сэма, но под словом Сэм подразумевается лишь данный человек и никакой иной. В свою очередь, кое-что можно сказать и о слове бегать, напр., бегать полезно, но при этом ясно, что в конечном счете имеются в виду люди, т.е. конкретные С., к-рые бегают, - люди, занимающиеся бегом, заботятся о своем здоровье. С др. стороны, Сэм является чем-то самостоятельно существующим в том смысле, в каком бегать им не является: Сэм может существовать и без бегать, в то время как бегать не может существовать отдельно от бегущего человека. Наряду с таким - первым - значением С. Аристотель выделял и второе, отвечающее на вопрос о природе вещей: предложение Сэм бежит говорит нам о том, чем занимается Сэм, а предложение Сэм - человек - о том, что представляет собой Сэм по своей сущности. Первичные С. - это самостоятельные вещи, из к-рых реально состоит мир, а вторичные - это осн. сущности, к к-рым относятся конкретные вещи. За долгую историю существования трактовка понятия С. много раз менялась. Рационалист (рационализм) Декарт превратил его в основу своей эпистемологии: истинное знание о мире должно базироваться на проникновении в сущность осн. видов вещей, т.е., согласно дуалистической философии (дуализм) Декарта, умопостигаемых и материальных. Начиная с Локка, эмпирики (эмпиризм), подвергавшие сомнению возможность такого постижения, с большим недоверием относились к понятию С.. Но даже и при таком отношении философия Локка отводит С. (пусть и неохотно) самые разнообразные роли: С. есть либо нечто обладающее разнообразными св-вами, о к-рых мы говорим, описывая мир, либо нечто лежащее по ту сторону явлений и вызывающее разл. восприятие одних и тех же вещей. Тем не менее невозможно добиться того, чтобы понятие С. адекватно выполняло все приписываемые ему функции; вероятно, по этой причине оно нередко пользовалось дурной славой среди философов (Лейбниц).
субста́нция, субста́нции, субста́нций, субста́нциям, субста́нцию, субста́нцией, субста́нциею, субста́нциями, субста́нциях
сущ., кол-во синонимов: 16
альфа и омега (30)
вещество (43)
душа (59)
ипостась (8)
квинтэссенция (8)
основа (56)
первооснова (25)
первосубстанция (1)
прана (3)
реальность (32)
суть (42)
сущность (46)
фармсубстанция (1)
эктоплазма (2)
элементал (1)
эссенция (10)
вещество, материя, сущность; первооснова, эссенция, эктоплазма, душа, основа, прана, суть, реальность, квинтэссенция, альфа и омега, ипостась, элементал
СУБСТАНЦИЯ (лат.). Всякого рода вещество, материя; самостоятельный, сам по себе существующий предмет; в химии - основное начало, основание; в механике: основная сила; в литературном произведении, каком-нибудь акте человеческой деятельности - существенная часть.
- Материя в единстве всех форм её движения.
- Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого.
- Сборник стихов кубинского поэта Синтио Витьера.