I ж.
Каждое из лиц триединого Бога [Бог I].
II ж.
Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа.
I ж.
Каждое из лиц триединого Бога [Бог I].
II ж.
Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа.
ИПОСТА́СЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis - сущность) (церк.). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.).
ИПОСТА́СЬ, -и, жен.
1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).
2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьей-н. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси.
В испостаси кого, в знач. предлога с род. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.
ИПОСТАСЬ - жен., церк., греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный, к ипостаси относящийся
Ипостась
-и, ж.
1) В христианском вероучении: обозначение одного из лиц христианской Троицы.
2) перен. Качество, роль, статус кого-л.
Он не в своей ипостаси.
Олег Иванович числился в двух ипостасях: директора и главного инженера (Липатов).
Родственные слова:
ипоста́сный
Этимология:
От греческого hypostasis ‘лицо’, ‘сущность’, ‘основание’.
Энциклопедический комментарий:
Православное богословие утверждает, что различие ипостаси представляет тайну, недоступную логике, но способную приобщить человека к созерцанию Пресвятой Троицы, в которой единый Бог выступает в трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
ИПОСТА́СЬ -и; ж. [греч. hypostasis - сущность, основание]
1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. // То, что близко по смыслу, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. * Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного (Бальмонт).
2. Роль (социальная, профессиональная, семейная и т.п.) которую исполняет человек. Он числился в двух ипостасях: директора и главного инженера.
◁ В ипоста́си кого-чего. в зн. предлога. В качестве, в роли кого-л.; как кто или что-л. Журналист в ипостаси адвоката.
* * *
ипоста́сь (от греч. hypóstasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введён Посидонием в I в. до н. э. В христианстве, начиная с патристики, термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица).
* * *
ИПОСТАСЬ - ИПОСТА́СЬ (от греч. hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование (см. ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ)). Впервые введен Посидонием (см. ПОСИДОНИЙ) в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица (см. ТРОИЦА (догмат христианства))).
ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность - основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).
-и, ж.
1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы.
2. перен.
То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому.
Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа.
◊
в ипостаси {кого}
шутл.
в качестве, в роли кого-л.
Олег Олегович числился в двух ипостасях: директора и главного инженера. Липатов, Сказание о директоре Прончатове.
[От греч. ‛υπόστασις - лицо, сущность]
ИПОСТА́СЬ (греч. ύποστασιζ) - один из важнейших терминов христ. богословия, синоним Лица в Пресвятой Троице. Первонач. в греч. яз. слово обозначало "существование", "реальность" (Аристотель, неоплатоники) в противоположность иллюзии. Этому значению близко употребление слова И. в Евр. I, 3. С этим значением связано и понимание его как "основы, базиса" (Евр. 3, 14 и 11, 1; 2 Кор. 9, 4 и 11, 17). Практически И. не различалась с "усия" (сущность). По свидетельству блаженного Феодорита, для мирской философии нет никакой разницы между "усией" и "ипостасью", ибо усия обозначает то, что есть, а ипостась - то, что существует. Но, по учению Св. Отцов, между ними имеется та же разница, как между общим и частным. На лат. яз. они переводились одним словом substantia, что сильно осложнило взаимопонимание лат. и греч. богословия в период становления тринитарного богословия. Лат. вариант термина "Лицо" - "persona" вызывал горячие протесты вост. Отцов, поскольку обозначал скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску (личину). Св. Василий Великий усматривал в применении этого термина к учению о Св. Троице свойственную зап. мысли тенденцию, к-рая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая из Отца, Сына и Св. Духа три модальности единой субстанции. В свою очередь, западные видели в термине И. выражение тритеизма и даже арианства. Но под влиянием каппадокийцев недоразумения были к 381 устранены: термин И. перешел на Запад, сообщая понятию "личность" его конкретное значение, а термин "Лицо" был принят и должным образом истолкован на Востоке. В этом проявилась кафоличность Церкви. Один и тот же догмат о Св. Троице исповедовали на Западе - исходя из единой сущности (essentia), переходили к трем Лицам, на Востоке же отправной точкой были три И. (и в них усматривали единую природу). Св. Григорий Богослов, объединяя эти точки зрения, говорит: "Когда я произношу слово "Бог", вы озаряетесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так), или к Лицам (ни мало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли) - я говорю "единым" в отношении к понятию сущности () и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в к-рых Божество, или, точнее, к-рые суть Божество".
ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица).
сущ., кол-во синонимов: 8
качество (20)
лик (17)
лицо (135)
основание (85)
роль (21)
субстанция (16)
сущность (46)
функция (49)
ипоста́сь
ж. "существо, сущность", диал. поста́сь "лицо", поста́сный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. ϋпостась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ὑπόστασις; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69.
ИПОСТАСЬ [гр. hypostasis - лицо, сущность] - 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования.
- В христианстве - название каждого из лиц Бога в Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой).
- Одна из нескольких сторон, ролей, качеств, воплощений, в которых проявляет себя внутренне единая сущность.
- Субстанция, сущность в христианстве, обозначающая каждого из лиц триединого бога.
- Церковный термин для обозначения одного из лиц Троицы.