Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

троица

Толковый словарь

I ж.

Центральный христианский догмат о триедином Боге [Бог I], утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица.

II ж.

Один из двунадесятых православных церковных праздников, приходящийся на 50-й день после Святой Пасхи, в богослужении совмещающий сошествие Святого Духа и явления людям Святой Троицы; День Пресвятой Троицы, Пятидесятница.

Толковый словарь Ушакова

ТРО́ИЦА, троицы, жен.

1. только ед. В христианском учении - триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.).

|| Связанные единым культом три божества (рел.). Египетская божественная троица (Озирис-отец, Изида-мать и Гор-сын).

2. только ед. То же, что троицын день (разг. церк.).

3. Трое, связанные друг с другом какими-нибудь отношениями (разг. шутл.). Наша неразлучная троица.

Толковый словарь Ожегова

ТРО́ИЦА, -ы, жен.

1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т.

2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу.

3. Трое людей, связанных между собой какими-н. отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т.

Бог троицу любит посл. о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.

Без троицы дом не строится то же, что Бог любит троицу.

Популярный словарь

Троица

-ы, только ед., ж.

1) В христианстве: триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

2) В православии: один из двунадесятых праздников - в честь триединого Бога.

Сегодня Троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду... (Куприн).

Синонимы:

пра́здник Свято́й Тро́ицы, Пресвята́я Тро́ица, пятидеся́тница, Свята́я Тро́ица, тро́ицын день

3) разг., шутл. О трех лицах, связанных дружбой, общими интересами и т. п.

...И наша троица прославит изгнанья темный уголок (Пушкин).

Синонимы:

три́о (разг., шутл.), триумвира́т (шутл.), тро́йка (разг., шутл.)

Родственные слова:

тро́ицын

Этимология:

Калька греческого слова (др.-рус. троица, ст.-слав. троица). Образовано от трое, слова общеславянского происхождения (ст.-слав. трои, о.-слав. * trьje, * trojь).

Энциклопедический комментарий:

Вера в то, что Бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церковном соборе в Константинополе в 381 г. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, который обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня (отсюда его другое название - пятидесятница). В основе Троицы лежит новозаветное сказание о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".

Без тро́ицы дом не стро́ится - предложение сделать что-л. в третий раз (говорится в оправдание третьего по счету действия).

Бог лю́бит тро́ицу.

Словарь существительных

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Объект религиозного поклонения в христианстве - Бог как единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа).

В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества по случаю праздника Живоначальной Троицы, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Газ.).

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Религиозный догмат христианства, согласно которому единый Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах - Отца, Сына и Духа Святого.

Самым известным изображением Святой Троицы является икона работы Андрея Рублева.

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый в пятидесятый день от Пасхи (другое название - Пятидесятница) в память о сошествии Святого Духа на апостолов и во славу Святой Троицы.

Веселая Троица выпадает в светлый день (Б. Зайцев).

На Троицу к нам приехало много гостей и родственников.

Энциклопедический словарь

ТРО́ИЦА -ы; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

Троица - I

Тро́ица

(Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. На Руси празднование Троицы слилось с древнеславянским праздником начала лета - семиком, от которого сохранился обычай украшать жилища зеленью.

II

«Тро́ица»

распространённый в иконописи сюжет, изображение трёх ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублёва (между концом XIV в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность светоносного колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею душевной гармонии, духовной близости, самоотречённости.

-----------------------------------

ТРО́ИЦА -ы; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

тро́ица - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о троице развито в III в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о троице закреплён на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦА - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

-----------------------------------

"ТРОИЦА" - распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.

-----------------------------------

ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.

Академический словарь

-ы, ж.

1. рел.

Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).

2. Народное название троицына дня.

На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Ляшко, Никола из Лебедина.

3. разг. шутл.

О трех людях, трех лицах (обычно дружных или всегда бывающих вместе).

Около нее [Вали], конечно, ее приятели Коля Пакулин и Женя Никитин - эта троица неразлучна. Кетлинская, Дни нашей жизни.

Энциклопедия Кольера

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения. Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.

История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно: формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.

Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете. В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.

Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа: до, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами). Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму. В конце 17 в. социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским; эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св. Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.

Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум. 430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы. Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности; каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой? И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково: поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы. Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.

См. также

АРИАНСТВО;

СИМВОЛ ВЕРЫ;

МОНОФИЗИТСТВО;

НЕСТОРИЙ,

а также статьи об отдельных церковных соборах.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная (Отечество). Третьяковская галерея.

Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная ("Отечество"). Третьяковская галерея.

ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех "лицах" ("ипостасях"): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; с рационалистических позиций его отрицали многие секты.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. Τριάς) Триипостасное Божество, единый Бог, сущий в трех лицах: Отца, Сына и Св. Духа.           (Литург. песнь).

Евразийская мудрость от А до Я.

1) в древних религиях три наиболее почитаемых божества, находящиеся в тесной взаимосвязи, но выполняющие различные функции; Осирис, Исида и Гор в Древнем Египте; Брахма, Вишну и Шива в индуизме; Ану, Эа и Бэл в Вавилоне; 2) в христианстве единый по своей сущности Бог, имеющий три личных проявления (лица, ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог - Дух Святой. Учение о Троице относится к числу важнейших христианских догматов; 3) один из главных христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название - Пятидесятница).

Словарь народов и культуры

Троица

(Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В раннехрист. символах веры уже использовались тринитарные выражения, в связи с чем возникли проблемы теологич. характера. Признание божественности Иисуса Христа, казалось, угрожало христ. монотеизму, а отрицание его божественности заставляло усомниться в нем как Спасителе. Поэтому догмат о Т. представляет собой фундаментальную переформулировку всего учения о Боге, призванную удовлетворить потребности христ. веры. Оно было выработано на неск. Вселенских соборах в 3 и 4 вв., на к-рых сначала Сын был объявлен единосущным Отцу, а затем подтверждено равное достоинство Св. Духа.

Словарь слов из произведений русской литературы

Троица, ы, ж.

1. В христианской религии учение о едином Боге, существующем в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

2. Народное название Троицына дня - летнего церковного праздника в честь Троицы.

Самат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на троицу в ночь Отдал богу господскую душу. // Некрасов. Стихотворения // /; На второй день Троицы после обеда Дымов купил закусок и конфет и поехал к жене на дачу. // Чехов. Попрыгунья //

Поговорки

Святая Троица. 1. Народн. Обозначение города Пскова. По имени святого покровителя города. БМС 1998, 574. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы, завуч, учитель. ВМН 2003, 135.

Делать Троицу. Кар. Шутл. Трижды повторять что-л. СРГК 1, 444.

Орфографический словарь

тро́ица, -ы, твор. п. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бо́г тро́ицу лю́бит) и Тро́ица, -ы, твор. п. -ей (триединый Бог у христиан; праздник)

Формы слов для слова троица

тро́ица, тро́ицы, тро́иц, тро́ице, тро́ицам, тро́ицу, тро́ицей, тро́ицею, тро́ицами, тро́ицах

Синонимы к слову троица

сущ., кол-во синонимов: 9

Пятидесятница

сущ.

трио

триумвират

тройка

ТРОИЦА

ТРОИЦА1, Триединство

ТРОИЦА2, Пятидесятница

Морфемно-орфографический словарь

тр/о́/иц/а.

Грамматический словарь

тро́ица ж 5a

Этимология

Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias.

Этимологический словарь русского языка

ТРОИЦА (церковный праздник). Из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. является калькой греч. trias.

Этимологический словарь

тро́ица

др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67.

Сканворды для слова троица

- Любовь Бога.

- Христианский праздник.

- Святая компания.

- Праздник на 50-й день от Пасхи.

- Икона Андрея Рублёва.

- Остров Тринидад по-русски.

- Фреска Мазаччо.

- Феофил Антиохийский первый в своём «Послании к Автолику» употребил этот термин по отношению к Богу.

- Распространённый в иконописи сюжет, в котором нашёл отражение догмат Христианской церкви о единосущности ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

- В Православной Церкви - великий двунадесятый праздник.

Полезные сервисы

троица (догмат христианства)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (догмат христианства) - ТРО́ИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген (см. ОРИГЕН)), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии (см. АНТИТРИНИТАРИИ)).

Полезные сервисы

троица (икона)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (икона) - «ТРО́ИЦА», распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат (см. ДОГМАТ) Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» - «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о явлении в дубраве Мамре Аврааму и Сарре Бога в образе трех мужей (ангелов (см. АНГЕЛЫ (в религии))), которых они принимали под сенью дуба; один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18: 1-16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога-Троицы. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре; образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ)); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над средним ангелом - дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно - древо жизни. Над ангелом слева - здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Справа - гора: знак духовного восхождения. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА); в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.

Полезные сервисы

троица (пятидесятница)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТРОИЦА (Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи.

Полезные сервисы

троица (церковный праздник)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (церковный праздник) - ТРО́ИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)). В православной церкви - великий двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 веке праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.

Содержание праздника

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились святого духа и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Святого духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином боге достигло ясности и полноты. Событие Сошествия святого духа на апостолов считается началом христианской церкви.

История праздника

По преданию, праздник Сошествия святого духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (см. ОРИГЕН) (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов - об обычае крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) в церкви Воскресения, двух Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в Мартириуме и на Сионе) и литии (см. ЛИТИЯ) на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.

Богослужебное празднование

От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ). В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).

Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим (см. ВАСИЛИЙ Великий) были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник - праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.

.

Полезные сервисы

троица с кормом

Пословицы и поговорки Даль

Троица с кормом.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

троица троицей, а трех свечей на стол не ставят

Пословицы и поговорки Даль

Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.

См. СУЕВЕРИЯ - ПРИМЕТЫ

Полезные сервисы