Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тертуллиан

Энциклопедический словарь

ТЕРТУЛЛИАН - ТЕРТУЛЛИА́Н (полн. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, Quintus Septimius Florens Tertullianus) (155/165 Карфаген - после 220 н. э., вероятно, там же), христианский теолог и писатель, основатель и один из крупнейших представителей латинской патристики (см. ПАТРИСТИКА). Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

По скудным (преимущественно автобиографическим) сведениям, Тертуллиан получил риторическое и философское образование; в молодости был противником христианства. Изучив право, возможно, имел адвокатскую практику в Риме. Возвратившись в Карфаген и приняв христианство (между 185 и 197), в нач. 200-х гг. обратился в монтанизм и отошел от церкви; затем порвал с монтанистами и основал секту «тертуллианистов», которая существовала и после его смерти. Сочинения Тертуллиана (31 трактат, не считая ряда утраченных и неподлинных) традиционно делятся на 3 группы: 1) апологетические: «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» и др.; 2) догматико-полемические: «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др.; 3) практико-аскетические (моралистические): «О покаянии», «О терпении», «О молитве».

По стилю и проблематике теоретизирования Тертуллиан принадлежит к зрелой апологетике, но программный анти-рационализм резко отличает его от большинства греческих апологетов. Констатируя давний кризис языческого мировоззрения, Тертуллиан отказывается видеть в христианстве «новую философию»: вера определяет цели и границы познания (De test. an. 1; De praescr. 7; Adv. Herm. 4-5; Adv. Marc. I 1; V 20). Предвосхищая формулу Августина «верить, чтобы познавать» и декларативно отвергая самый дух «философичности», Тертуллиан ради теоретических и полемических (борьба с дуализмом и докетизмом гностиков (см. ГНОСТИЦИЗМ)) целей воспользовался (единственный случай в истории патристики) стоической философской догматикой. Этим объясняются его эмпиризм и парадоксальная пропаганда тотального соматизма.

Двумя главными видами познания, по Тертуллиану, являются откровенное и естественное. Последнее начинается с чувственного восприятия: чувства необманчивы (De an. 12;18). В душе естественным путем возникают первичные представления о Боге, благе и зле и т.д. (De resurr. 3;5). Лишь телесное субстанциально: «субстанция есть тело всякой вещи» (место отсутствующего рода «субстрат» предположительно занимает «природа» - De an. 7; 32; Adv. Herm. 35 сл.; De carn. Christ. 11). Качество телесности варьируется между духом и плотью; Бог есть телесный дух, ибо дух - «своего рода тело» (De an. 9; Adv. Prax. 7).

Душа, образ Божий, соединяет в себе две различные субстанции, «дух» и «тело», помещается в сердце и отождествляется с «ведущим началом» (De an. 5;9;15); ее деятельность начинается с самоощущения: «ощущение есть душа души» (De carn. Christ. 12). Рождение души объясняется с т. зр. традукционизма: не будучи уникальным творением, она передается «по наследству» (De an 5; 9; 18 сл.). Основная задача этики Тертуллиан - построение теодицеи с постулированием свободы произвола от внешней причинности (De ex. cast. 2); моральное долженствование имеет абсолютный характер: вменяется не конкретный проступок, а неисполнение долга (De poenit. 3). Практико-аскетические трактаты, проникнутые эсхатологическими мотивами и призывающие к поиску «естественных» основ нравственной жизни, близки к позднестоической моралистике.

По совокупности теоретических достижений (включая создание латинской теологической лексики) Тертуллиан - важнейший (наряду с Оригеном (см. ОРИГЕН)) посредник между апологетикой и зрелой патристикой. Однако главное его значение состоит в другом. Не будучи сухим систематиком, не принимая конвергенцию античных и христианских ценностей и опасаясь подмены живой веры рассудочными абстракциями эллинского любомудрия, Тертуллиан с редкой глубиной выразил суть религиозной метафизики христианства в нескольких остро-парадоксальных формулах, которым по преимуществу и обязан своей известностью.

«Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни?» (Apol. 46). «Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и Церковью ?» (De praescr. 7). «Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно»(De carn. Christ. 5), вероятно, именно отсюда возникло приписываемое Тертуллиану выражение credo qiua absurdum. Граница между «Афинами» и «Иерусалимом» - предел возможностей разума: истина открывается алогичным, парадоксальным образом. Убежденность в том, что конечные основания любой рациональной системы принимаются на веру, а претензии разума на познание Истины беспочвенны, делает Тертуллиана полноправным участником ряда, идущего от апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) к Августину (см. АВГУСТИН Блаженный), Лютеру (см. ЛЮТЕР Мартин), Паскалю (см. ПАСКАЛЬ Блез), Кьеркегору (см. КЬЕРКЕГОР Серен) и Льву Шестову (см. ШЕСТОВ Лев).

Грамматический словарь

Тертуллиа́н мо

Полезные сервисы

тертуллиан (tertullianus) квинт септимий флоренс

Большой энциклопедический словарь

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 200) - христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Полезные сервисы

тертуллиан квинт септимий флоренс

Энциклопедический словарь

Тертуллиа́н Квинт Септимий Флоренс (Tertullianus) (около 160 - после 200), христианский богослов и писатель. Подчёркивая пропасть между библейским Откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу её несоизмеримости с разумом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Энциклопедия Кольера

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (ок. 155-245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима, дожил "до преклонных лет". Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. В первый, "кафолический" период своей жизни Тертуллиан защищал христианство от обвинений язычников в апологиях К язычникам (Ad nationes, 197) и Апологетик (Apologeticus), вырабатывал кодекс христианской нравственности в трактатах О зрелищах (De spectaculis), Об идолопоклонстве (De idololatria), О женском убранстве (De cultu feminarum), К жене (Ad uxorem), наставлял катехуменов в сочинениях О крещении (De baptismo), О молитве (De oratione), О покаянии (De poenitentia) и объяснял, почему не следует прислушиваться к еретическим учениям - в трактате Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum, ок. 200). Позднее (быть может, ок. 207) Тертуллиан увлекся монтанизмом, и с этого момента его сочинения несут на себе печать все большего нравственного ригоризма. Пять книг Против Маркиона (Contra Marcionem, в последней редакции - ок. 211) содержат ценные сведения о гностическом учении Маркиона, а трактат О душе (De anima, ок. 211) является первым христианским сочинением на эту тему. После формального вступления в монтанистскую секту (ок. 212) Тертуллиан обвинил "кафолических" христиан ("психиков") в потакании слабостям и порокам, отстаивая крайний аскетизм в сочинениях О гонении (De fuga et persecutione, ок. 212), О единобрачии (De monogamia), О посте (De ieiunio) и О целомудрии (De pudicitia), где выступал против отпущения грехов прелюбодеям и развратникам после принесенного ими покаяния.

ЛИТЕРАТУРА

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994

Полезные сервисы

тертуллиан квинт септимий флоренс тертуллиан (quintus septimius florens tertullianus)

Большой энциклопедический словарь

Тертуллиа́н Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (около 160 — после 220), христианский богослов, писатель. Подчёркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу её несоизмеримости с разумом. Был пресвитером в Карфагене, в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Полезные сервисы

тертуллиан, квинт сентимий флоренс

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Сентимий Флоренс (около 160 - после 200), христианский теолог и писатель. Жил в основном в Карфагене. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. В конце жизни порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

Полезные сервисы