ж.
Божественная книга церковных песнопений, содержащая службы предпасхального и послепасхального периодов.
ж.
Божественная книга церковных песнопений, содержащая службы предпасхального и послепасхального периодов.
ТРИО́ДЬ, триоди, жен. (от греч. tri - трех- и ode - песнь) (церк.). Книга церковных песнопений - трехпесенных канонов.
ТРИО́ДЬ -и; ж. [греч.] Церк. Богослужебная книга, содержащая службы предпасхального и послепасхального периодов. Т. постная (предпасхальная). Т. цветная (после Пасхи и до Петрова поста).
* * *
ТРИОДЬ - ТРИО́ДЬ (греч. Triodion), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая части богослужения с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней года (в зависимости от празднования Пасхи (см. ПАСХА христианская); см. Праздники (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ)), начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Неделей всех святых. Название книги связано с тем, что каноны (см. КАНОН (вид церковного гимна)), содержащиеся в ней, большей частью состоят из трех песней.
В Триодь входят богослужебные последования четырех подготовительных седмиц (см. КЛИЧКО Владимир Владимирович) (недель) к Великому посту (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), шести седмиц собственно Великого Поста, Страстная и Светлая седмицы, семь седмиц от Пасхи до Пятидесятницы (Троицы (см. ТРОИЦА (церковный праздник))) и заключительная седмица от Троицы до Недели всех святых.
Различают четыре основных типа Триоди: Сводная Триодь, содержащая разделение на ее отдельных авторов - Триодь св. Феодора, Триодь св. Климента, Триодь св. Иосифа (например, Ватиканская Триодь 771); Триодь, в которой песнопения располагаются в порядке их употребления в утреннем и вечернем богослужении; с 12 в. Триодь складывается под влиянием Иерусалимского Устава (см. Типикон (см. ТИПИКОН)) (в нее добавляются песнопения Октоиха (см. ОКТОИХ), статьи из Устава, вносятся ); в Триоди 13-14 вв. вносится ряд упрощений в службах недель, отражающих правку текста во времена патриарха Евфимия Тырновского. Среди славянских списков Триоди до 14 в. преобладали 3-й и 4-й типы.
Начиная с 10 в. Триодь иногда делилась на две части: собственно Триодь и Пентикостарий (pentekostarion), у славян соответственно Постная и Цветная Триоди. Некоторые древние греческие и славянские рукописи содержат книгу полностью, без этого разделения. Существовалот два способа деления Триоди: 1) Постная Триодь оканчивается службой в Великую субботу, а Цветная начинается с пасхальной недели. К этому типу относятся списки Триоди 10 в.: Пентикостарий лавры св. Афанасия D-27 (наименование рукописи), греческие Триоди из собрания Синайского монастыря (734, 735), греческая печатная Триодь, а также все русские печатные Триоди, начиная с издания 1656 года и до современных изданий, которые содержат текст, исправленный справщиками при патриархе Никоне; 2) Постная Триодь оканчивается утренней службой пятницы шестой недели (цветоносной, ваий) Великого поста, а Цветная Триодь начинается с вечерней службы в ту же пятницу перед Лазаревой субботой. Это отвечало требованиям Иерусалимского церковного Устава, введенного в Византии в 12 в., который к Страстной седмице причислял Лазареву субботу и «неделю» ваий. Примером второго деления Триоди может служить Пентикостарий лавры св. Афанасия Г-47 (12 в.). У славян было принято именно такое деление, оно сохранялось и в печатных русских изданиях до Никона. В самом названии Цветной Триоди содержится указание на то, что она начинается с дней цветной седмицы.
Основными авторами византийской Триоди являются преподобный Роман Сладкопевец (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ), Андрей Критский (см. АНДРЕЙ Критский), Иоанн Дамаскин (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Козьма Маюмский (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ) , иерусалимский патриарх Илья III (8 в.), Стефан Савваит (8-9 вв.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (8 в.), братья Иосиф Студит (ум. 835) и Феодор Студит и другие. В 12 в. в византийскую Триодь вносятся паремии (см. ПАРЕМИЯ), которые помещались как на Утрене, так и на Вечерне. В 14 в. Н. К. Ксанфопулом были написаны синаксари (от греч. Synaksis - собрание) - рассказы о событиях или святых, которые упоминаются в данной службе. Синаксари включались в службы воскресных и особо памятных дней и всегда помещались после 6-й песни канона.
ТРИО́ДЬ (от греч. Τριώδιον, τρει̃ς - три и ὠδή - песнь) - богослужебная гимнографич. книга, содержащая песнопения для подвижных дней годового круга богослужения. Т. получила назв. от неполных канонов из трех песней - трипе́снцев, входящих в ее состав. Временем окончательного формирования Т. считается 1-я треть 9 в. Среди творцов ее песнопений: Роман Сладкопевец (ум. после 555), патриарх Герман (ум. 740), Феодор Студит, Иосиф Студит (ум. 830) - из Константинополя. Иерусалимскую традицию представляют Андрей Критский; Косма Майюмский (ум. после 780); Иоанн Дамаскин (ум. 780), Стефан Савваит (ум. ок. 807). Составление песнопений этих гимнографов в один сборник традиция приписывает Иосифу и Феодору Студитам. Изначально в Т. входили только песнопения (каноны, стихиры, тропари, прокимны и т. д.). В дальнейшем в состав Т. были включены паремии. В настоящее время Рус. церковь использует две Т.: Т. Постную, в которую включены последования подготовит. седмиц (от Недели мытаря и фарисея) и самого Великого поста, и Т. Цветную Pentekostarion, в к-рой содержатся последования от св. Пасхи до Недели всех святых. Первоначально, в 9-12 вв., Т. была единой книгой. Наиб. ранним рус. списком полной Т. является Т. Моисея Киянина 12 в., переписанная непосредств. с болг. оригинала. Однако уже в 10 в. Пентико-старион стал отделяться от Т. У славян существует два типа деления Триоди: 1. Постная Т. до пятницы ваий (6-й седмицы поста), Цветная - с субботы Лазаря. 2. Постная Т. до службы Великой субботы включительно, Цветная - с Пасхальной недели. Славянская деленая Т. 1-го типа существует в сотнях списков. Из славянских печатных Т. к этой группе относятся Т. издания Фиоля (Краков, 1491), Венецианское изд. 1561, Моск. изд. 1590, Острожское издание 1598, Киевское изд. 1646. К славянским спискам деленой Т. 2-го типа относятся все рус. печатные Т., начиная с издания 1656 и до настоящего времени, к-рые имеют текст, исправленный никоновскими справщиками. "Никоновская" Т. появилась в результате исправления богослужебных книг на Руси при патриархе Никоне. В 1656 была издана Постная Т., а в 1661 - Цветная.
Лит.: Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакции и славян. переводов. СПб., 1910; Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди // Тр. Отд. др.-рус. лит. Л., 1983. Т. 37.
Заимств. в др.-рус. эпоху из греч. яз., где triōdion - сложение tri «три» и ōdē «песня». Триодь буквально - «три песни». Триодь названа так потому, что состоит из кратких канонов трех песен. См. три, ода.
трио́дь
род. п. -и, ж. "богослужебная книга, содержащая службу во время поста"; по́стная трио́дь - для службы на великий пост вплоть до пасхи, цветна́я трио́дь - от пасхи до троицы, др.-русск. триодь (с 1200 г.; см. Срезн. III, 998). Из греч. τριῴδιον; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 282; Гр.-сл. эт. 205; Горяев, ЭС 376. Буквально "три песни"; это название происходит оттого, что триодь содержит краткие каноны из трех песен; см. Срезн., там же.
ТРИОДЬ - ново-греч. triodion, от treis, три, и ode, пение. Две церковных книги: Триодь постная, содержащая в себе службы от недели Мытаря и Фарисея до Светлой недели, и Триодь цветная, службы от Светлой недели до недели всех Святых.