Все фамилии от крестильного имени Илья (с др. еврейского - "мой бог Яхве) и его уменьшительных и производных форм. (Ф,У). Ильиничнин - родоначальницей была некторая Ильинична, на это указывает суффикс -ин. Ильманов от Ильман разговорной формы имени Илья, подобно тому как Алехан от Алексей. (Э). О фамилиях на на -их можно прочитать здесь. Ильченко, Ильенко, Ильчук - украинские фамилии, причем на -енко из восточных областей, на -ук - из западных.
ИЛЬЕ́НКО Юр. Гер. (род. 1936) - реж. и оператор кино, сценарист, окончил операт. ф-т ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека) в 1960. Снимал ф. "Прощайте, голуби" (1961) Я. А. Сегеля, "Где-то есть сын" (1962) А. Войтецкого и др. В ф. "Улица Ньютона, дом 1" (1963) реж. Т. Ю. Вульфович и Н. Ф. Курихина сыграл гл. роль Тимофея Сувернева. Принцип. значение для всего творчества И. имела операторская работа в ф. реж. С. И. Параджанова "Тени забытых предков" (1964, по пов. М. Коцюбинского, гл. приз на МКФ в Риме, 1965, приз МКФ в Мар-дель-Плата, 1965). В 1965 И. дебютировал как реж. - ф. "Родник для жаждущих". Поставил более 10 ф. - все на к/ст им. Довженко. В большинстве ф. И. - автор или соавтор сценария. Поэтич. кинематограф И. во мн. основывается на традиции укр. фольклора, важное значение приобретает живописно-цветовое решение лит. сюжета. Лирика и драматизм рассказанной с экрана истории непременно получают и подчеркнуто зрелищное изобр. воплощение. Ф. "Белая птица с черной отметиной" (1970, гл. приз на МКФ в Москве, 1971), в к-ром соавтором сценария и исполнителем одной из гл. ролей был актер И. В. Миколайчук, стал значит. событием сов. кино на рубеже 60-70-х гг. Среди ф. реж. И. - "Вечер накануне Ивана Купала" (по Н. В. Гоголю, 1967), "Наперекор всему" (1972, совм. с Югославией), "Мечтать и жить" (1974, И. снялся в роли Герасима), "Праздник печеной картошки" (1977), "Полоска нескошенных диких цветов" (по пов. О. Гончара "Бригантина", 1979), "Лесная песня. Мавка" (по драме Л. Украинки, 1981, и оператор), "Легенда о княгине Ольге" (1983), "В синем небе посею лес" (по пов. Е. Гуцало, 1987). Последняя по времени реж. и операт. работа И. осуществлена по сценарию С. И. Параджанова - "Лебединое озеро. Зона" (1990).
Лит.: Фомин В. Пересечение параллельных. М., 1976. С. 53-102; Юрий Ильенко: Творч. портрет. М., 1987.
ИЛЬЕНКО Юрий Герасимович - ИЛЬЕ́НКО Юрий Герасимович (р. 18 июля 1936, Днепропетровск), украинский кинорежиссер, сценарист, оператор.
В 1961 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гальперина). Как оператор дебютировал в фильме «Прощайте, голуби» (1960). Всеобщее признание его операторского мастерства пришло после ленты «Тени забытых предков» (1964). В 1965 состоялся режиссерский дебют - «Родник для жаждущих» (1965). Украинским национальным колоритом, зрелищностью, живописностью, поэтической приподнятостью отличается один из лучших фильмов режиссера «Черная птица с белой отметиной» (1971, главный приз Московского кинофестиваля). Ильенко считается лидером школы украинского поэтического кинематографа. Среди других работ мастера: «Праздник печеной картошки» (1978), «Лесная песня. Мавка» (1981, приз Всесоюзного кинофестиваля), «Легенда о княгине Ольге» (1983), «Миргород и его обитатели» (1983).
Илье́нков Эвальд Васильевич (1924-1979), философ и публицист. В противовес официальной советской идеологии попытался вернуться к «подлинному» К. Марксу («Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса», 1956, опубликована в 1960) и в середине 1950-х гг. стал в центре кружка оппозиционно настроенных молодых философов.
* * *
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич - ИЛЬЕ́НКОВ Эвальд Васильевич (1924-79), российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к «подлинному» Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950-х гг. стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.
Большой энциклопедический словарь
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-79) - российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к "подлинному" Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса", 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950-х гг. стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.