прил.
1. соотн. с сущ. интонация, связанный с ним
2. Свойственный интонации, характерный для неё.
ИНТОНАЦИО́ННЫЙ, интонационная, интонационное (линг.). прил. к интонация.
интонацио́нный, интонацио́нная, интонацио́нное, интонацио́нные, интонацио́нного, интонацио́нной, интонацио́нных, интонацио́нному, интонацио́нным, интонацио́нную, интонацио́нною, интонацио́нными, интонацио́нном, интонацио́нен, интонацио́нна, интонацио́нно, интонацио́нны, интонацио́ннее, поинтонацио́ннее, интонацио́нней, поинтонацио́нней
Интонационный стиль речи - разновидность интонационного оформления речевых высказываний, типическое применение И. с. языка.
И. с. р. учителя - разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, связанные с определенным стилем и жанром устной речи.
Научный стиль, как правило, используется учителем при объяснении нового материала (будь то слово учителя или беседа), при объяснении способа выполнения того или иного задания и т. д.
Деловой стиль в речи учителя встречается редко.
Элементы художественного И. с. учитель часто использует на уроках литературы, реже на уроке русского языка, например когда рассказывает лингвистическую сказку .
В публицистическом И. с. учитель произносит текст публицистического характера на классном собрании, диспуте, на митинге и т. д.
Ситуации применения учителем разговорного стиля могут быть самые различные, например беседа с коллегами, доверительное общение с учеником и т. д.
Наряду с выделенными существует присущая данному учителю интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно-культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя и т. д. Это индивидуальный И. с, одна из характерологических составляющих педагогического стиля общения. Он находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем, своеобразном сочетании определенных интонационных элементов.
Педагог-мастер имеет свой особый стиль, вместе с тем он умело варьирует разные И. с. в зависимости от ситуации, что обеспечивает успех его педагогической деятельности.
Лит.: Вопросы фонетической организации устных текстов: Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. - Вып. 344. - 1989; Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. - М., 1988; Структура лингвостилистики и ее основные категории: Межвуз. сб. науч. трудов. - Пермь, 1983; Фонетика спонтанной речи /Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гейльман Н.И. и др.; Под редакцией Н.Д.Светозаровой. - Л., 1988; ЦеплитисЛ.К. Анализ речевой интонации. - Рига, 1974; Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М., 1989.
О. В. Филиппова
Интонационный стиль языка - подсистема интонационной системы языка, регулирующая отбор интонационных средств для определенных целей общения. И. с. я. отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой. В подходе к проблеме выделения и классификации И. с. я. среди лингвистов нет единого мнения. Как правило, учеными выделяется (по аналогии с функциональными стилями) пять И. с. я. деловой (информационный), научный, художественный, публицистический, разговорный. Стилеобразующий признак - наличие интонем определенной семантической группы.
Интеллектуальные интонемы присутствуют в речи всегда (цель любой речи - передавать какое-то интеллектуальное содержание).
Специфику стилей составляет соотношение волюнтативных, эмотивных и изобразительных интонем или их полное отсутствие (деловой стиль). Деловой стиль наблюдается в речи диктора при чтении сводки погоды, программы передач и т. д.
Научный стиль с ярко выраженной интонемой степени важности, большой частотой волюнтативных интонем используется в речи, имеющей цель не только передать информацию, содержание, но и направить внимание слушателей на это содержание (лекция, научный доклад, объяснение на уроке).
В художественном стиле возрастает частота эмотивных и изобразительных интонем. Цель применения этих интонем - воздействовать не только на разум, но и на чувства (сценическая речь).
В публицистическом стиле наблюдается сочетание волюнтатив-ных и эмотивных интонем. Речь публицистического характера строится с целью воздействовать на волю слушателей (речь на митинге).
Разговорный стиль сочетает в себе те же интонемы, что и художественный, отличие состоит в сниженной интенсивности и ряде других особенностей, характерных именно для разговорной интонации.
Лит.: см. лит. к статье Интонационный стиль речи.
О. В. Филиппова
интонационный член - фонетическое единство, обозначающее в двучленном предложении один из коммуникативных членов: логический субъект или логический предикат.