Исидо́р Севи́льский (Isidorus Hispalensis) (570-636), христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильи (с 600), автор энциклопедических трудов «Этимологии», «Сентенций» - систематического изложения догматики и морали, «Истории королей готов» (главным образом политической и церковной истории вестготской Испании).
* * *
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ - ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок. 570 - 4 апреля 636, Севилья), епископ Севильи, один из крупнейших ученых раннего Средневековья, один из вдохновителей так называемого «вестготского (см. ВЕСТГОТЫ) возрождения». Учитель Западной церкви.
Исидор родился в Картахене в знатной семье, его мать была дочерью вестготского короля. В 600 он занял пост архиепископа Севильи. Главным вкладом Исидора в культуру Средневековья была систематизация всех накопленных к тому времени знаний и изложение их в понятной для современников форме. Кратко и доступно, в небольших хрониках («Хроника», «История королей готов»), изложениях Библии («О рождении и смерти отцов»), в аллегорических толкованиях («Некоторые аллегории Священного Писания») и назидательных сборниках («Сентенции»), а также в естественно-научных трактатах («О порядке творений», «О природе вещей») и, наконец, в огромной, в 20 томах, энциклопедии «Этимологии, или Начала» (Originum sive etymologiarum) Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, теологией, грамматикой, предлагая читателю собранные им отовсюду знания как твердую норму, оправданную авторитетом христианской и античной традиций.
Собирая отовсюду самые разные сведения, Исидор стремился установить конечную, бесспорную истину о каждом предмете. Этимология как поиск первооснов дала ему возможность представить все знания как сумму первоэлементов. Трактаты Исидора приняли вид терминологических исследований, разъясняющих смысл и содержание главнейших понятий в жизни человека. «Этимологии» Исидора стали одним из главных источников образованности для Средних веков и во многом определили интеллектуальный кругозор человека той эпохи.
С общим стремлением толедского двора стать вровень с «Ромейской» империей, Исидор предпринял своеобразную «реставрацию» латинской культуры 4-5 вв. В распоряжении Исидора были позднеантичные комментарии к древним авторам, схолии, справочные пособия: грамматики и словари, а также произведения латинской патристики и некоторых классических писателей.
Потомки ценили Исидора не только как ученого, но и как стилиста, называя «исидоровским» возвышенный слог риторической молитвенной прозы. В «Божественной комедии» Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) имя Исидора Севильского названо рядом со св. Бедой Достопочтенным (см. БЕДА Достопочтенный) . В 1598 Католическая церковь причислила Исидора Севильского к лику святых. Память 4 апреля.