Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
исповедывать
Толковый словарь Даля
ИСПОВЕДЫВАТЬ - или исповедовать; исповедать что-либо, признавать, веровать, держаться чего твердым убежденьем. Испове(дую)дываю веру христианскую. Исповедать грехи свои, сознаться в них кому, и пр. духовнику;
| кого, расспрашивать, заставлять высказывать все; о духовнике: выслушивать и отпускать грехи, перед святым Причастьем.
| Исповедать что, архан. вызнать, разузнать, проведать, дознать. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу. Исповедыванье ср., ·длит. исповеданье ·окончат. исповедь жен., ·об. действие по гл.
| Исповеданье. вероисповеданье, вера, признаваемые церковью духовные истины: образ богопочитанья; более употр. о видах христианской веры.
| Задушевные убежденья вообще, и пр. политические.
| Исповедь. таинство покаянья; устное признанье грехов своих перед духовником.
| Искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел. К сонному попу на исповедь не ходят. Исповедной, к исповеди принадлежащий, относящийся. Исповедная книга, роспись, список бывших на исповеди. Исповедная жен. в католической церк. закрытое кругом место для духовника, с боковым оконцем, у коего припадают на колени исповедуясь. Исповедное ср. приношенье попу на исповедь. Исповедимый, могущий быть исповедан или высказан; исповедимость, свойство исповедимого. Исповедник муж. -ница жен. кто исповедуется духовнику, приносить сознание и покаянье в грехах.
| Церковь чествует так святых, не приявших мученической смерти. Исповедников, -ницын, ему, ей принадлежащий. Исповедничий, -ческий, к ним относящийся, им свойственный. Исповедитель муж., церк. исповедник, ·в·знач. святого мужа. Исповедатель муж. исповедник, приносяший исповедь;
| исповедующий кого, духовник. -ница жен. исповедница. Исповедателев, -тельницын, ему, ей принадлежащий. Исповедчик муж. -чица жен. исповедальщик муж. -щица жен. исповедник, ·в·знач. приносящего исповедь, кающегося, исповедующегося [По строгой грамматике, окончанье -ывать вид неокночательный, -овать окончательный или совершенный; -ываю время настоящее, -ую время будущее; но обычай допускает сокращенье исповедую, вместо исповедываю, тем более, что у многих гл. наших время настоящее и будущее одинаково].
Полезные сервисы
духовник
Гуманитарный словарь
ДУХОВНИ́К (или дух. о., калька с греч.) - в правосл. церкви - свящ. (монашествующий или женатый), проводящий исповедь и совершающий таинство покаяния. Под угрозой потери священного сана Д. запрещается разглашать грехи исповедующегося или укорять его за них (после исповеди они должны быть им "забыты"). Термин Д. встречается в творениях Иоанна Экзарха (10 в.), но в др.-рус. источниках употребляется лишь с начала 15 в. В Византийской церкви духовниками были почти исключительно монашествующие свящ., имеющие специальное поручение на исповедь от епископа. В рус. церкви никогда не было такой зависимости духовничества от монашества: с самого начала духовниками были только рукоположенные лица, как монашествующие (приходские духовники-иеромонахи, наз. "игуменами"), так и женатые. К сер. 12 в. перестал существовать и сам отд. класс Д., и право на совершение исповеди стало даваться каждому белому свящ. вместе с его посвящением, в то время как иеромонах должен был доп. получить его от архиерея. Взаимоотношения между Д. и его "дух. детьми" и объем самого понятия "духовничество" определяется как генезисом самосознания христианства в истории, так и положением Церкви внутри гос-ва, претерпевая изменения по мере дух. и юридич. эмансипации об-ва, выразившейся в закономерном отделении Церкви от гос-ва. В средневековье власть Д. над человеком была почти абсолютна. Для совр. чел. христианской ориентации Д. является опытным консультантом, помогающим преодолеть стрессовые состояния и обрести душевное равновесие. В Др. Руси система отношений Д. и его "детей" (и круга понятий, им внушаемых) получила классич. выражение в "Вопрошании" Кирика Новгородца (12 в.), пытавшегося создать тотальную норму церк. требований, распространяющуюся на всю религиозно-нравственную жизнь чел. и регламентирующую ее до последних мелочей. В то же время, руководствуясь принципом "покаяние вольно есть", верующий в Древней Руси сам выбирал себе для исповеди священника, вне зависимости от места его проживания и служения, и нарекал его своим дух. отцом (существовали даже особые наставления о выборе Д.). Существенно изменилось положение Д. в связи с расколом старообрядчества 17 в., к-рому сочувствовала большая ч. духовенства. Ответные меры церк. властей выразились в усилении контроля за деят-ностью приходского духовенства и зафиксированы появлением в Требниках "Сказания к Д.", к-рое запрещает совершение исповеди без "повелительной грамоты местного епископа", под угрозой в противном случае "правильной казни". С др. стороны, новый жизненный уклад формирующегося на европейских основах светского об-ва делал невозможным сохранение старой покаянной системы. Кардинальные изменения в практику рус. духовничества внесли реформы Петра I, зафиксированные "Дух. Регламентом". Указом Синода 1722 предписывалась обязательная исповедь у своего приходского свящ., чем фактически уничтожалась свобода выбора Д., священник мог налагать епитимьи только с "благословения" правящего архиерея, одновременно излагая последнему существо дела. Наконец, свящ., узнавший на исповеди "об умысле на честь и здоровье государя" или о распространении ложных слухов о небывалых чудесах, обязывался немедленно донести на виновного. "Дух. отец превращался этим требованием в полицейского агента, патриархальность отношений между ним и детьми исчезла, межу духовенством и народом становится гос-венная власть, к-рая берет на себя исключительное руководство народной мыслью" (Смирнов С. Др.-рус. духовник. Исслед. по ист. церк. быта. М., 1913. С. 239-240). Эти реформы не только в корне подорвали основы др.-рус. духовничества, но поставили рус. церковь на путь необратимо возрастающего размежевания между ней и народом, достигшего апогея в трагич. событиях начала 20 в. Попытки восстановления в наст. время ин-та духовничества неизбежно носят индивидуальный характер, что в свою очередь определяет свободный и честный характер отношений между Д. и его дух. детьми.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Д. великих князей и царей Моск. и всея Руси // Чтения в Об-ве истории и древностей рос. 1876. Ч. 1. С. 216-219; Смирнов С. Духовный отец в др. Вост. Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906.
Сканворды для слова духовник
Полезные сервисы