м.
1. Земляной вал, образующийся при рытье канавы или канала.
отт. Насыпь вдоль дороги, сооружаемая из вынутого грунта для защиты от заносов и сточных вод.
2. Возвышенная фортификационная постройка внутри главного бастиона.
м.
1. Земляной вал, образующийся при рытье канавы или канала.
отт. Насыпь вдоль дороги, сооружаемая из вынутого грунта для защиты от заносов и сточных вод.
2. Возвышенная фортификационная постройка внутри главного бастиона.
кавалье́р, кавалье́ры, кавалье́ра, кавалье́ров, кавалье́ру, кавалье́рам, кавалье́ром, кавалье́рами, кавалье́ре, кавалье́рах
I.
КАВАЛЬЕР а, м. cavalier m., нем. Cavallier.
1. устар. Возвышенная фортификационная постройка внутри главного бастиона; малый бастион. БАС-1. Кавалер в крепости .. делается высокой бастион для стреляния ис пушек. Тат. Лекс. // Т. Избр. 304. Кавалиеры (то есть взведенные круглые высоты на болверках). Побежд. кр. 11. // Сл. 18 5 41. Подкопная пролонгация, или продолгость, для подорвания кавалера. 1733. Арт. С-Р. 2 158. Если близ крепости находились низменности, которых с вала нельзя было обнаруживать, то в бастионах строили другие внутренние бастионы, с значительным командованием под первым. Эти высокие бастионы названы кавальерами. Теляковский Форт. 1846 2 22.
2. Земляной вал, образующийся при рытье канавы ли канала. БАС-1. Работа в городе не допускает открывать по бокам выемки кавальеры для свалки выбираемого грунта и его приходится вывозить почти за версту в насыпь, либо совсем за город. С. Южаков В стране хунхузов. // РБ 1893 6 107. || Насыпь вдоль дороги, сооружаемая из вынутого грунта для защиты от заносов и сточных вод; земляной отвал. БАС-1. Во время сооружения дороги на обрезах берется земля для насыпей (закладываются "резервы" ) и отваливается излишняя земля выемок (в "кавальер" или на "вымет" ). ТЭ 1929 7 85. - Лекс. Гейм 1801: кавалье_р; Сл. 18: кавальер 1799 (ков- 1706, -лл- 1708, -лер 1705, -лиер 1708, -лир 1751).
II.
КАВАЛЬЕР chevalière f. един. Широкий перстень.? 1 яхонтовое ожерелье с 77-ю яхонты. 1 ковальер с алмазами. 1 чекулатник. 1709. Опись вещам Меньшикова. ЩС 4 421-412.
КАВАЛЬЕР (франц.). 1) малый бастион внутри главного. 2) высокая насыпь вдоль полотна железной дороги.
- Насыпь правильного профиля, образованная землёй, взятой из выемки при сооружении дороги или канала и не использованной для самого сооружения.
КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri) Бонавентура (1598-1647) - итальянский математик. Сочинение Кавальери (1635) о вычислении площадей и объемов фигур с помощью т. н. "неделимых" метода способствовало формированию интегрального исчисления.
КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri) Эмилио де (ок. 1550-1602) - итальянский композитор, дипломат. Участник Флорентийской камераты, наряду с Я. Пери и Дж. Каччини один из создателей стиля монодии и оперного жанра - музыкальной пасторали ("Отчаяние Филена" и "Сатир" (1590), священнодействие "Представление о душе и теле" (1600, первый образец духовной оперы и сценической оратории).
Кавалье́ри Бонавентура (Cavalieri) (1598-1647), итальянский математик. Сочинения Кавальери (1635) о вычислении площадей и объёмов фигур с помощью так называемого «неделимых» метода способствовало формированию интегрального исчисления.
* * *
КАВАЛЬЕРИ Бонавентура - КАВАЛЬЕ́РИ (Cavalieri) Бонавентура (1598-1647), итальянский математик. Сочинение Кавальери (1635) о вычислении площадей и объемов фигур с помощью т. н. «неделимых» метода (см. НЕДЕЛИМЫХ МЕТОД) способствовало формированию интегрального исчисления.
Кавалье́ри Эмилио де (Cavalieri) (около 1550 - 1602), итальянский композитор, дипломат. Участник Флорентийской камераты, наряду с Я. Пери и Дж. Каччини один из создателей стиля монодия и форм, предшествовавших опере. Музыкальные пасторали [«Отчаяние Филена» и «Сатир» (1590)]; священнодействие «Представление о душе и теле» (1600, первый образец духовной оперы и сценической оратории).
* * *
КАВАЛЬЕРИ Эмилио де - КАВАЛЬЕ́РИ (Cavalieri) Эмилио де (ок. 1550-1602), итальянский композитор, дипломат. Участник Флорентийской камераты (см. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА), наряду с Я. Пери и Дж. Каччини один из создателей стиля монодии (см. МОНОДИЯ) и оперного жанра - музыкальной пасторали («Отчаяние Филена» и «Сатир» (1590), священнодействие «Представление о душе и теле» (1600, первый образец духовной оперы и сценической оратории).