Каве́лин ф. <мс 1а>
кавелин конст. дм
Гуманитарный словарь
КАВЕ́ЛИН Конст. Дм. (1818-85) - историк, правовед, публицист и социолог. Происходил из дворян. семьи. В 1839 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1842-43 служил в Петербурге в Мин-ве юстиции. В февр. 1844 защитил в Моск. ун-те магистерскую дисс. и стал преподавателем ун-та, где читал в 1844-48 на юрид. ф-те историю рус. законодательства. После ухода из ун-та в 1848 вновь на гос. службе. Читал лекции по истории и праву наследнику престола. В 1847-61 проф. Петерб. ун-та.
По своим политич. взглядам умеренный либерал, западник; сторонник философии Гегеля; близкий друг С. М. Соловьева. В кон. 1850-х - 60-х гг. эволюционировал вправо. Один из основателей (вместе с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным) гос. (ист.-юрид.) школы в рус. историографии. В своих работах "Взгляд на юрид. быт Др. Руси" (1847), "Мысли и заметки о рус. истории" (1866) и др. сформулировал один из основополагающих для гос. школы тезисов о развитии на Руси родовых отношений и постеп. их смене гос. отношениями. Писал о решающей роли гос-ва в рус. истории. Автор многочисл. публицистич. статей, а также одного из первых проектов отмены крепостного права.
Полезные сервисы
кавелин константин дмитриевич
Энциклопедический словарь
Каве́лин Константин Дмитриевич (1818-1885), российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован в 1887) и др.
* * *
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич - КАВЕ́ЛИН Константин Дмитриевич (1818-85), российский историк государственной школы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА) и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861 (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА), автор одного из первых проектов отмены крепостного права (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО) . Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован 1887) и др.
* * *
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич [4 (16) ноября 1818, Петербург - 3 (15) мая 1885, там же], русский правовед, историк, публицист; общественный деятель, один из идеологов либерализма.
Из дворян. Отец - директор Главного педагогического института (Петербург), в дальнейшем (с 1819) преобразованного в университет; литератор-любитель, участник «Арзамаса (см. АРЗАМАС (литературный кружок))», впоследствии отошедший от либеральных взглядов . Двоюродный брат архимандрита Леонида (см. ЛЕОНИД (Кавелин)). Окончил юридический факультет Московского университета (1839), где в 1844 защитил магистерскую диссертацию и затем преподавал на кафедре истории русского законодательства. В своих статьях 1846-1847 сформулировал основные принципы государственного направления («государственной школы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА)») в русской историографии. Статья Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» («Современник», 1847) стала, по словам Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), «эпохой в истории русской истории, с нее начнется философическое изучение нашей истории». С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. Активно участвовал в подготовке отмены крепостного права. В 1861 Кавелин выступил с протестом против полицейско-административного произвола по отношению к студентам и ушел в отставку. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-х гг., в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора; вместе с тем решительно осуждал и репрессивные меры властей. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых «сверху».
Увлекавшийся в юности гегельянством (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО) и с почтением относившийся к славянофилам (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) (в особенности к А. С. Хомякову (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович)), Кавелин под влиянием В. Г. Белинского, а позднее А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) и Т. Н. Грановского (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич) стал убежденным западником (см. ЗАПАДНИКИ) . Эти убеждения нашли последовательное выражение в его работе «Мысли и заметки о русской истории» (1866). В понимании истории Кавелин решающую роль отводил личностному началу: «Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию..., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, - есть необходимое условие всякого духовного развития народа». Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном счете привести к подлинному сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества: «Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности». Итогом изучения проблемы нравственной личности, ее социального значения стала работа Кавелина «Задачи этики» (1885), которая оказала значительное влияние на молодое поколение 1880-х гг.
Большой энциклопедический словарь
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-85) - российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и помещичьего землевладения. Труды: "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (опубликован 1887) и др.
Энциклопедия Кольера
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. Умер Кавелин в Петербурге 3 мая 1885. Увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (особенно к А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). "Очень осторожный мыслитель", по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому скептицизму и релятивизму ("в мире нет безусловных начал или принципов - все в нем условно и относительно"). Он всегда стремился избегать крайностей как "отвлеченного" идеализма ("метафизические миражи"), так и последовательного материализма. "Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него. Пытаться объяснить, а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот - значит попадать в заколдованный круг". Высоко оценивая значение объективного знания "точных наук", Кавелин возлагал особые надежды на психологию, считая, что лишь она одна "может разрешить задачу, на которую не дает ответа ни философия, ни естествознание". Такой задачей он считал понимание внутреннего мира личности. При всей своей философской "осторожности" Кавелин все же не смог избежать субъективизма, фактически признавая "первичность" внутреннего, психического опыта личности: "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира". Мыслитель-либерал, Кавелин отводил решающую роль в понимании истории личностному началу. "Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию.., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, - есть необходимое условие всякого духовного развития народа". Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении "начала личности", что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. "Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности". В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых "сверху".
ЛИТЕРАТУРА
Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии. - Русская мысль, 1886, кн. 6 Корсаков Д.А. К.Д.Кавелин: Очерк жизни и деятельности. СПб, 1896 Кавелин К.Д. Собрание сочинений, тт. 1-4. СПб, 1897-1900