КАННИНГ (Canning) Джордж (1770-1827) - премьер-министр Великобритании в 1827, министр иностранных дел в 1807-09 и с 1822, лидер тори. Стремясь утвердить английскую гегемонию в Европе, противодействовал политике континентальных держав Священного союза.
каннинг джордж
Энциклопедический словарь
Ка́ннинг Джордж (Canning) (1770-1827), премьер-министр Великобритании в 1827, министр иностранных дел в 1807-1809 и с 1822, лидер тори. Стремясь утвердить английскую гегемонию в Европе, противодействовал политике континентальных держав Священного союза.
* * *
КАННИНГ Джордж - КА́ННИНГ (Canning) Джордж (1770-1827), английский государственный деятель, премьер-министр Великобритании в 1827, министр иностранных дел в 1807-1809 и с 1822, лидер тори (см. ТОРИ). Стремясь утвердить английскую гегемонию в Европе, противодействовал политике континентальных держав Священного союза.
Энциклопедия Кольера
КАННИНГ Джордж (Canning, George)
(1770-1827), британский государственный деятель и дипломат. Родился 11 апреля 1770 в Лондоне в семье небогатого адвоката. Его дед - состоятельный землевладелец из Ирландии - лишил сына наследства за то, что он женился на женщине другого социального круга. Мать Каннинга, оставшись вдовой, с младенцем на руках, порвала с респектабельным обществом, ушла на сцену и стала любовницей актера Сэмюеля Реддиша. Каннинга взял на воспитание его богатый дядя, который отправил подростка в Итон, затем в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета. В 1791 Каннинг поступил в юридическую школу "Линкольнз-Инн", но позже избрал политическую карьеру. Был представлен Уильяму Питту Младшему, при покровительстве которого получил место в парламенте (1793). Быстро зарекомендовал себя как блестящий оратор и в 1796 был назначен помощником министра иностранных дел в кабинете Питта. Последовали дальнейшие назначения - специальным уполномоченным в департаменте по делам Индии (1799) и в объединенном военном казначействе (1800). В 1800 его финансовое и социальное положение значительно улучшилось после женитьбы на богатой наследнице Джоан Скотт, сестра которой была женой герцога Портленда. В 1801 Каннинг и Питт ушли в отставку, однако уже в 1804 вернулись в правительство, в котором Каннинг занял пост казначея военно-морского флота. После смерти Питта (январь 1806) Каннинг и его единомышленники подали в отставку и находились в оппозиции до марта 1807, в период правления кабинета Гренвиля. Сторонники Питта вернулись к власти под руководством герцога Портленда, в кабинете которого Каннинг стал министром иностранных дел и проводил политику активной финансовой и военной поддержки Испании в ее войне с Наполеоном. В 1809 он вошел в конфликт с военным министром виконтом Каслри по поводу ведения военных действий с наполеоновской Францией; Каслри и Каннинг дрались на дуэли, и оба были вынуждены уйти в отставку. Через несколько недель герцог Портленд покинул свой пост, сославшись на ухудшение состояния здоровья. Каннинг, ожидавший, что Георг III назначит его премьер-министром, отказался служить под началом Спенсера Персиваля. Летом 1812 он точно так же отказался от поста министра иностранных дел, который ему предложил преемник Персиваля лорд Ливерпуль. С 1814 Каннинг - посол в Португалии, а через два года вновь в правительстве - в качестве председателя контрольной палаты. Не согласившись с позицией правительства по делу королевы Каролины в 1820, с которой пытался развестись Георг IV, Каннинг в декабре того же года ушел в отставку. Каннинг находился в дружеских отношениях с Каролиной, когда она была принцессой Уэльской; тогда же у Георга IV появились серьезные (но ошибочные) подозрения, что Каннинг находился с ней в любовной связи. Каннинг был назначен генерал-губернатором Бенгалии и готовился отплыть в Индию. Но в августе 1822 его старый недруг Каслри, министр иностранных дел и спикер палаты общин, покончил с собой. В сентябре на освободившиеся посты король назначил Каннинга. Министр иностранных дел и премьер-министр. Каннинг неодобрительно относился к политике континентальных держав и в 1823 вывел Англию из Священного союза. Он придерживался принципа невмешательства во внутренние дела других государств, который на практике приводил к отказу поддерживать реакционные силы при подавлении революций. Каннинг был готов помочь конституционной партии в Испании, когда в страну вторглась французская армия для восстановления абсолютной власти Фердинанда VII (1823) (эта помощь не состоялась из-за сопротивления короля и части кабинета). Однако даже консерваторы поддержали Каннинга, когда он не позволил Франции использовать ее военно-морские силы, чтобы помочь Испании подавить освободительное движение в Южной Америке. Политические установки Каннинга повлияли на провозглашение правительством США 2 декабря 1823 доктрины Монро, утверждавшей принцип противодействия США любому вмешательству европейских держав в дела Нового Света. Успех политики в отношении новых государств Южной Америки дал основания Каннингу сказать в 1826, что он "вызвал к жизни Новый Свет, чтобы восстановить равновесие в Свете Старом". За год до этого Каннинг убедил кабинет в необходимости придерживаться курса на признание политической независимости бывших южноамериканских колоний Испании и таким образом дать Великобритании возможность получить доступ к новым рынкам Южной Америки. Популярность внешней политики Каннинга радикально изменила отношение к нему Георга IV. В апреле 1827 после отставки лорда Ливерпуля король назначил Каннинга премьер-министром, отдав ему предпочтение перед сэром Робертом Пилем и герцогом Веллингтоном. Поскольку Каннинг был главным сторонником эмансипации католиков в партии тори, антикатолически настроенные министры - почти половина кабинета - отказались служить под его началом и перешли в оппозицию, что вынудило его искать поддержки у вигов. С опорой на их голоса, а также голоса независимых членов парламента Каннинг получил подавляющее большинство в палате общин. В палате лордов его Хлебный закон был отвергнут протекционистами из партии тори. Этот закон предполагал дальнейшую постепенную либерализацию торговли зерном путем ее вывода из системы запретительных тарифов, установленной с 1815, и должен был положить конец неоправданным скачкам цен. Одним из важных направлений внешней политики Каннинга на посту премьер-министра стало решение т.н. греческого вопроса, который будоражил Европу с тех пор, как в 1821 в Греции вспыхнуло восстание против Турции. Каннинг стремился предотвратить интервенцию России с целью оказания помощи грекам, поскольку это могло повлечь за собой укрепление России на Балканах. В качестве альтернативного варианта он предлагал трехстороннее сотрудничество России, Англии и Франции, чтобы добиться от султана приемлемых условий мира. Итогом этой политики стала подписанная 6 июля 1827 Лондонская конвенция, по которой Россия, Англия и Франция потребовали у турецкого султана предоставить Греции автономию при условии ежегодной выплаты дани. Отказ султана заставил европейские державы послать к берегам Турции военный флот, который разгромил турок в Наварринском сражении (1827). Окончательно вопрос был решен после русско-турецкой войны 1828-1829, когда султан принял условия Лондонской конвенции. Но Каннингу не довелось увидеть плоды своего труда. Умер Каннинг в Чизике 8 августа 1827.
ЛИТЕРАТУРА
Яковлев Н.Н. Джордж Каннинг и Россия. - Новая и новейшая история, 1998, № 3
Афоризмы
Каннинг Джордж (Canning, George) (1770 - 1827)
Английский политик. Родился 11 апреля 1770 в Лондоне. 1791 - окончил Оксфордский университет. С 1793 член парламента. В 1796 - 1799 помощник министра иностранных дел в кабинете У. Питта Младшего. В 1807 - 1809 и с 1822 - министр иностранных дел. 1814 - 1816 - посол в Лисабоне. 1827 - премьер-министр Великобритании. Лидер тори. Умер 8 августа 1827, Чизик.
Афоризмы, цитаты
Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого.
Полезные сервисы
каннингeм мерс
Энциклопедический словарь
КАННИНГEМ Мерс - КА́ННИНГEМ (Cunningham) Мерс (р. 1919), американский танцовщик, хореограф. Создатель одного из видов танцевального авангарда - «объективного танца» («движение ради движения»).
Был в труппе Марты Грэхем, занимался классическим танцем в Школе американского балета Дж. Баланчина. В 1952 организовал собственную танцевальную труппу, для которой впоследствии создал около 100 постановок, большую часть в сотрудничестве с Дж. Кейджем (см. КЕЙДЖ Джон), с которым счастливо прожил 40 лет. Наиболее известные постановки: «Кризисы», «Тропический лес» (оформление создано Э. Уорхоллом), «Шаги».
В 2005 получил престижную японскую Императорскую премию «за образцовый вклад в развитие культуры и артистического искусства в мире».
Энциклопедия Кольера
КАННИНГEМ Мерс (Cunningham, Merce)
(р. 1919), американский танцовщик, хореограф, с 1950-х годов один из лидеров авангардного искусства. Каннингeм стал первопроходцем в сфере т.н. объективного танца, т.е. танца, культивирующего чистую пластику - движение ради движения. В своих работах Каннингем не опирается ни на драматический сюжет, ни на литературные аллюзии, ни на социальные темы, ни на эмоциональный подтекст; он не стремится выражать в танце музыкальное содержание. Смысл и суть танца, по Каннингему, - эксперимент с разными возможностями движения во времени и пространстве. Каннингем родился 16 апреля 1919 в Сентрейлии (шт. Вашингтон). Мальчиком он занимался степом, народным и бальным танцем, потом посещал университет Джорджа Вашингтона и Школу искусств в Сиэтле. В 1939, когда он изучал танец "модерн" в Беннингтонской школе танца в Вермонте, его пригласила в свою труппу Марта Грэхем. В 1940-1945 он работал в этой труппе, занимался классическим танцем в Школе американского балета Джорджа Баланчина и начал выступать с собственными постановками, при сотрудничестве пианиста и композитора Джона Кейджа. В 1947-1953 Каннингем работал в колледже Блэк-Маунтин (шт. Северная Каролина). В 1952 он организовал собственную танцевальную труппу, для которой впоследствии создал около 100 постановок. Как и для музыки Кейджа, с которым Каннингем работал вплоть до смерти композитора (1992), для хореографии Каннингема типична кажущаяся бессвязность, отсутствие единой линии развития. Хотя эта хореография, как и музыка Кейджа, характеризуется внезапными "всплесками" движения и внезапными остановками (в музыке - "всплески" звуков и моменты молчания), она не следует за музыкой. В постановках Каннингема танцоры часто продолжают двигаться, не останавливаясь и не меняя ритм, хотя музыка в это время уже остановилась, или наоборот, танцоры застывают в неподвижности, когда звучит музыка. Каннингем применяет и другие контрасты: например, противопоставление одного неподвижного или медленно вращающегося танцора - группе танцовщиков, двигающихся с яростной одержимостью. При этом танцовщики в группе одновременно исполняют разные движения. Например, в постановке Кризисы (Crises, музыка Конлона Нанкэрроу) движения исполнительницы главной роли - резкие, судорожные, в то время как окружающие ее танцовщики движутся медленно, плавно, как бы обтекая ее. Создавая этот и многие другие танцы, Каннингем оставляет на волю случая соотношение отдельных исполнителей между собой - кто с кем и когда будет взаимодействовать. Каннингем работал в тесном контакте со многими художниками и музыкантами с целью создания уникального художественного пространства, составной частью которого, наряду с цветом, оформлением и звуком, являются танцы. Настроение постановки Тропический лес (Rainforest), например, определяется фантастичной электронной музыкой Дэвида Тюдора и придуманными Энди Уорхолом серебристыми, светящимися, прозрачными подушками, которые медленно, как в гипнотическом сне, плавают над сценой. В постановке Шаги (Tread) на рампе устанавливается ряд повернутых к залу больших вентиляторов, которые производят сильный ветер, как бы отделяющий публику от танцоров, - это проект Брюса Науманна, который сопровождается электронной музыкой Кристиана де Вольфа. Оформление и костюмы многих постановок были сделаны такими художниками, как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Франк Стелла. Работам Каннингема не чуждо и остроумие, например в спектакле Как подойти, ударить, убежать и упасть (How to Pass, Kick, Run, and Fall), где по ходу действия выступают два распивающих шампанское комментатора. В роли одного из них обычно выступал Джон Кейдж.
Полезные сервисы
каннингем (cunningham) уолтер
Большой энциклопедический словарь
КАННИНГЕМ (Cunningham) Уолтер (р. 1932) - космонавт США, доктор наук. Полет вокруг Земли на "Аполлоне-7" (октябрь 1968).
Полезные сервисы
каннингем уильям
Энциклопедический словарь
КАННИНГЕМ Уильям - КА́ННИНГЕМ (Cunningham) Уильям (1849-1919), английский историк. Главный труд - «Развитие английской промышленности и торговли». Был лектором по истории в Кембридже (см. КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) в 1884-1891 и профессором экономики в Кингз-колледже Лондонского университета (см. ЛОНДОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) в 1891-1897.
Энциклопедия Кольера
КАННИНГЕМ Уильям (Cunningham, William)
(1849-1919), английский историк, родился в Эдинбурге 29 декабря 1849. Получил образование в Эдинборо-Академи, Эдинбургском университете, Тюбингенском университете и Тринити-колледже Кембриджского университета. Был лектором по истории в Кембридже в 1884-1891 и профессором экономики в Кингз-колледже Лондонского университета в 1891-1897. Служил священником в Большой церкви св. Марии в Кембридже, был назначен архидьяконом Или в 1907. Стал членом совета Британской академии в 1887. Читал лекции по экономической истории в Гарвардском университете в 1899 и 1917. Умер Каннингем в Кембридже 10 июля 1919. Лучшей работой Каннингема является Развитие английской промышленности и торговли (The Growth of English Industry and Commerce, 1882).
Полезные сервисы
каннингем уолтер
каннингэм имоджин
Энциклопедический словарь
КАННИНГЭМ Имоджин - КА́ННИНГЭМ (Cunningham) Имоджин (12 апреля 1883, Портленд, Орегон, США - 24 июня 1976, Сан-Франциско), американский фотограф. Мастер фотопортрета и фотопейзажа.
Стала снимать в 1901, записавшись на заочные курсы фотографии. Ее первые снимки, такие, как «Рассвет над болотом» (1901) были выполнены в традиции изобразительного романтизма - стиля, который имитировал академическую живопись рубежа веков.
После обучения химии фотопроцесса в Дрездене (Германия) она открыла фотостудию в Сиэтле, штат Вашингтон, и вскоре приобрела широкую известность. Несмотря на то, что ее профессиональная работа носила коммерческий характер, она делала и незаказные серии, такие как «Леса на краю света» (ок. 1912), полные аллегорий и тайн. После замужества переехала в Сан-Франциско, где познакомилась с Эдвардом Уэстоном, и по его рекомендации 10 снимков растений появились на фотокиновыставке «Film und Foto» (1929), проходившей под эгидой ассоциации немецких дизайнеров и архитекторов «Веркбунд (см. ВЕРКБУНД)».
В 1932 присоединилась к ассоциации американских фотографов «Группа Ф-64» (см. ГРУППА Ф-64) . Как и другие члены этой группы, принципиально переключилась на предельно резкие, хорошо деталированные снимки, такие, как «Две каллы» (1929), который отличало чувственное любование природой.
После распада «Группы Ф-64» организовала портретную галерею и стала преподавать в Институте искусств Сан-Франциско. В 1974 вышла ретроспективная монография «Имоджин! Фотографии Имоджин Каннингэм 1910-1973» («Imogen! Imogen Cunningham Photigraphs, 1910-1973), а ее последние фото были опубликованы в книге «После девяноста» («After Ninety», 1977).