Картезиа́нцы (картузианцы), члены католического монашеского ордена, получившего название по своему первому монастырю, основанному в 1084 близ Гренобля, в местности Шартрёз (лат. Cartusia). Малочисленные общины картезианцев сохранились в Италии, Испании, Франции и некоторых других странах.
* * *
КАРТЕЗИАНЦЫ - КАРТЕЗИА́НЦЫ (картузианцы), члены католического монашеского ордена, получившего название по своему первому монастырю, основанному в 1084 близ Гренобля в местности Шартрез (лат. Cartusia). Малочисленные общины картезианцев сохранились в Италии, Испании, Франции и некоторых других странах.
КАРТЕЗИАНЦЫ (картузианцы) - члены католического монашеского ордена, получившего название по своему первому монастырю, основанному в 1084 близ Гренобля в местности Шартрез (лат. Cartusia). Малочисленные общины картезианцев сохранились в Италии, Испании, Франции и некоторых других странах.
КАРТЕЗИАНЦЫ (картузианцы), члены монашеского ордена Римско-католической церкви, основанного в 1084 св. Бруно Кельнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Имя картезианцев происходит от названия первой обители, Большая Шартреза - La Grande Chartreuse (лат. Cartusia). Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной. Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного "спатимента", энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений. Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь. Начиная с 12 в. к ордену присоединилось небольшое число женских монастырей. В их уставе требование безмолвия и уединения несколько смягчено. После совместной трапезы у монахинь свободное время. Остальную часть дня монахини проводят в безмолвии в кельях. Картезианские монахини принимают особо торжественное посвящение девственниц. Кроме того, они обладают привилегией получать древнее благословение диаконисс, что дает им право в определенных случаях надевать диаконские манипулы (поручи) и столу (орарь) и исполнять некоторые литургические функции. Сестры-мирянки ведут жизнь, подобную той, что ведут братья-миряне. Картезианские обители возглавляются приорами; приор Большой Шартрезы является генералом ордена. Верховная власть принадлежит генеральному капитулу, который составляют все приоры и община Большой Шартрезы. Управление орденом имеет жесткий централизованный характер. Орден особенно процветал во Франции и Испании, однако картезианские обители имеются также в Италии, Португалии, Германии, Швейцарии, Великобритании и Америке. Главным источником доходов картезианского ордена служит всемирно известный ликер "Шартрез". В его производстве занято всего четыре брата, а торговля полностью передана в руки мирян.
ЛИТЕРАТУРА
Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
картезиа́нцы, -ев и картузиа́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем (монашеский орден)